Политическая система ее сущность и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти более распространенного и в то же время более противоречивого термина, чем «политическая система». О политической системе или о политической организации общества в разных странах и, особенно в России сейчас говорят и пишут не только специалисты в области гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые «популисты». Со страниц академических журналов и других специальных изданий тема политической системы перешла на страницы популярных и непопулярных газет, различных пропагандистских брошюр и журналов, а также иных изданий, рассчитанных на широкого массового читателя.

Содержание работы

1. Введение
2. Основная часть
1) Понятие политической системы и её функции
2) Структура политической системы
3) Типология политических систем
4) Политическая организация как главный элемент
политической системы
3. Заключение
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

политология реферат.docx

— 44.67 Кб (Скачать файл)

3) традиционные политические системы,  опирающиеся на олигархические  формы правления и ориентирующиеся  на неравномерное распределение  экономических ресурсов и социальных статусов.

4) популистские политические системы,  преобладающие в развивающихся  странах; они используют авторитарные  методы управления и стремятся  к большему равенству в распределении  благ.

5) авторитарно-консервативные политические  системы, преследующие цели сохранения  социального и экономического  неравенства, ограничения политического  участия населения.

В основу классификации политических систем может быть положен классовый  принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология  характерна для марксизма, который  рассматривал политическую систему  в качестве инструмента в руках  экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и  коммунистическая (социалистическая) политические системы.

Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г.Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г.Алмонд выделил 4 типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками  политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д.

Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы  функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных  ценностей.

Власть сконцентрирована в руках  монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны  жизнедеятельности общества и индивида.

Существуют и другие классификации  политических систем, но они менее  известны.

Политическая организация как  главный элемент политической системы.

Политическая организация представляет собой совокупность создаваемых  людьми государственно-правовых и массово-политических учреждений и организаций, выражающих и защищающих интересы определенных социально-политических сил общества, реализующих их цели по использованию  государственной власти в системе  управления социальными процессами. Структурно политическая организация  включает в себя государство ( как систему органов власти), политические партии и массовые общественно-политические организации.

Как видим, политическую организацию  составляют главные институциональные  субъекты политики, которые тесно  взаимодействуют между собой  в процессе осуществления политической власти. В их деятельности материализуется, становятся реально осязаемыми политические отношения общества, существующие в  нем правовые нормы, политическое сознание людей. Т.е. все элементы политической системы, в государственных органах и общественно-политических учреждениях находят свое  видимое выражение и становятся понятными людям признаваемыми ими. Без такого «прохождения» через государственные органы и политические организации ни политические идеи и отношения ни нормы права не будут реально действовать в обществе и останутся лишь абстрактными категориями.

К политической организации общества относятся те социальные общества, которые отвечают следующим категориям.

Во-первых, они должны быть реальными  субъектами политической деятельности и формироваться сознательно, целенаправленно, идейно мотивированно (т.е. создаваться  для определенного вида политической деятельности);

Во-вторых, иметь способность вести  политическую деятельность, располагать  для этого специальными кадрами  и средствами;

В-третьих, отвечать требованиям организации  в собственном смысле этого слова, т.е. эти учреждения должны иметь  строгую организационную структуру, подчиненность, быть организованными  субъектами политической деятельности.

Итак, элементами политической организации  общества являются государства, политические партии и массовые общественно-политические движения и организации в их совокупности.

Взаимосвязь элементов политической организации в механизме властных отношений качественно различаются  в тоталитарном и демократическом  обществах. В условиях демократии, четко разделяются функции государственных органов и политических партий. Органы государства управляют страной (в пределах своей компетенции), политические партии борются на выборах за политическую власть. Победив на выборы и придя к власти, став правящей, политическая партия формирует правительство (иногда блок партий формирует коалиционное правительство). Эта партия через государственные властные структуры осуществляет управление обществом до следующей избирательной компании. Массовые общественные движения и организации примыкают к той или иной политической партии, составляют её электорат на выборах, помогая её придти к власти.

По-иному осуществляется механизм взаимодействия элементов в тоталитарном обществе. Рассмотрим конкретно этот вопрос на примере нашей страны.

После Октября 1917 года в России была запрещена деятельность всех политических партий, кроме партии большевиков. Она стала правящей не в результате всенародных выборов, а путем декретирования сверху. Позднее это было закреплено даже в Конституции СССР, принятой в 1977 году.

Получив такую власть партийные  руководители стали командовать государственными и хозяйственными органами, подменять их. На XVIII съезде ВКП (б) в 1939 году был одобрен Устав партии, в котором партийным комитетом представлялось право контроля за деятельностью администрации государственных предприятий. Таким образом, партийный аппарат практически слился с государственным аппаратом образовав авторитарную партийно-государственную систему власти. Её экономическую основу составляла всеобъемлющая общественная собственность на средства производства.

С партийно-государственной властью  сливались и общественные организации  в частности профсоюзы. Имея обширный платный аппарат, они превратились в подобие государственных органов, вписывались в государственные структуры. Профсоюзы перестали фактически отстаивать интересы трудящихся; из их деятельности исключалась такая её форма, как заключение коллективных договоров с администрацией предприятий, реальная помощь рабочим, а оставалась лишь работа «по мобилизации» членов профсоюза на повышение производительности труда, поддержку решений выше стоящих органов и т.д. Вся деятельность профсоюзов была поставлена под жесткий партийный контроль.

Придатками партийно-государственной  авторитарной системы в нашей  стране были и другие общественные организации ВЛКСМ, кооперативные  объединения и даже творческие организации  – Союзы писателей, журналистов, художников и другие. Все они действовали  под руководством КПСС, что признавалось в их основополагающих организационных  документах.

Главным противоречием советской  политической организацией было противоречия между провозглашинем демократических принципов на словах, в том числе в высоких документах, партийных программах и авторитарностью на деле. Деформированная, окостеневшая политическая организация все больше превращалась из двигателя общества в тормоз его развития. В результате она оказалась не способной предохранить наше общество от депрессии, застоя в хозяйственной, социальной и культурной жизни. Страна пришла к кризисному состоянию.

К середине 80-х годов стало ясно, что политическая организация  советского общества не отвечает требованиям времени  и должна быть коренным образом реформирована. Основным направлением реформирования стала демократизация деятельности всех элементов политической организации, коренное изменение взаимоотношений  государственных органов власти и политических партий, утверждение  в обществе политического плюрализма.

В демократическом обществе политическая организация не является такой единой как в обществе тоталитарном. В условиях демократии она, как правило состоит из двух частей. Правящая партия (блок партий) и примыкающие к ней общественные движения и организации вместе с государственными органами власти составляют «официальную» часть политической организации, которая управляет обществом. «Подчиненные» классы и социальные слои для защиты своих интересов создают свои политические партии учреждения, которые в совокупности составляют другую часть политической организации, противостоящую первой, господствующей её части. В демократических обществах оппозиционная политическая организация действует открыто, легально. Такое положение существует сегодня и в нашей стране.

Различия в метод и средствах, которых придерживается каждая из частей политической организации демократического общества, нередко приводят к их противостоянию и даже противодействиям по отношению друг к другу. За оппозиционной частью политической организации часто стоят широкие массы народа. Приведенные в движение они создают реальную угрозу существующей власти, её отдельным органам или лидерам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

Заключение.

 Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти.

Политическая система состоит  из следующих подсистем:

1. институциональная – государство,  партии, группы давления, средства  массовой информации, церковь и  т.д.

2. нормативная – политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы.

3. коммуникативная – формы взаимодействия власти, общества и индивида.

4. культурная – система ценностей,  религия, ментальность.

5. функциональная – средства и способы реализации власти.

Политическая система имеет  ряд функций:

  • функция политической социализации
  • функция адаптации
  • дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов)
  • экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды)
  • функция реагирования
  • функция регуляции (контроль и регулирование)

Политические системы могут  классифицироваться по различным признакам.

1. по типу общества (Р.Аргон, У.Ростоу)

  а) традиционные

  б) модернизированные демократии

  в) тоталитарные

2. по характеру взаимодействия  со средой:

  а) открытые

  б) закрытые

3. по политическим культурам  и их выражениям в формах организации власти (Г.Алмонд)

  а) англо-американская

  б) континентально-европейская

  в) доиндустриальная и частично индустриальная

 

  г) тоталитарная

4. по политическому режиму:

  а) тоталитарные

  б) авторитарные

  в) демократические

5. по содержанию и формам управления (Ж.Блондель):

  а) либеральные демократии

  б) авторитарно-радикальные  (коммунистические)

  в) традиционные

  г) популистские

  д) авторитарно-консервативные

6. по классовому принципу:

  а) рабовладельческая

  б) феодальная

  в) капиталистическая

  г) коммунистическая

  Существуют и другие классификации  политических систем, но они менее  известны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Белов Г.Н. Политология. Учеб. пособие. – М.:Наука, 1994

2. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для ВУЗов, изд-е второе.,- М.: Приор-издат, 2003

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. 

Введение в политологию: учебник  для студентов ВУЗов. -4-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002

 

 




Информация о работе Политическая система ее сущность и структура