Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 14:51, контрольная работа
В современной политической науке можно выделить два основных уровня – теоретический и прикладной. Если в рамках первого изучаются общие закономерности функционирования мира политического и производятся попытки определить способы и направления его изменения, то представители второго занимаются разработкой методов и способов решения актуальных задач политической практики. Признавая значимость фундаментальных политологических исследований, следует отметить, что прикладные исследования также имеют существенную ценность, поскольку их связь с повседневной политической жизнью прослеживается более четко.
ВВЕДЕНИЕ
3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4
МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
4
ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
ЭКСПЕРТНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА И ПРОГНОСТИКА
6
8
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большинство в негосударственном аналитическом секторе составляют центры, ориентированные на получение прибыли, а следовательно, представляющие собой коммерческие структуры, для которых политическая аналитика – товар. Они работают с крупными коммерческими компаниями, вовлеченными в политическую жизнь через лоббистскую деятельность и сталкивающимися с необходимостью просчитывать политические риски, а также политическими партиями и общественными организациями.
Другая классификация аналитических структур была предложена исследователями Д. Веймером и А. Вайнингом, которые рассматривали американскую политическую систему. Говоря о правительственных аналитических структурах – первой группе субъектов политического анализа – авторы выделяют в них подгруппы в соответствии с теми органами государственной власти, на которые они работают. Например, президентские аналитические службы (Совет по национальной безопасности, Совет по внутренней политике), осуществляющие аналитическую поддержку решений, принимаемых президентом США.
Следующую группу субъектов политического анализа составляют крупные исследовательские институты, которые занимаются разработкой принципиально новых методов анализа, а затем используют их на практике. Наиболее ярким примером такого рода учреждений является «РЭНД Корпорейшн», разработавшая метод Дельфи.
Третью группу субъектов политического анализа американские исследователи называют частными аналитическими центрами – они соответствует центрам, имеющим получение прибыли своей основной целью. Данную классификацию правильно было бы дополнить таким субъектом политического анализа, как средства массовой информации. На основе материалов СМИ человек также может принимать решения и о других формах участия в политической жизни – о вступлении в политическую организацию, об участии в политической акции.
Большое развитие получили коммерческие аналитические центры, которые создаются крупными коммерческими компаниями, чья работа тесно связана с лоббированием собственных интересов в высших эшелонах власти. Такие компании – в первую очередь нефтегазовые концерны и крупные коммерческие банки – имеют в своей организационной структуре специальные аналитические отделы, занимающиеся всеми видами политического анализа. Аналитические центры могут создаваться и объединением предприятий, оборот которых не позволяет каждому в отдельности содержать сильные аналитические службы. Так, Российский союз предприятий безопасности, объединяющий фирмы соответствующего профиля, создал собственный информационно-аналитический центр, являющийся структурным подразделением РСПБ.
С гораздо более разнообразным кругом клиентов работают аналитические центры косвенной поддержки, выступающие в качестве независимых коммерческих организаций. Они осуществляют выпуск периодических аналитических докладов, доступных достаточно широкому кругу платежеспособных подписчиков. Например, Центр политических технологий выпускает несколько серий периодических аналитических докладов, среди которых серия «Анализ и прогноз политической ситуации», серия «Горячая линия», «Партии и кандидаты», «Региональные проблемы российской политики».
Одним из наиболее важных методов политического анализа являются экспертные методы, значимость которых обусловлена возможностью использования при аналитических процедурах не одного, а сразу нескольких экспертов, что при квалифицированной организации работы приводит к существенному улучшению качества анализа ситуации, разрабатываемых прогнозов и принимаемых политических решений. Экспертные оценки делятся на два больших класса – очные и заочные. В первую очередь следует остановиться на очных методиках – они не требуют больших финансовых и организационных затрат и по этой причине получили гораздо большее распространение на практике. Эти методы целесообразно назвать психологическими методами очной дискуссии, поскольку в их основе лежит использование различных психологических приемов, имеющих целью стимулировать творческую активность экспертов.5
Другой большой группой методов экспертных оценок являются заочные экспертные методики. Данный класс методов групповой экспертизы требует более серьезной организационной подготовки, чем очные методы, однако позволяет участвовать в осуществлении аналитической деятельности значительному числу экспертов, что невозможно при очной дискуссии.
4.Политическая аналитика и
Политологическая аналитика. Процесс изучения конкретной политической ситуации или политического феномена сводится к аналитике изучаемого явления, которая в рамках политологии имеет свою структуру и специфику. Политический анализ включает в себя три основополагающих компонента.
политического процесса.
Активные и пассивные прогнозы. Первые из них оказывают существенное воздействие на объект прогнозирования, в то время как вторые на него не влияют. Очевидно, что любой прогноз, который получает развитие в политическом решении, является активным – таким образом, активными можно назвать все нормативные прогнозы, а также поисковые прогнозы в случае, если они стали основанием для начала разработки решения в целях изменения ситуации.
В контексте проблемы воздействия прогнозов на объект прогнозирования следует выделить такие виды прогнозов, как самосбывающиеся и самоопровергающиеся. В первом случае прогноз имеет настолько сильное воздействие, что сбывается даже, несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого. Наоборот, самоопровергающиеся прогнозы не реализуются на практике, однако именно в этом и заключается их задача. Для них важно показать негативные последствия осуществления одного из возможных вариантов развития политической ситуации для того, чтобы лица, принимающие решения, могли сосредоточить на данной проблеме повышенное внимание и предотвратить подобное развитие событий.
По причине крайне высокого динамизма политического процесса прогнозы бывают краткосрочные (от одного месяца до 1 года) и среднесрочные (свыше одного года). Для анализа и прогнозирования политических ситуаций в политологии существует целый набор методов и технологий сбора политической информации, использование которой зависит от целей, задач и объекта изучения. Рассмотрим их подробнее. Методы политологических исследований можно разделить на несколько групп: – общие методы, направленные на анализ уже структурированной информации, – исторический метод, метод сравнения; – частные методы, свойственные именно социологии, в которых в свою очередь можно выделить методы сбора данных (опрос, наблюдение, эксперимент).
Исторический метод позволяет проводить анализ явления как предмета исследования практически на всех этапах его развития. Он помогает выявить факторы, которые привели к возникновению исследуемого явления.
Одним из наиболее разработанных методов является метод сравнения. Его сущность заключается в поиске и проведении сравнений между явлениями, выступающими в качестве предмета исследования. Этот метод позволяет из имеющихся эмпирических, статистических и других данных выделить в явлениях и процессах постоянные и переменные элементы. Нельзя, например, сравнивать политические лозунги одной партии с количеством членов другой.
Универсальным для исследований выступает системный метод, основным принципом которого является взгляд на исследуемое явление как на целостную систему, взаимодействующую с внешней средой и испытывающую её воздействие. Этот метод может успешно применяться при анализе политических партий, общественных организаций, государств.
Анкетные опросы и интервью – наиболее распространенный инструмент сбора информации при изучении электорального поведения, общественного мнения или ценностных ориентаций. Основным принципом использования опросных методов является применение выборочной модели, на основе анализа которой можно сделать выводы о господствующих настроениях всего населения.
Метод контент-анализа ориентирован на проведение объективного, измеряемого и проверяемого исследования содержания политических текстовых сообщений. Основная посылка данного метода состоит в том, что количественные характеристики текста являются его важными параметрами, позволяющими делать те или иные выводы. В центре внимания изучается частота появлений изучаемых единиц (слов, словосочетаний). Источником получения информации могут быть как официальные документы (публикации, протоколы заседаний комитетов, собраний), так и личные (дневники, письма).
Информация о работе Политическая реальность как объект политологии