Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:58, реферат
Австралия - конституционная монархия и федеративное государство. Глава государства - королева Великобритании, представленная в Австралии генерал-губернатором. Премьер-министр - обычно, лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей. Двухпалатный парламент состоит из Палаты представителей (150 депутатов) и Сената (76 сенаторов)[3].
Австралия — государство Содружества, в котором сторонники республиканской формы правления имеют наиболее сильные позиции. Основным законом государства является конституция, одобренная королевой Викторией в 1900 году[4].
1. Характеристика политического режима Австралии 3
2. Характеристика административно-территориального устройства 5
3. Характеристика форм правления 7
4. Основные политические партии и движения 11
5. Библиографический список 15
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Ковровская государственная технологическая академия
имени В. А. Дегтярева»
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВСТРАЛИИ
Руководитель:
доктор исторических наук Мельников М.
В.
Исполнитель:
Ковров 2013
Содержание:
1. Характеристика политического режима Австралии 3
2. Характеристика
административно-
3. Характеристика
форм правления
4. Основные политические
партии и движения
5. Библиографический список 15
1. Характеристика политического режима Австралии.
Австралия - конституционная
монархия и федеративное государство.
Глава государства - королева Великобритании,
представленная в Австралии генерал-
Австралия — государство Содружества, в котором сторонники республиканской формы правления имеют наиболее сильные позиции. Основным законом государства является конституция, одобренная королевой Викторией в 1900 году[4].
В Австралии часто поднимается вопрос о республиканской форме правления. В феврале 1998 года в Канберре прошёл Конституционный конвент, где большинство делегатов проголосовало за преобразование Австралии в республику. В 1999 году по итогам конвента был проведён референдум о введении республиканской формы правления. За республику проголосовало 45,13 % участников. Согласно данным социологического опроса, проведённого в конце 2005 года, 46 % австралийцев желают, чтобы Австралия стала республикой. Лишь 34 % считают, что главой страны должен быть британский монарх, при этом 52 % не желают, чтобы следующим королём стал Принц Уэльский Чарльз, которого желают видеть будущим главой страны лишь 29 % граждан Австралии. Многие наблюдатели считают, что королева Елизавета II станет последним британским монархом, возглавлявшим Австралийский Союз. В марте 2007 года премьер-министр Австралии Джон Говард выразил сомнение, что Австралия станет республикой, пока у власти находится ныне царствующая королева Елизавета II[2, с.56].
Акт британского парламента,
создавший федеративный Союз, даровал
Австралии собственную
С момента образования Австралийского
Союза роль федерального правительства
неуклонно возрастала. Это происходило
отчасти за счет принятия новых поправок
к конституции, хотя на практике провести
подобные поправки довольно трудно: для
этого требуется получить большинство
голосов на референдумах в четырех из
шести штатов, а также простое большинство
голосов на общенациональном уровне. Лишь
восемь из сорока двух предложенных на
референдумах поправок удалось провести.
Некоторые из них, тем не менее, упрочили
власть центрального правительства –
например, поправка 1946 о расширении льгот
по социальному обеспечению и поправка
1967 о государственной помощи австралийским
аборигенам. Постановления Высокого суда,
который осуществляет надзор за конституционностью
новых законов, также способствовали усилению
федерального правительства. В то же время
попытки федерального правительства навязать
свою волю тем или иным штатам не получают
поддержки среди избирателей[9].
2. Характеристика
административно-
Шесть штатов (Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания и Южная Австралия), две материковые территории (Северная территория и Территория федеральной столицы) [рис.1.][11].
Рис.1. Административно-
По статусу, территории аналогичны
штатам. Однако, федеральный парламент
может отменить любое решение парламента
территории, тогда как по отношению к штатам
федеральное законодательство имеет приоритет
над законодательством штатов только
в тех случаях, которые явно указаны в
параграфе 51 Конституции. Все прочие вопросы
таким образом остаются на усмотрение
штата — здравоохранение, образование,
правопорядок, общественный транспорт,
дороги, судоустройство и местное самоуправление[3].
Северная
территория и Территория федеральной
столицы, а также Квинсленд имеют свой
собственный однопалатный законодательный
орган. Остальные же штаты также имеют
собственные законодательные органы,
но двухпалатные. «Законодательная ассамблея»
— так называется нижняя палата в Южной
Австралии и Тасмании, а верхняя называется
«Законодательный Совет». Премьеры являются
главами правительств штатов, а главами
территорий — главные министры. Королева
в штатах представлена губернаторами,
а в Северной территории и Территории
федеральной столицы — администраторами
(они полностью аналогичны губернаторам)[8].
Австралийские
штаты имеют собственные органы власти,
символику, законодательство и отличаются
друг от друга. Даже расстояние между рельсами
в каждом штате разное, так что при переезде
из штата в штат поездам меняют колеса.
В одном штате ребенка усаживают за парту
в 5 лет, в другом с 6. Если родителям захочется
переехать из штата в штат, их первой головной
болью будет именно эта проблема[1, с.117].
Как следствие всех этих различий, национальной особенностью Австралии считают соперничество между штатами, которое проявляется практически во всех сферах жизни. Но, поскольку Австралия - федерация, имеются федеральные органы и федеральная столица. И таковой, вопреки расхожему мнению насчет Сиднея, является Канберра, которая вместе с окружающим её национальным парком Намаджи, несмотря на относительную малочисленность населения является полноправным субъектом федерации[6].
Австралии принадлежат несколько территорий. Территория Джервис-Бэй (расположена в Новом Южном Уэльсе и является военной базой и морским портом национальной столицы) — контролируется федеральным правительством. Острова Норфолк, Рождества, а также Кокосовые — также находятся под контролем Австралии. Как и некоторые необитаемые территории, такие как острова Ашмор и Картье, территория островов Кораллового моря, острова Херд и Макдональд и Австралийская антарктическая территория (треть Антарктиды). Суверенитет Австралии над территорией Антарктиды не признаётся многими государствами, в том числе Россией[10].
3. Характеристика форм правления.
Либерально-демократическая система органов власти и управления Австралии основана на принципах федерализма и парламентаризма. Федерализм отражает наследие колониального прошлого Австралии[5].
1 января 1901 шесть самоуправляемых британских колоний - Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия и Тасмания - объединились на федеративных началах и образовали Австралийский Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы. Кроме того, выделены две территории - Северная территория и Австралийская столичная территория, которые на протяжении всей истории были непосредственно подчинены национальному правительству Союза, а ныне обладают властными полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительств штатов[9].
Институты законодательной,
судебной и исполнительной власти федерального
правительства Союза
Исполнительная власть:
Глава правительства: премьер-министр Юлия Эйлин
Гиллард (с 24 июня 2010 г.), заместитель премьер-министра
Уэйна Максвелла Сван (с 24 июня 2010 г.).
Кабинет: премьер-министр назначает
из числа членов парламента кандидатов,
которых впоследствии приводит к присяге
генерал-губернатор в качестве министров
правительства.
Выборы: монархия является наследственной. Генерал-губернатор назначается
монархом по рекомендации премьер-министра,
после законодательных выборов лидер
партии большинства или лидер коалиции
большинства приводится к присяге в качестве
премьер-министра генерал-губернатором[11].
Исполнительная власть. Главой государства в Австралии номинально является британский монарх, чьи полномочия формально делегируются генерал-губернатору, назначаемому монархом по представлению австралийского правительства. Согласно строгому правилу, лежащему в основе парламентской системы, этот номинальный глава государства волен действовать лишь с ведома правительства, в частности - премьер-министра. Премьер-министр по традиции является лидером партии большинства или коалиции в палате представителей. Другие министры избираются из членов обеих палат парламента, причем большинство из них являются членами нижней палаты. Законодательно устанавливается максимальное число министров[8].
Министры разрабатывают политику и осуществляют
руководство конкретными министерствами
и ведомствами федерального уровня. Министерства
и ведомства укомплектовываются служащими
независимо от их партийной принадлежности.
Канцелярия премьер-министра и кабинета
играет ключевую роль в координации политической
стратегии, вырабатывая рекомендации
премьер-министру и осуществляя административное
обеспечение работы кабинета. Казначейство
формирует экономическую политику страны.
Министерство финансов контролирует расходы
всех министерств и координирует составление
ежегодного бюджета. Существует ряд важнейших
ведомств, которые формально не входят
в структуру государственных учреждений,
обладая в той или иной мере финансовой
и политической самостоятельностью. Среди
наиболее значимых - Австралийская почта,
Телстра (телекоммуникационное ведомство)
и Австралийская телерадиовещательная
комиссия (осуществляет государственное
теле- и радиовещание в условиях конкуренции
с частными телерадиосетями)[5].
Законодательная власть.
- сената (76 мест; 12 сенаторов от
каждого из шести штатов и по 2 от каждого из двух материковых территорий).
Половина сената избираются каждые три
года всеобщим голосованием на шестилетний
срок, в то время как всех территорий сенаторы
избираются каждые три года;
- палаты представителей (150 мест,
депутаты избираются всенародным голосованием
на срок до трех лет).
Выборы: Сенат — последние состоялись
21 августа 2010 года; Палата представителей — последние
состоялись 21 августа 2010 года (одновременные
выборы половины Сената и Палаты представителей
могут быть проведены до 30 ноября 2013 года)[11].
Палата представителей, как и ее британский прототип, определяет состав вновь избранного правительства. По конституции, палата представителей должна состоять из вдвое большего числа членов, чем сенат, а каждый из шести штатов должен иметь в ее составе, по меньшей мере, пять представителей (при этом Тасмания получает несколько большее представительство). Кроме того, штаты и территории разбиваются на одномандатные избирательные округа - пропорционально численности населения в этих регионах. Члены палаты представителей избираются на срок, не превышающий трех лет и трех месяцев. Выборы могут проходить и досрочно, если правительство теряет большинство в парламенте и ни одной из партий или коалиций не удается сформировать новое большинство или, что случается чаще, если правительство, ожидая гарантированный успех на досрочных выборах, объявляет о самороспуске[7].
Выборы в сенат, как правило, приурочены к выборам в палату представителей, если они не происходят после досрочного роспуска палаты. Но даже при одновременном проведении выборов в обе палаты парламента сроки пребывания их членов в должности не совпадают[4].
Сенат принимает к рассмотрению все законодательные инициативы, поступившие из палаты представителей, конституция закрепляет за обеими палатами "равную власть", за исключением ряда особых случаев: сенат, к примеру, не вправе инициировать финансовые законопроекты. Чтобы законопроект получил силу закона, он должен пройти одинаковую процедуру в обеих палатах парламента. В случае возникновения у палат длительных разногласий по тому или иному законопроекту предусмотрена громоздкая процедура выхода из законодательного тупика. Если в течение некоторого срока сенат дважды отказывается одобрить представленный законопроект и если правительство готово идти на досрочные выборы, возможен так называемый двойной роспуск парламента. Это означает, что обе палаты в полном составе должны переизбраться. Если же кризис не разрешается и после двойных перевыборов, то для рассмотрения спорного законопроекта может быть проведено совместное заседание обеих палат (при этом палата представителей имеет двойное численное преимущество перед сенатом). В современной австралийской истории одновременный роспуск палат происходил шесть раз (последний роспуск в 1987). Единственное совместное заседание палат имело место после их роспуска в 1974, когда к власти вернулось лейбористское правительство, вновь получив оппозиционный сенат[9].
Судебная власть.
Высокий суд осуществляет надзор за соблюдением конституционных норм в законодательстве и является апелляционным судом высшей инстанции. К прочим судам федеральной юрисдикции относятся:
- семейный суд (создан в 1975 для рассмотрения семейных конфликтов, разводов и решения вопросов об опеке и разделе имущества);
- федеральный суд (создан в 1976 для разрешения широкого круга вопросов - таких, как банкротство и административные жалобы);
- суд трудовых отношений (в нынешней форме существует с 1993 для рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями работодателей и наемных рабочих)[10].
Помимо этих специальных судов, в Австралии не существует других судов федеральной юрисдикции. Вместе с тем суды штатов наделены функциями правового надзора за федеральным законодательством[6].
Высокий суд играет важную политическую роль в жизни страны. Члены Высокого суда - главный судья и шесть судей - назначаются действующим правительством. Назначенные судьи иногда могут быть связаны с той или иной партией или парламентской фракцией и подобная практика назначения судей помогает отсекать тех кандидатов в члены Высокого суда, которые не разделяют представлений кабинета о задачах верховной судебной инстанции. Вместе с тем это не отменяет принципа независимости судей, и многие новые члены суда, имеют большой опыт практической работы в судах низших инстанций или в судебной системе штатов. Согласно конституционной поправке 1977, члены Высокого суда, достигнув 70 лет, уходят в отставку. В противном случае они могут быть уволены только совместным решением обеих палат парламента[7].