Политическая система и режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:30, лекция

Описание работы

Понятие и сущность политической системы.
Модель политической системы Дэвида Истона.
Интитуциональный подход к пониманию политической системы.
Структура и функции политической системы.
Функции политической системы.
Типология политических систем.
Понятие политического режима
Типология политических режимов
Тоталитарный, авторитарный и демократический режим

Файлы: 1 файл

полит система и режим.docx

— 108.34 Кб (Скачать файл)

Политическая  система и режим

1.Понятие и сущность политической системы.

Политическая  система – сложная, многогранная система взаимодействия государственных и негосударственных институтов, выполняющих определенные политические функции по защите интересов определенных социальных групп, возможной их гармонизации.

Политическая система возникает  в процессе деления общества на классы и появления государства. В ходе развития государственно организованного  общества политическая система становится все более сложной и разветвленной. Поэтому структура, механизм ее функционирования всегда носит конкретно-исторический характер, определенный уровнем экономического, социального, духовно-нравственного  развития общества, а также рядом  других факторов международного, географического  и другого характера.

Политическая система может  долгое время эволюционировать (США, Великобритания), но может изменяться быстро , революционно (бывший СССР, страны Восточной Европы). Это зависит от степени социально-политической активности членов общества, их политической культуры.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей.

Эта регламентация реализуется  посредством политической власти. Центральным  элементом, стержнем политической системы  является политическая власть, подобно  тому, как в экономической системе  таким элементом является собственность.

Со времени возникновения классов  развитие общества приобрело политический характер, а управление стало осуществляться с помощью соответствующей политической системы. В современных политических системах в регламентации поведения  людей наблюдается тенденция  перехода от отношений господства и  подчинения к отношениям социального  партнерства.

Модель политической системы  Дэвида Истона

Для характеристики и формирования модели политической системы общества канадский политолог Дэвид Истон впервые применяет системный анализ. Он создал модель и теории политической системы, разрабатал концептуальную структуру теории политической жизни общества, выделяет основные категории и понятия теории, методы и способы реализации структуры, концепции политической системы.

Метод анализа, предложенный Дэвидом Истон, имеет два преимущества. Во-первых, показывает, что политическая система - не просто система взаимодействия ее структур, постоянно меняется, функционирует, динамично развивается Дэвид Истон анализирует процессы, происходящие в политической жизни общества, раскрывает, во-вторых роль структуры политической системы в поддержании непрерывного ее функционирования

Трилогия  Истона:   «Политическая  система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) — это эмпирически ориентированная политическая теория.

Политическая  система (по Истону) – постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система взаимодействия ее структур, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и предотвращаются конфликты в обществе.

Изменение, адаптация, самосохранение, переориентировка усилий, изменение  целей — все это Истон считает основными средствами борьбы с напряженностью или стрессами в политической системе.

Он выделяет две основные функции политической системы:

1) политическая система должна  быть в состоянии распределить  ценности в обществе;

2) политическая система должна  убедить своих граждан принять  это распределение как обязательное.

Эти два качества, подчеркивал Истон, позволяют сразу отличить политическую систему от других видов социальных систем.

Отталкиваясь от схемы фундаментального процесса работы любой системы («ввод», «конверсия», «вывод»), Истон к «входящим» факторам относил требования и поддержку, а к «исходящим» — решения и действия.

«Требования» Истон определяет как форму выражения мнения о правомерности обязывающего распределения со стороны субъектов власти. Он делит требования на внешние, идущие от среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требование может быть специфическим, простым по сути, прямо выражать обиду или недовольство конкретными действиями или явлениями. На-пример, рост преступности или коррупции в стране может стимулировать требование усиления борьбы с этими негативными явлениями.

Истон следующим образом классифицирует требования:

1) требования, касающиеся распределения благ и услуг;

2) требования, связанные с регулированием  поведения;

3) требования в сфере коммуникации  и информации.

Чтобы сохранять политическую систему  в рабочем состоянии, кроме требований, необходима поддержка.

Поддержку Истон считает главной суммой переменных, связывающих   систему   с   окружающей   средой.   Формы поддержки могут быть разными: материальная поддержка,   такая  как   выплата   налогов   и  других   обложений, оказание  услуг системе,  соблюдение законов и директив,   участие  в  политической  жизни,   внимание  и  почтительное отношение к официальной информации и власти.

Истон называет три объекта поддержки:

1) «политическое общество» —  группа людей, связанных друг  с другом в одной структуре,  благодаря разделению деятельности в политике;

2) «режим», основными компонентами  которого считает ценности (цели  и принципы), нормы и структуру власти;

3) «правление», к которому он  относит людей, участвующих в  ежедневных делах политической  системы и признанных большинством  граждан общества ответственными  за свою деятельность.

Система, по мнению Истона, — это средства, с помощью которых  «ввод» (требования и поддержка) превращается в «вывод»  (решения и действия).  Превращая входящие  факторы в исходящие,  политическая  система обеспечивает средства  мобилизации общественных  ресурсов на достижение целей и координацию усилий членов общества в выполнении поставленных задач. При этом конверсия «ввода» в «вывод» — это   не   особенность   отдельного   типа   системы,   а   процесс, присущий всем системам.

В модели Истона исходящие факторы служат для концептуализации способов реагирования системы на окружающую среду и косвенно на саму себя, видоизменяя, часто успешно, входящие факторы требований и поддержки. «Исходящие» — это фрагмент непрерывного цикла действий, который Истон называет «петлей обратной связи». Данное понятие предложено им для обозначения возвращающейся информации и способов использования ее преимуществ. Здесь имеются в виду два процесса, образующие замкнутый цикл:

1)исходящие системы и их следствие, т.е. адаптация власти в определенных ситуациях);

2)сама информация (т.е. поток обратных сведений о состоянии системы и о последствиях реагирующей деятельности властей).

Обратная связь является главным механизмом устранения напряженности в обществе, но выполняет эту функцию лишь благодаря способности власти реагировать на поступающие в систему импульсы. Если власть индифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание только своим собственным требованиям и идеям, то ее решения и действия никогда не найдут поддержки.

2.Интитуциональный  подход к пониманию политической  системы

Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие.

Институциональный подход дает возможность детально изучить  отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Политическое поведение при институциональном  подходе анализируется в тесной взаимосвязи с существующими  политическими институтами –  учреждениями и установлениями. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, партии, общественные организации и движения. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

3.Структура  и функции политической системы.

Политическая система имеет свою структуру, внутреннюю организацию ее основных элементов. По мере развития и усложнения общества, она изменяется, модифицируется, усложняется, адаптируется к окружающей среде и опережает общественную обстановку. При отсутствии таких изменений могут произойти перевороты, революции и другие социальные потрясения.

Политическая система имеет  определенные компоненты, без которых  невозможно ее существование.

Компоненты политической системы:

1) политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления.

2)должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы. Существует два слоя должностных лиц:

    • должностные лица занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер (президент, глава правительства, министры и т.д.);
    • второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители – посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.

3) правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

4) территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Подсистемы политической системы:

1. Институциональную подсистему. Состоит из общественно-политических институтов и организаций. Главный институт – государство. Оно имеет максимальную политическую власть, является центром притяжения всех социальных сил. Последние всегда стремятся захватить, удержать и упрочить государственную власть, которая позволяет организовать управление всеми общественными процессами.

Объединяя различные социальные слои и группы вокруг своих идей, партии ведут борьбу за власть, отстаивают интересы народа, стимулируют нормотворчество. Придя к власти, они участвуют в ее осуществлении.

Без общественных организаций и движений невозможны ни надлежащий учет и реализация интересов народа, ни эффективное управление, ни развитие демократии. Они являются посредниками между властью и народам, под их влиянием происходит формирование государственных органов, осуществляется корректировка политического курса страны.

На политическую жизнь общества влияют также СМИ, религиозные конфессии, политические ассоциации.

2. Нормативно-регулятивную  подсистему. Включает совокупность политико-правовых норм, традиций. Основа – право, которое служит главным нормативным регулятором всех общественных отношений, основой функционирования не только государственных, но и общественных организаций, развития всей политической системы.

Право, закрепленное в Конституции, других правовых актах, является одним  из средств закрепления и осуществления  власти. В нем выражается государственная  воля, установленная властью. Право  определяет порядок отношений в  различных сферах общественной жизни.

В систему политико-правовых норм выходят уставы партий, общественных организаций, которые регулируют отношения  внутри них, а также политические традиции, обычаи, моральные нормы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

3. Функциональную (коммуникативную)  подсистему. Основа – политические отношения и политический режим. Подсистема включает формы и принципы взаимодействия внутри политической системы и между ее подсистемами (например, между государством и партиями, законодательной и исполнительной властью). Отношения могут быть правовыми, авторитарными, демократическими, вербальными и невербальными, письменными и т.д.

Информация о работе Политическая система и режим