Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Содержание работы

Введение
1. Понятие политической системы общества, ее структура
1.1 Понятие и теория политической системы общества
1.2 Структура и функции политических систем общества
1.3 Типология политических систем общества
2. Государство — основное звено политической системы общества
2.1 Место и роль государства в политической системе общества
2.2 Государство и другие элементы политической системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По  теме «Политическая система общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:                                                                                        Коноплева Л.А.

Студент:                                                                                                    Цицман В.В.

 

 

 

Оглавление

Введение

1. Понятие политической  системы общества, ее структура

1.1 Понятие и теория  политической системы общества

1.2 Структура и функции  политических систем общества

1.3 Типология политических  систем общества

2. Государство — основное  звено политической системы общества

2.1 Место и роль государства  в политической системе общества

2.2 Государство и другие  элементы политической системы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время видится  актуальным познание законов взаимовлияния  политической системы и государства  для того, чтобы в критические  моменты развития общества и государства  знать способы и механизмы  возможного предотвращения революционных  взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории  государства и права”. Изучением  взаимодействия государства и политической системы занимаются представители  многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы  и государства, как составной  ее части.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих  понятий “политическая система” и “государство”, определить их содержание, а затем выявить соотношение  и роль политической системы и  государства в общества.

Задачами, которые определяются целью работы, являются:

-  раскрытие понятия  и теории политической системы  общества;

-  рассмотрение структуры  и функций политических систем  общества;

-  рассмотрение типологии  политических систем общества;

-  определение места  и роли государства в политической  системе общества;

-  рассмотрение взаимоотношений  государства и других элементов  политической системы.

Объектом исследования курсовой работы являются теоретические положения  правоведов-теоретиков, касающиеся теории политической системы общества и  роли и места государства политической системе общества, интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

1. Понятие политической  системы общества, ее структура

1.1 Понятие и  теория политической системы  общества

Человеческое общество находится  в процессе постоянных изменений, которые  происходят под влиянием различных  факторов. Усложняются социальные взаимосвязи  между людьми, появляются новые потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать  на потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Политическая система  общества   это представленные в едином целостном (системном) комплексе  государство и негосударственные  структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении  государственной власти. Основными элементами политической системы являются:

а) само государство;

б) негосударственные структуры;

в) органы местного самоуправления.

Политическая система  общества развивается и трансформируется в более сложную системную  связь совместно с развитием  государства. Этот процесс носит  постоянный характер. Необходимо отметить, что власть (считай: государство) занимает столько места, сколько ей позволяет  это сделать общество.

В.В. Лазарев определяет, политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с  помощью которой принимаются  и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для  их части решения.

Рис. 1. Политическая организация  общества по В.В. Лазареву

В науке имеется множество  различных понятий политической системы, что объясняется тем, что  отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели.

Теория Д. Истона считается наиболее детально разработанной и рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил Д.Истону более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход». На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д. Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на “выходе” в решения и действия.

Теория Г. Алмонда характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны – как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем Г. Алмонд и Д.Пауэлл перешли от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам, т.е. совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

Таким образом, политическая система является характеристикой  взаимоотношений между государством и обществом. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.

1.2 Структура и функции политических систем общества.

Политическая система  чрезвычайно сложное явление. Ее структуру составляют организации, объединения, имеющие прямое или  косвенное отношение к осуществлению  политики, к политической деятельности. Структурирование политической системы  зависит от подхода к изучению структуры и функций политической системы - либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального  подхода.

Системному подходу положил  начало Д.Истон, четко определивший границы политической системы и применивший понятие «входа» и «выхода» в политическую систему. На «входе» он определяет два элемента – требования и поддержку, на «выходе» - решение и действия.

Структурно-функциональный подход дает видимо, больший простор  для структуры политической системы  общества. В литературе имеются разные мнения авторов, но критерии у всех почти одни и охватывают одни и  те же элементы, за небольшой и несущественной для настоящей курсовой работы, разницей. Составные элементы называются диалектическими  сторонами, а политическая система  представляется как диалектическое единство этих сторон. Некоторые авторы полагают, что политическая система состоит из подсистем или элементов.

Ниже нами сделана скромная попытка представить структуру  политической системы общества в  обобщенном виде из нескольких вариантов, ставших нам известными. Учитывая, что каждая составляющая часть политической системы в свою очередь может  представлять собой совокупность сложных  взаимоотношений собственных элементов  или компонентов, нам представляется наиболее приемлемым обозначать составные  элементы политической системы –  подсистемами.

Итак, политическая система  общества состоит из следующих основных подсистем:

1) институциональной –  государство, политические партии, социально-экономические и другие  организации (и их взаимоотношения), образующие в совокупности политическую  организацию общества и связанные  с функционированием политической  власти. Центральное место в ней  принадлежит государству.

2) регулятивной или нормативной  – право, политические нормы  и традиции, некоторые нормы морали  и т.д., определяющие и регулирующие  политическую жизнь общества;

3) функциональной – методы  и способы политической деятельности, составляющие основу политического  режима, т.е. совокупность методов  и способов осуществления власти.

4) идеологической – политическое  сознание, прежде всего господствующая  в данном обществе идеология,  т.е. совокупность различных по  своему содержанию политических  взглядов, идей, представлений, чувств  участников политической жизни  общества.

А.И.Демидов отмечает, что  организационные отношения в  сфере политики наделены некоторыми характерными чертами:

·  общая цель для всех участников организации;

·  иерархичность структуры  отношений внутри организации;

·  дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации – появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.

В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное  в их деятельности - выражение не политических, а экономических или  иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные  и иные организации. Например, профсоюзы  создаются для защиты интересов  своих членов по вопросам, связанным  с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности  для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют  в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие  в урегулировании вопросов, связанных  с проведением забастовки, участвуют  в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и  т.д.

Имеются некоторые спорные  моменты в вопросе отнесения  некоторых общественных образования  в структуру политической системы.

Иногда к элементам  политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в  немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных  органов, активно участвуют в  обеспечении успеха на выборах той  или иной партии, формируют имидж  того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто  меняют политическую ориентацию.

И в порядке информации, необходимо отметить также деление  политической системы на подсистемы трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего  или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Данное деление требует более детального изучения, что является задачей невыполнимой в рамках данной курсовой работы.

Политическая система  как устойчивая форма человеческих отношений, имеет и свои функции, которые позволяют эти решения принимать и реализовывать, и осуществлять сложные взаимосвязи между ее подсистемами. Прежде чем приступить к освещению функций, считаем необходимым уяснить что означает термин «функция».

Информация о работе Политическая система общества