Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Содержание работы

1. Введение.
2. Системный подход в политологии, Понятие политической системы
3. Структура и функции политической системы.
4. Типы политических систем.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 5.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

 

1. Введение.

2. Системный подход в политологии, Понятие политической системы

3. Структура и функции политической системы.

4. Типы политических систем.

5. Заключение.

6. Список литературы.

 

 

1. Введение.

 

Тема «Политическая  система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны  и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Появление этой категории  непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50—60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.

 

2. Системный подход в политологии.

Понятие политической системы.

 

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Понятие  “политическая система” было введено в политологию  в  середине XX  века  политологом  Д.  Истэном   с   целью   отразить    политику   как самостоятельную сферу общества и характер связи политики с  внешней  средой внутри отдельно взятого государства и другими государствами.

Политическая  система  –  это  совокупность  политических   институтов, общественных структур, а также их  взаимодействий,  в  которых  реализуется политическая власть и осуществляется политическое влияние.

Понятие политической системы распространяется на всю политическую жизнь общества, в зависимости от степени развития  экономической  среды,  глубины противоречий между основными противостоящими классами.

Политическая   система   общества   отражает   многообразные   интересы социальных групп, которые  непосредственно  или  через  свои  организации  и движения оказывают определенное влияние на  политическую  власть.  В  случае соответствующего признания эти интересы реализуются при  помощи  политически управляемых структур, через политический  процесс,  т.е.  путем  принятия  и осуществления политических решений. Политическая система представляет  собой необходимый  механизм,  посредством  которого  осуществляться  полновластие, суверенитет народа.

Политическая   система   любого   общества   характеризуется   наличием определенных   механизмов,   которые   гарантируют   ему   устойчивость    и жизнеспособность.  При  помощи  этих   механизмов   разрешаются   социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных  общественных  групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения,  достигается консенсус   относительно   основных   ценностей,   целей    и    направлений общественного развития.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

 

3. Структура и функции политической системы.

 

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.
  • политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы.
  • социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.
  • политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти.
  • политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение ее элементов.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется  в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).
  • Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
  • Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
  • Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Алмонд совместно с  Пауэллом выделил ряд функций для сохранения системы:

1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политповедения в обществе и т д.

2) АДАПТАЦИЯ к внешней и внутренней среде (тут следует упомянуть, что Истон говорил, что "система погружена в среду" и вынуждена реагировать "на выходе" на импульсы полученные при "входе" в политическую систему.) Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

3) РЕАГИРОВАНИЯ на сигналы идущие  извне и изнутри системы.

4) ЭКСТРАКЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ - черпаются  ресурсы из внутренней и внешней  среды.

5) ДИСТРИБУТИВНАЯ - согласование интересов различных групп внутри общества.

6) РЕГУЛИРУЮЩАЯ - управленческие действия

Политическую систему определяют как систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве. Она представляет собой единство четырех сторон:

1) институциональной  (государство, политические партии  и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические  нормы и традиции и т. д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, господствующая в данном обществе идеология).

Разделяя такой подход к представлению состава политической системы, необходимо выделить следующие ее компоненты: 
1) политическая структура - совокупность политических организаций, институтов и отношений между ними; 
2) политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов; 
3) политическая деятельность, включающая разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразования и защиты системы осуществления политической власти в обществе; 
4) политическое сознание и такие его составляющие как идеология и политическая психология. 
          Центральным элементом политической системы служит ГОСУДАРСТВО, именно оно осуществляет ее главную функцию - авторитарное распределение ценностей. Выделим его наиболее существенные признаки. 
         Во-первых, это способность интеграции общества при наличии социальных различий, вызываемой ими борьбы интересов. Государство действует прежде всего в сфере всеобщих интересов. Если оно выходит из этой сферы, то перестает быть и государством, не выполняет своей функции авторитетной регуляции социальных отношений. 
         Во-вторых, государство - это орган власти, социального принуждения, активно использующий санкции - поощрения и наказание. 
         В-третьих, среди этих норм особое значение государство придает праву, законам. 
         В-четвертых, это публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми. 
        В-пятых, государство действует в рамках специфического и четко ограниченного политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и пределы человеческие: оно охватывает граждан - членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности. 
          По ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу организации верховной власти государства могут быть республиками - иметь выборные органы власти и монархиями - иметь единовластного верховного главу. 
           По форме ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - организации составных частей - государства бывают едиными (унитарными), федеративными и конфедеративными. 
           Важной характеристикой государства является политический РЕЖИМ - совокупность приемов, способов осуществления политической власти. Политические режимы могут быть демократическими, авторитарными или тоталитарными. 
         МОНАРХИЧЕСКАЯ форма правления. Монархия - это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и т.п.). 
         Число монархий в мире велико: если считать в их числе членов британского Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором, то они составляют около шестой части государств мира. 
          Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к республике как более демократической форме . В развитых странах монархия фактически не влияет на политический режим в стране, однако во многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом, ограничивает развитие демократии. 
          Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры. Поэтому монархию принято подразделять на три вида: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. 
Абсолютная монархия до сих пор существует в нескольких странах (Оман, Бахрейн, Катар и др.) Особое значение в системе управления этих стран имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых особо почитаемых знатоков Корана. Светская власть короля обычно соединяется с духовной. 
            В дуалистических монархиях есть конституция (нередко дарованная народу монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Некоторые монархии, которые по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. 
           В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром. 
          ПОНЯТИЕ РЕСПУБЛИКИ. Республика - форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми "квалификациями" (определенный возраст, рождение в данной стране и др.). Есть и иные искаженные формы республики когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военными или революционным советом после государственного переворота; когда президент провозглашается пожизненным президентом и т. п. Принято делить республики на президентские (США), полупрезидентские (Франция) и парламентарные (Индия). Особое распространение получила первая из этих форм. 
         Президентская республика. В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента. Он назначает министров (США. Бразилия) и в этом случае отдельного от президента правительства нет, т. е. президент является главой исполнительной власти. В некоторых президентских республиках он может назначать также и премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть отправлены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией (реже - блоком партий), победившей на президентских выборах, и президент - это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как "надпартийный" деятель. 
         В президентской республике осуществляется жесткое разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. 
Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. В них президенты являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии.            Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается в результате военных переворотов. 
           Таким образом, суммарно можно выделить следующие основные признаки президентской республики: 1) нет дуализма исполнительной власти, президент является и главой государства, и главой правительства; 2) президент избирается непосредственно народом; 3) президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент не вправе сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент. 
          Полупрезидентская республика. Наряду с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других странах обнаружились тенденции смягчения президентского всевластия. Так, парламент может выразить недоверие министрам, кроме того, президент в определенных случаях не увольнять министра даже после вотума недоверия парламента. 
          Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, может уволить главу правительства только при определенных условиях, имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства; президент не является главой правящей партии и формально с ней не связан. 
          Т. о., основные черты, определяющие республику как полупрезидентскую таковы: 1) президент избран всеобщим голосованием и получил соответствующую власть; 2) премьер-министр и правительство ответственны перед парламентом. 
         Парламентская республика. Парламентская республика распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Италия. Здесь президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа и не мог противопоставить себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (Германия). 
        Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской и полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике глава государства не является главой правительства и не свободен в выборе премьер-министра, которым становится лидер партии, имеющей большинство в парламенте. Это означает, что правительство формируется партией победившей на парламентских (а не на президентских) выборах. 
          В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может только по предложению правительства. Правительство же несет ответственность только перед парламентом. Вотум недоверия, принятый парламентом обязывает правительство уйти в отставку. 
          Т. о., основные признаки парламентской (парламентарной) республики являются следующие: 1) разделение исполнительной власти на главу государства и кабинет министров; 2) политическая ответственность кабинета перед парламентом; 3) формирование правительства партией, победившей на парламентских выборах. 
         Парламентская республика, как и президентская, испытывает в наше время давление, направленное на рационализацию парламентаризма. Суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия., создать стабильное правительство (в Италии за 50 лет сменилось более пятидесяти кабинетов министров). С этой целью применяются различные приемы, относящиеся к партийным комбинациям членов парламента. 
          Во Франции президент рассматривается как арбитр в государстве: на него возлагается конституционная обязанность обеспечивать свои арбитражем функционирование государственных институтов. Развитие Франции в связи с разделенным правлением показывает, что парламент усиливает свои полномочия, а влияние президента ослабляется. Элементы "рационализованного парламентаризма" присущи всем постсоветским полупрезидентским республикам.

4. Типы политических систем.

 

В политической науке  существуют различные подходы к  определению  типов политических систем. Вот некоторые из них:

  • Марксистско-ленинская концепция, суть которой заключается в  том, что авторы в основе своей концепции положили  принцип  классового подхода и форм собственности, опираясь на  это,  они  определили, через какие  сложные  политические  системы  прошло  человеческое общество:
    1. Рабовладельческая;
    2. Феодальная;
    3. Капиталистическая;
    4. Социалистическая – эта  политическая  система  была  ими  лишь
    5. определена   и   должна   была    возникнуть    после    краха
    6. Империалистической («загнивающей стадии Капитализма»).
      • Типы определённые Робертом Далем это:
        1. Демократический;
        2. Авторитарный;
        3. Тоталитарный.

Основой этой концепции  является анализ степени  демократизации власти и механизмов разрешения противоречий.

          • Габриэль Алмонд определил типы  политических  систем  исходя  из анализа политической  культуры  (именно  на  этом  анализе  была основана его концепция), следующим образом:
            1. Англо–американский;
            2. Европейско–континентальный;
            3. Доиндустриальный.
              • В.Е. Чиркин положил в  основу  своей  концепции  анализ  способа управления обществом и определил типы политических систем так:
                1. Административный;
                2. Командный;
                3. Соревновательный.
                4. Этакратическая  политическая  система  (государство).  В  основе данной концепции лежит место и роль государства  в  политической системе. Её авторами являются В.В. Радаев и О.Н. Шкорбан.

А  теперь  немного  подробнее.  Достаточно  распространенной   является классификация политических  систем  по  политическому  режиму,  то  есть  по характеру и способам взаимодействия власти, личности и  общества.  По  этому критерию   выделяется   тоталитарные,   авторитарные    и    демократические политические  системы.  Для  тоталитарной  политической  системы  характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация  и  контроль  за всеми сферами жизни людей со стороны государства.             Авторитарная  политическая система основана на неограниченной власти одного лица  или  группы  лиц  при сохранении  некоторых  экономических,  гражданских,  духовных   свобод   для граждан. Демократическая политическая система  предполагает  приоритет  прав личности, контроль общества над властью.

Информация о работе Политическая система общества