Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Содержание работы

Введение
1. Понятие политической системы общества, ее структура
1.1 Понятие и теория политической системы общества
1.2 Структура и функции политических систем общества
1.3 Типология политических систем общества
2. Государство — основное звено политической системы общества
2.1 Место и роль государства в политической системе общества
2.2 Государство и другие элементы политической системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Функция – это любое  действие, направленное на поддержание  системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы  реагирования на изменения её внутреннего  состояния и внешней среды. В  современной политической науке  существуют, следующие основные классификации  функций политической системы.

Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций:

●  преобразования,

●  адаптации и сохранения системы.

Первая группа, преобразования включает шесть функций, различаемых  в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:

1) артикуляция (выражение)  интересов;

2) агрегирование (обобщение  и иерархизация) интересов.

На "выходе" четыре функции:

3) разработка норм,

4) применение норм,

5) контроль за применением норм,

6) политическая коммуникация.

Вторая группа адаптации  и сохранения системы, включает две  основные функции – политическое рекрутирование и политическую социализацию.

Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы.

Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом  норм политической культуры.

Близкую по смыслу классификацию  функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На “выходе” три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Современные авторы выделяют следующие функции политической системы:

Политическое руководство  обществом (управление общественными  делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного  развития. Поэтому соответствующую  деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического  строя, обеспечение существования  общества как единого целого (интегративная  функция). Она объективно обусловлена  существованием разнонаправленных  политических процессов, за которыми стоят  различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата  самыми тяжелыми последствиями для  общества, т.е. согласование разнообразных  интересов социальных общностей  и государства, обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

Регулятивная функция. Она  связана с потребностями упорядочения и регламентации политического  поведения и политических отношений  в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят  свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более  или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется  не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов  поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого  и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение материальных ресурсов и духовных ценностей между  его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой  степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

В завершение вопроса о  функциях политической системы, считаем  возможным коротко остановиться на неотъемлемой части функций - функциональном кризисе системы. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода - от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и мн. др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом ее социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами. Функциональный кризис системы, или кризис перегрузки, наступает когда она вынуждена решать задачи, которые она решить не может.

1.3 Типология политических систем общества

В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев  предлагаются разные классификации. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении  достаточности условий, которые  позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять  свои политические роли.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.

Современные в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные. Широко распространена классификация политических систем, различаемых в зависимости от типа политического режима. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе. В этом отношении выделяют три основных типа политической системы:

Ø  тоталитарную,

Ø  авторитарную,

Ø  демократическую.

Вопрос типологии политических систем изучается разными исследователями  и, имеется столько же вариаций типологии, сколько исследователей. И каждое из них имеет свое место и ценность в науке, и заслуживает пристального изучения.

2. Государство  — основное звено политической  системы общества

2.1 Место и роль  государства в политической системе  общества

Центральное место в политической системе общества занимает государство  как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению  к другим властям внутри страны и  независимостью от любой иностранной  власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому  степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит  от сущности государства. Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

Таким образом, государство  является главным звеном политической системы. Государство интегрирует  общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения  и действует, прежде всего, в сфере  интересов всего общества.

2.2 Государство  и другие элементы политической  системы

К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Ст. 13 Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.

Ключевая роль государства  в политической системе обусловлена  названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации  и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных  организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций  в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного  объединения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения  задач курсовой работы можно сделать  следующие выводы.

1.  Выступая как совокупность  важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая  на основе определенных политических  идей, политическая система того  или иного общества выступает  как универсальная управляющая  система общества, которая в конечном  итоге регулирует взаимоотношения  между социальными группами, обеспечивая  стабильность общества и определенный  социальный порядок на основе  использования государственной  власти.

2.  Политическая система,  как диалектическая система имеет  свои функции, которые определяются  разными авторами в зависимости  от подхода: системного - понятия  «»входа» и «выхода», и структурно-функционального  – применение категорий диалектических  подсистем.

В государствах, где политическая система вынуждена решать задачи, которые она решить не может, возникает  кризис политической системы.

3.  В современном мире  существуют многообразные политические  системы, которые в свою очередь  состоят из составляющих элементов.  Государство же является главным  звеном политической системы.  Государство интегрирует общество  в единое целое, независимо  от различия интересов и потребностей  отдельных групп и слоев населения  и действует, прежде всего,  в сфере интересов всего общества. Любая политическая деятельность, в конечном счете так или иначе связана с государственной властью.

4.  Завершая изучение  понятия и структуры политической  системы общества как темы  настоящей курсовой работы, можно  отметить, что цель, обозначенная  во вводной части работы достигнута. Задачи, которые определялись целью работы выполнены.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Мелехин А.В., Теория государства и права: Учебн. пособие, М., - 2010

2.  Лазарев В.В.(под ред), Общая теория права и государства: Учебник М.,- 2011.

3.  Н.И. Матузов., А.В. Малько (под ред), Теория государства и права: Курс лекций - М., 2011.

4.  Курьянов М.А., Наумова  М.Д., Политология в вопросах и  ответах:Учебное пособие, -Тамбов, 2010.

5.  Венгеров А.Б., Теория  государства и права: Учебник  для юридических вузов. – М., 2009.

6.  В.Н. Протасов. Теория  права и государства. Проблемы  теории права и государства.  Вопросы и ответы, М., - 2011.

7.  Марченко М.Н. Теория  государства и права. — М., 2009.

8.  Косарев А.И. Теория  государства и права. М.: — 2008.

9.  Р.Т. Мухаев, Правовые основы Российского государства: Учебник, М., - 2007.

10.  Папарин А.С., Политология: Учебник, М.,-2011.

11.  Муштук О.З., Политология, М.,-2011.

12.  Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Укажите правильное определение политической сиcтемы:

а) совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти; организация, обладающая верховной властью на определенной территории;

б) совокупность различных политических институтов, социально-экономических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть;

в) определенное сочетание системы партий, способы голосования, того или иного типа принятия решений, той или иной структуры групп давления.

2. Как соотносятся между собой понятия «политическая система» и «политический режим»?

а) это синонимы;

б) политический режим более узкое понятие, отражающее функциональный аспект политической системы;

в) понятия частично пересекаются;

г) понятие «политическая система» отражает один из аспектов политического режима.

3. Соотнесите между собой название компонентов политической системы и их содержание:

а) институциональный;

3) состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство и его учреждения, политические партии, общественные движения и т.д.);

б) функциональный;

4) складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти и т.д.);

в) регулятивный;

5) совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (например, обычаи, традиции, взгляды, верования).

г) коммуникативный;

2) совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

д) идеологический.

1) совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация);

Информация о работе Политическая система общества