Политическая система Австралии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:58, реферат

Описание работы

Австралия - конституционная монархия и федеративное государство. Глава государства - королева Великобритании, представленная в Австралии генерал-губернатором. Премьер-министр - обычно, лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей. Двухпалатный парламент состоит из Палаты представителей (150 депутатов) и Сената (76 сенаторов)[3].
Австралия — государство Содружества, в котором сторонники республиканской формы правления имеют наиболее сильные позиции. Основным законом государства является конституция, одобренная королевой Викторией в 1900 году[4].

Содержание работы

1. Характеристика политического режима Австралии 3

2. Характеристика административно-территориального устройства 5

3. Характеристика форм правления 7

4. Основные политические партии и движения 11

5. Библиографический список 15

Файлы: 1 файл

Австралия.docx

— 139.81 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования 

«Ковровская государственная  технологическая академия

имени В. А. Дегтярева»

 

                                                                                 Кафедра: гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АВСТРАЛИИ

 

 

 

 

 

 

Руководитель:                                доктор исторических наук Мельников М. В.                              

Исполнитель:                                                              ст. гр. ЗА-110  Холин А. О.

 

 

 

 

Ковров 2013

Содержание:

1. Характеристика политического режима Австралии                                 3

 

2. Характеристика  административно-территориального устройства       5

 

3. Характеристика  форм правления                                                                 7

 

4. Основные политические  партии и движения                                            11

 

5. Библиографический список 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика политического режима Австралии.

Австралия - конституционная  монархия и федеративное государство. Глава государства - королева Великобритании, представленная в Австралии генерал-губернатором. Премьер-министр - обычно, лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей. Двухпалатный парламент состоит  из Палаты представителей (150 депутатов) и Сената (76 сенаторов)[3].

Австралия — государство Содружества, в котором сторонники республиканской формы правления имеют наиболее сильные позиции. Основным законом государства является конституция, одобренная королевой Викторией в 1900 году[4].

В Австралии часто поднимается  вопрос о республиканской форме  правления. В феврале 1998 года в Канберре прошёл Конституционный конвент, где большинство делегатов проголосовало за преобразование Австралии в республику. В 1999 году по итогам конвента был проведён референдум о введении республиканской формы правления. За республику проголосовало 45,13 % участников. Согласно данным социологического опроса, проведённого в конце 2005 года, 46 % австралийцев желают, чтобы Австралия стала республикой. Лишь 34 % считают, что главой страны должен быть британский монарх, при этом 52 % не желают, чтобы следующим королём стал Принц Уэльский Чарльз, которого желают видеть будущим главой страны лишь 29 % граждан Австралии. Многие наблюдатели считают, что королева Елизавета II станет последним британским монархом, возглавлявшим Австралийский Союз. В марте 2007 года премьер-министр Австралии Джон Говард выразил сомнение, что Австралия станет республикой, пока у власти находится ныне царствующая королева Елизавета II[2, с.56].

Акт британского парламента, создавший федеративный Союз, даровал  Австралии собственную конституцию, которая сформулировала принципы распределения  власти между Союзом и отдельными штатами. В компетенции федеральных  органов власти находятся в основном традиционные функции «общенационального»  характера: оборона, внешняя политика, иммиграция, международная торговля, выпуск национальной валюты, почтовая служба и т.д. Ряд этих функций  носит эксклюзивный характер, большинство  же формально совпадают с властными  полномочиями штатов, хотя в случае расхождения федерального и местного законодательства федеральные законы имеют верховенство над законами штатов. За штатами закреплены все иные полномочия, не делегированные Союзу[7].  
 
                   С момента образования Австралийского Союза роль федерального правительства неуклонно возрастала. Это происходило отчасти за счет принятия новых поправок к конституции, хотя на практике провести подобные поправки довольно трудно: для этого требуется получить большинство голосов на референдумах в четырех из шести штатов, а также простое большинство голосов на общенациональном уровне. Лишь восемь из сорока двух предложенных на референдумах поправок удалось провести. Некоторые из них, тем не менее, упрочили власть центрального правительства – например, поправка 1946 о расширении льгот по социальному обеспечению и поправка 1967 о государственной помощи австралийским аборигенам. Постановления Высокого суда, который осуществляет надзор за конституционностью новых законов, также способствовали усилению федерального правительства. В то же время попытки федерального правительства навязать свою волю тем или иным штатам не получают поддержки среди избирателей[9].  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  административно-территориального  устройства.

Шесть штатов (Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания  и Южная Австралия), две материковые территории (Северная территория и Территория федеральной столицы) [рис.1.][11].

 

Рис.1. Административно-территориальное устройство Австралии.

 По статусу, территории аналогичны штатам. Однако, федеральный парламент может отменить любое решение парламента территории, тогда как по отношению к штатам федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством штатов только в тех случаях, которые явно указаны в параграфе 51 Конституции. Все прочие вопросы таким образом остаются на усмотрение штата — здравоохранение, образование, правопорядок, общественный транспорт, дороги, судоустройство и местное самоуправление[3]. 
 
           Северная территория и Территория федеральной столицы, а также Квинсленд имеют свой собственный однопалатный законодательный орган. Остальные же штаты также имеют собственные законодательные органы, но двухпалатные. «Законодательная ассамблея» — так называется нижняя палата в Южной Австралии и Тасмании, а верхняя называется «Законодательный Совет». Премьеры являются главами правительств штатов, а главами территорий — главные министры. Королева в штатах представлена губернаторами, а в Северной территории и Территории федеральной столицы — администраторами (они полностью аналогичны губернаторам)[8]. 
 
        Австралийские штаты имеют собственные органы власти, символику, законодательство и  отличаются друг от друга. Даже расстояние между рельсами в каждом штате разное, так что при переезде из штата в штат поездам меняют колеса. В одном штате ребенка усаживают за парту в 5 лет, в другом с 6. Если родителям захочется переехать из штата в штат, их первой головной болью будет именно эта проблема[1, с.117].

        Как следствие всех этих различий, национальной особенностью Австралии считают соперничество между штатами, которое проявляется практически во всех сферах жизни. Но, поскольку Австралия - федерация, имеются федеральные органы и федеральная столица. И таковой, вопреки расхожему мнению насчет Сиднея, является Канберра, которая вместе с окружающим её национальным парком Намаджи, несмотря на относительную малочисленность населения является полноправным субъектом федерации[6].

        Австралии принадлежат несколько территорий. Территория Джервис-Бэй (расположена в Новом Южном Уэльсе и является военной базой и морским портом национальной столицы) — контролируется федеральным правительством. Острова Норфолк, Рождества, а также Кокосовые — также находятся под контролем Австралии. Как и некоторые необитаемые территории, такие как острова Ашмор и Картье, территория островов Кораллового моря, острова Херд и Макдональд и Австралийская антарктическая территория (треть Антарктиды). Суверенитет Австралии над территорией Антарктиды не признаётся многими государствами, в том числе Россией[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика  форм правления.

Либерально-демократическая  система органов власти и управления Австралии основана на принципах  федерализма и парламентаризма. Федерализм отражает наследие колониального  прошлого Австралии[5].

1 января 1901 шесть самоуправляемых  британских колоний - Новый Южный  Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия и Тасмания - объединились на федеративных началах и образовали Австралийский Союз. Эти шесть колоний остались первыми штатами новой федеральной системы. Кроме того, выделены две территории - Северная территория и Австралийская столичная территория, которые на протяжении всей истории были непосредственно подчинены национальному правительству Союза, а ныне обладают властными полномочиями, сопоставимыми с полномочиями правительств штатов[9].

Институты законодательной, судебной и исполнительной власти федерального правительства Союза сосредоточены  в столице страны Канберре[5].

Исполнительная власть:                                                                               Глава государства: королева Елизавета II Австралии (с 6 февраля 1952 г.); представлена ​​генерал-губернатором Квентином Брайсом (с 5 сентября 2008 г.). 
Глава правительства: премьер-министр Юлия Эйлин Гиллард (с 24 июня 2010 г.), заместитель премьер-министра Уэйна Максвелла Сван (с 24 июня 2010 г.). 
Кабинет: премьер-министр назначает из числа членов парламента кандидатов, которых впоследствии приводит к присяге генерал-губернатор в качестве министров правительства. 
Выборы: монархия является наследственной. Генерал-губернатор назначается монархом по рекомендации премьер-министра, после законодательных выборов лидер партии большинства или лидер коалиции большинства приводится к присяге в качестве премьер-министра генерал-губернатором[11].

 Исполнительная власть. Главой государства в Австралии номинально является британский монарх, чьи полномочия формально делегируются генерал-губернатору, назначаемому монархом по представлению австралийского правительства. Согласно строгому правилу, лежащему в основе парламентской системы, этот номинальный глава государства волен действовать лишь с ведома правительства, в частности - премьер-министра.      Премьер-министр по традиции является лидером партии большинства или коалиции в палате представителей. Другие министры избираются из членов обеих палат парламента, причем большинство из них являются членами нижней палаты. Законодательно устанавливается максимальное число министров[8].

           Министры разрабатывают политику и осуществляют руководство конкретными министерствами и ведомствами федерального уровня. Министерства и ведомства укомплектовываются служащими независимо от их партийной принадлежности. Канцелярия премьер-министра и кабинета играет ключевую роль в координации политической стратегии, вырабатывая рекомендации премьер-министру и осуществляя административное обеспечение работы кабинета. Казначейство формирует экономическую политику страны. Министерство финансов контролирует расходы всех министерств и координирует составление ежегодного бюджета. Существует ряд важнейших ведомств, которые формально не входят в структуру государственных учреждений, обладая в той или иной мере финансовой и политической самостоятельностью. Среди наиболее значимых - Австралийская почта, Телстра (телекоммуникационное ведомство) и Австралийская телерадиовещательная комиссия (осуществляет государственное теле- и радиовещание в условиях конкуренции с частными телерадиосетями)[5]. 

Законодательная власть.                                                                 Двухпалатный федеральный парламент состоит из:

- сената (76 мест; 12 сенаторов от каждого из шести штатов и по 2 от каждого из двух материковых территорий).  Половина сената избираются каждые три года всеобщим голосованием на шестилетний срок, в то время как всех территорий сенаторы избираются каждые три года; 
- палаты представителей (150 мест, депутаты избираются всенародным голосованием на срок до трех лет). 
Выборы: Сенат — последние состоялись 21 августа 2010 года;                 Палата представителей — последние состоялись 21 августа 2010 года (одновременные выборы половины Сената и Палаты представителей могут быть проведены до 30 ноября 2013 года)[11].

Палата представителей, как  и ее британский прототип, определяет состав вновь избранного правительства. По конституции, палата представителей должна состоять из вдвое большего числа членов, чем сенат, а каждый из шести штатов должен иметь в  ее составе, по меньшей мере, пять представителей (при этом Тасмания получает несколько большее представительство). Кроме того, штаты и территории разбиваются на одномандатные избирательные округа - пропорционально численности населения в этих регионах. Члены палаты представителей избираются на срок, не превышающий трех лет и трех месяцев. Выборы могут проходить и досрочно, если правительство теряет большинство в парламенте и ни одной из партий или коалиций не удается сформировать новое большинство или, что случается чаще, если правительство, ожидая гарантированный успех на досрочных выборах, объявляет о самороспуске[7].

Выборы в сенат, как  правило, приурочены к выборам в  палату представителей, если они не происходят после досрочного роспуска палаты. Но даже при одновременном  проведении выборов в обе палаты парламента сроки пребывания их членов в должности не совпадают[4].

Сенат принимает к рассмотрению все законодательные инициативы, поступившие из палаты представителей, конституция закрепляет за обеими палатами "равную власть", за исключением ряда особых случаев: сенат, к примеру, не вправе инициировать финансовые законопроекты. Чтобы законопроект получил силу закона, он должен пройти одинаковую процедуру в обеих палатах парламента. В случае возникновения у палат длительных разногласий по тому или иному законопроекту предусмотрена громоздкая процедура выхода из законодательного тупика. Если в течение некоторого срока сенат дважды отказывается одобрить представленный законопроект и если правительство готово идти на досрочные выборы, возможен так называемый двойной роспуск парламента. Это означает, что обе палаты в полном составе должны переизбраться. Если же кризис не разрешается и после двойных перевыборов, то для рассмотрения спорного законопроекта может быть проведено совместное заседание обеих палат (при этом палата представителей имеет двойное численное преимущество перед сенатом). В современной австралийской истории одновременный роспуск палат происходил шесть раз (последний роспуск в 1987). Единственное совместное заседание палат имело место после их роспуска в 1974, когда к власти вернулось лейбористское правительство, вновь получив оппозиционный сенат[9].

 

Судебная власть.

           Высокий суд осуществляет надзор за соблюдением конституционных норм в законодательстве и является апелляционным судом высшей инстанции. К прочим судам федеральной юрисдикции относятся:

- семейный суд (создан в 1975 для рассмотрения семейных конфликтов, разводов и решения вопросов об опеке и разделе имущества);

- федеральный суд (создан в 1976 для разрешения широкого круга вопросов - таких, как банкротство и административные жалобы);

- суд трудовых отношений (в нынешней форме существует с 1993 для рассмотрения вопросов, связанных с взаимоотношениями работодателей и наемных рабочих)[10].

         Помимо этих специальных судов, в Австралии не существует других судов федеральной юрисдикции. Вместе с тем суды штатов наделены функциями правового надзора за федеральным законодательством[6].

          Высокий суд играет важную политическую роль в жизни страны. Члены Высокого суда - главный судья и шесть судей - назначаются действующим правительством. Назначенные судьи иногда могут быть связаны с той или иной партией или парламентской фракцией и подобная практика назначения судей помогает отсекать тех кандидатов в члены Высокого суда, которые не разделяют представлений кабинета о задачах верховной судебной инстанции. Вместе с тем это не отменяет принципа независимости судей, и многие новые члены суда, имеют большой опыт практической работы в судах низших инстанций или в судебной системе штатов. Согласно конституционной поправке 1977, члены Высокого суда, достигнув 70 лет, уходят в отставку. В противном случае они могут быть уволены только совместным решением обеих палат парламента[7].

Информация о работе Политическая система Австралии