Политическая система ее сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не только специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть
1) Понятие политической системы и её функции
2) Структура политической системы
3) Типология политических систем
4) Политическая организация как главный элемент
политической системы
3. Заключение
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

             

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 

Высшего профессионального образования

 

«Саратовская государственная  юридическая академия»

 

 

 

 

Институт Прокуратуры

 

 

 

Учебная дисциплина – «Политилогия»

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Политическая система  её сущность и структура.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Ерзикова Елена Сергеевна

Поток 1-10,141 группа

Рецензент:

Катярина Екатерина Александровна

 

 

 

 

 

 

Саратов - 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

1. Введение

2. Основная часть 

      1) Понятие политической системы и её функции

      2) Структура политической системы

      3) Типология политических систем

      4) Политическая организация  как главный элемент   

          политической  системы

3. Заключение

4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более  распространенного и в то же время  более противоречивого термина, чем «политическая система». О  политической системе или о политической организации общества в разных странах  и, особенно в России сейчас говорят  и пишут не только специалисты  в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий  тема политической системы перешла  на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового  читателя.

Большой интерес был проявлен странами Запада к деятельности М.С.Горбачева. именно его политические реформы положили начало формированию современной политической системы России.

В развитых капиталистических странах  политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, да и вряд ли будет закрыта, так как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и, расхождения  по этому вопросу просто неизбежны.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как  государство является едва ли не самым  главным элементом политической системы. Возникновение политической системы практически связано  с возникновением государства вообще, та как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных  образований. Аристотель упоминает  о партиях горы и равнины в  рабовладельческой Греции. В жизни  феодального общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. «Государство и негосударственные организации  господствующих и угнетенных классов  в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного  классового общества». Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные  системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли  интересы всех слоев населения. К  политической системе общества вообще и к Российской в частности  проявляется весьма обостренное  и противоречивое внимание. Это следует  рассматривать положительно лишь в  том случае, когда «ставится цель – понять и объяснить, а не сознательно  «затемнить» и исказить настоящее  и прошлое, рассуждать на основе глубокого  и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще». Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, её природа, содержание, назначение.

 

 

 

 

 

Понятие политической системы и  её функции.

Человеческое общество находится  в процессе постоянных изменений, которые  происходят под влиянием различных  факторов. Усложняются социальные взаимосвязи  между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать  на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Политическая система является одной из систем общества наряду с  социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями  человеческой деятельности. Специфика  политической системы проявляется, во-первых, в том, что через неё  осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всего общества и каждой его  системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки общества, которая предопределяется экономическим базисом. В-третьих, она имеет относительную самостоятельность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, функций и ролей. Отношения в ней регулируются специальными правовыми и политическими нормами.

Термин политическая система был  введен в 50-60 –х годах XX века. До этого дня описания властных отношений применялись понятия «тип правления», «система правления». Однако процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие «система» ввел в оборот немецкий биолог Л. Фон Берталанфи в 20 –х годах XX века. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из них выполняет определенные функции.

Глубокое обоснование и широкое  распространение понятие «политическая  система» получило лишь в середине XX  века, что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Политическая система общества – это система политических организаций  и институтов, политических взглядов, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного  мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние  на не, это совокупность политической власти, политических субъектов и  отношений, политической организации  и политической культуры общества.

Определяющим в понятии политической системы является возможность граждан  принимать участие в управлении. Основным её назначением является как  осуществление функций распределения  этих ценностей. Так и призыв к  принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют её специфику среду других окружающих её подсистем общества.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения  между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе. Характер политического  участия, не институциональных политических отношений.

Политическая система, будучи компонентом  или подсистемой более общей  социальной системы, каковой выступает  общество, выполняет по отношению  к нему и другим его подсистемам  определенные функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением её функционального  назначения.

Надо отметить, что среди политологов  существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видимо, это является отражением того акта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. Ф.М.Бурлацкий и А.А.Галкин, например, разделяют подход, согласно которому в качестве основных функций политической системы признаются следующие:

властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная.

Властно-интеграционная функция политической системы находит свое выражение  в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.

Целеполагающая функция политической системы состоит в определении  целей и задач политического, экономического, социального и культурного  развития.

Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом господствующие социально-политические силы.

Регулятивная функция состоит прежде всего в легитимации политики, т.е. в обеспечении общественного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменения и обновления. Эта функция находит свое выражение также в обеспечении политического участия граждан без принуждения или в оправдании использования силы и всех других средств, которыми располагает власть.

М.Настюк считает, что политическая система имеет следующие функции.

Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.

Функция адаптации. Подготовка и отбор  субъектов власти способных находить наиболее эффективные пути решения  актуальных проблем и предлагать их обществу.

Функция реагирования. Т.е. реагировать  на сигналы, поступающие извне или  изнутри. Данная функция позволяет  системе быстро адаптироваться к  изменяющимся условиям.

Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.

Дистрибутивная функция. Распределение  ресурсов среди групп внутри общества.

Функция регуляции. Т.е. воздействие  на общество. Это воздействие может  проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют  индивиды, а также применение мер  в отношении к нарушителям.

В.А.Бобков и И.Н. Браим утверждают, что сущность политической системы выражается в следующих функциях:

  • определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;
  • мобилизацию материальных и духовных ресурсов и его общества на выполнение социально-политических целей и задач;
  • политическую социализацию общества;
  • формирование политического сознания граждан;
  • политическую связь элементов системы, системы и среды;
  • укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;
  • нормотворчество;
  • легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
  • Таким образом, мы видим, что однозначного ответа на вопрос о функциях политической системы нет, т.к. мнения политологов расходятся.

Структура политической системы.

Несмотря на всю несхожесть, политические системы общества имеют более  или менее однотипную структуру. Эта структура включает в себя несколько элементов.

  1. Политические отношения, охватывающую стабильные политические организации власти. Это, во-первых, межклассовые, внутриклассовые, межнациональные, межгосударственные отношения. Во-вторых, это т.н. вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти между политическими организациями (партиями, политическими организациями и движениями). В-третьих, это отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями (администрация области и предприятие, учебное заведение, учреждение культуры и т.д.)
  2. Политическую организацию общества, охватывающую стабильные политические организации и учреждения общества, непосредственно осуществляющие политическую власть (государство, партии, трудовые коллективы, общественные организации и массовые движения, СМИ). Ведущим элементом, ядром политической организации общества является государство со всеми его составляющими частями – законодательной, исполнительной. Судебной властями, вооруженными силами, органами разведки, внутренних дел, прокуратурой и т.д. 
    Значительную роль в функционировании политической организации общества играют политические партии, в которые объединяются наиболее активные члены общества. Одним из главных назначений политических партий является достижение власти (прежде всего государственной), овладение аппаратом с тем, чтобы реализовать представляемые партией социальные интересы. Политическая партия, особенно если она является правящей, участвует в разработке политического курса страны и его осуществлении, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование состава правительственных учреждений. Партии являются поставщиками кадров для различных звеньев государственного аппарата. 
    Трудовые коллективы, которые также являются ячейкой политической организации общества. Политическим субъектом может стать любой трудовой коллектив, если он может самостоятельно принимать решения; имеет средства и возможности реализовать их; отвечает за свои действия перед какой-либо представительной инстанцией. Трудовые коллективы создаются для выполнения производственных задач. Политическое вызревает в них по мере того, как они исчерпывают возможности решения своих производственных задач экономическими методами. Слабая представленность интересов трудящихся на всех осях многомерной модели политической власти (депутатский корпус в парламенте России почти не включает в себя рабочих), их трудное материальное существование, социальная не защищенность, недостаточная политическая культура и другие факторы породили такую крайнюю форму выражения своих интересов как забастовка. В то же время нельзя не отметить, что в ряде регионов (Воркута, юг России) забастовки показали организационно-политическую зрелость рабочих, их желание и умение выразить свою волю, навести порядок, выдвинуть из своих рядов политических лидеров. 
    Общественные организации и движения. Это профессиональные, молодежные, творческие, оборонные и другие добровольные объединения граждан, способствующие развитию политической, социальной, трудовой активности, удовлетворению и защите их многочисленных потребностей и интересов. Они действуют в соответствии с закрепленными в их уставах целями и задачами, в рамках государственных законов. 
    Активным и самостоятельным элементом политической организации общества становятся СМИ. К ним относятся предприятия, организации, учреждения, занимающиеся сбором, обработкой, распространением массовой информации по каналам печати, радио и телевидения. В развитых странах насыщенность СМИ чрезвычайно велика. В начале 90-х годов в Японии, например, на 1 тыс. жителей приходилось 562 экземпляра газет, в России – 422, в США – 268. Телевизоров в США было 190 млн., в России – 100 млн., в Японии – 70 млн. в мире насчитывается 120информационных и телеграфных агентств, 46тыс. телевизионных станций, 30 тыс. радиостанций, 700 млн. телевизоров, 1,6 млрд. радиоприёмников. Космическое телевидение используют 100 государств, 86 стран ведут вещание на иностранную аудиторию. Поэтому не случайно СМИ называют четвертой властью. 
    В деятельности СМИ все более важное значение приобретают общечеловеческие ориентиры и их независимость от каких-либо государственных, ведомственных структур. В России большую роль сыграл Закон о печати, который провозгласил независимость печатных органов, отменил цензуру и т.д., но в то же время повысил ответственность печатных органов, вплоть до судебных и экономических санкций. 
    однако для российских СМИ характерны и определенные перегибы. У них ярко выражена гласность критической направленности в ущерб конструктивной гласности. Часть публикаций носит резкий, неуважительный для человеческого достоинства характер. С полос газет и радио- теле- передач практически исчезли проблемы труда, осуществления принципа социальной справедливости, появилось безудержное очернительство и охаивание всего и вся. Понятно, что подобные тенденции используются не на пользу, а во вред народу, стране.
  3. Политические принципы и нормы, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Несколько отличаются политические системы (авторитаризм и демократия) настолько различаются политические принципы и нормы. 
    политические принципы и нормы закрепляются в Конституциях, Законах, кодексах (уголовный, процессуальный и т.д.), подзаконных актах. Они регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное. Через политические нормы и принципы происходит формирование политического сознания и поведения граждан, соответствующего целям и задачам политической системы. Через принципы и нормы политико-властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения.
  4. Политическое сознание и политическая культура, которые также являются ведущими элементами политической системы. Складываясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, политическая культура, в свою очередь, дает знание законов и механизма осуществления политики, формирует отношение человека к политической жизни, способствует пониманию целей и содержания политики государства. Однако провалы в политике перестройки и последующего псевдореформаторства, несбывшиеся ожидания и как следствие – разочарование широких слоев общества породили у значительного числа людей усталость, снижение интереса к политическим событиям. 
    Интегративная функция политической культуры в обществе состоит в том, что она служит опорой существующей политической системы, способствует единению (или разъединению) всех слоев населения, создавая тем самым широкую социальную базу для поддержки системы власти или её дестабилизации. 
    Вывод: Итак, структура политической системы общества состоит из четырех взаимосвязанных элементов: политических отношений, политической организации общества, политических норм и принципов, политической культуры и политического сознания.

Типология политических систем.

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс  их формирования и функционирования оказывает влияние множество  факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия  и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности  и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных признаков. Одна из первых классификаций исходит  из характера их взаимоотношения  с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и т.д.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому  критерию выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Французский политолог Ж.Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет 5 их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых  принятие политических решений  ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности.

2) коммунистические системы, или  авторитарно-радикальные, ориентирующиеся  на ценности равенства, социальной  справедливости.

Информация о работе Политическая система ее сущность и структура