Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:30, лекция
Понятие и сущность политической системы.
Модель политической системы Дэвида Истона.
Интитуциональный подход к пониманию политической системы.
Структура и функции политической системы.
Функции политической системы.
Типология политических систем.
Понятие политического режима
Типология политических режимов
Тоталитарный, авторитарный и демократический режим
Политический режим
4. Культурную подсистему. Основа – политическая культура и политическое сознание. Политическая культура – это комплекс знаний, представлений, ценностных ориентаций, политической символики, политического поведения граждан, адекватных потребностям развития данного общества.
Политическое сознание важно в политической системе, т.к. политика предполагает сознательное участие в ней. Политическое сознание – это осознание политики на эмпирическом и теоретическом уровне, осознание своего места и роли в ней.
5. Идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий, лозунгов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества. Идеология воплощает идеалы субъектов политики, легитимизирует и защищает их. В Беларуси идеологическую подсистему составляет идеология белорусского государства, других политических институтов.
Помимо обозначенных элементов, сторонники системного подхода в политическую систему включают избирательную систему, которая участвует в формировании политической системы, а также персональных субъектов политики (президента, главу правительства, министров, руководителей партий и т.д.). Называется и такой элемент политической системы, как территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы.
Функции политической системы
К функциям на "входе" в политическую систему относятся:
- политическая социализация и рекрутирование;
- артикуляция интересов;
- агрегирование интересов;
- политическая коммуникация.
На "выходе" политическая система выполняет функции:
- нормотворчества;
- применения правил и норм;
- контроля за соблюдением правил и норм.
Таким образом, весь объем социальных взаимодействий в политической системе может быть определен, как совокупность функций "ввода" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "вывода". Политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.
Функции политической системы на "входе"
На “входе” политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки – основы самосохранения политической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.
Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Политические институты подобны крепости: их надо хорошо спроектировать и заселить. "Заселение" и есть политическое рекрутирование, то есть выполнение личностями определенных политических ролей. Политическое рекрутирование может осуществляться и по общим, и по ограниченным критериям. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.
Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. В рамках политической системы действуют разные участники (актеры). Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Ассоциации – это тоже группы интереса, но они хорошо организованы, представляют из себя специализированные структуры. Ассоциации конституируются, как правило, для защиты определенных интересов: политические партии, профессиональные союзы, организации предпринимателей, объединения фермеров, женщин, молодежи. Существуют группы и специфических интересов: мафия, сексуальные меньшинства. Эти группы также могут оказывать существенное влияние на властные структуры.
Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в четко сформулированных требованиях. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. В политических системах существуют структуры, выполняющие эту функцию: политические партии и государственный бюрократический аппарат. Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием политического решения. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и лицами, принимающими решения.
Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "вход" – "выход" – "обратная связь", информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.
Функции политической системы на "выходе"
Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.
Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Происходит изменение среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.
Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.
"Входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.
Типология политических систем
Марксистские ученые, которые исходят
из формационного подхода, различают
политические системы рабовладельческого,
феодального, капиталистического и
социалистического общества. Каждая
из них характеризуется
Ученые западных стран, которые внесли наибольший вклад в разработку политических систем, выделяют другие критерии их типологизации. Например, американские ученые Г. Голдмен, Д. Миллер и другие предлагают делить политические системы на открытые, имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые – с жесткой фиксированной структурой и минимизированными связями со средой. Открытые системы присущи западным демократическим государствам, закрытые – странам с недемократическим режимом (Куба, Северная Корея и др.).
В соответствии с типом политического режима распространено деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократической системе характерно наличие механизмов контроля граждан за властью (разделение властей, наличие независимых СМИ, суда и т.д.), ограничение сферы действий власти Конституцией, законами. В недемократических системах власть обладает неограниченным контролем не только над государственными и общественными структурами, но и частной жизнью людей.
Некоторые западные политики (Д. Коулмэн, Р. Арон и др.) дифференцируют политические системы на традиционные, патриархальные (для обоих характерен авторитаризм), смешанные (полусостязательные) и современные (состязательные).
По политическим культурам (Г. Алмонд) и их выражениям в формах организации власти различают англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частичную – индустриальную политические системы.
Широко распространено деление политических систем на командную (присущ командный, административный стиль управления), соревновательную (рыночную) и консоциональную (социопримирительную). Показателем второй является противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Основная черта третьей системы – поиск компромисса и консенсуса.
4.Понятие политического режима
Политический режим как
В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией "политическая система" и рассматривается, как правило, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает в политической науке существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы.
Политический режим (Кермонн) – совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.
В научной литературе политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе – это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, – основные ценности, которые регулируют работу политической системы. Политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти
Факторы дифференциации политических режимов
Большинство современных подходов к политическому режиму учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.
Наиболее общим принципом