Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 09:35, реферат
Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры.
Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи здесь становятся правилами поведения, находят свое воплощение в действии.
Введение……………………………………………………………3
Политическая система современной России. Понятие политической системы…………………………………………………………………...5
Проблемы советской политической системы…………………...6
История разработки современной российской Конституции…9
Особенности современной политической системы…………….11
Заключение………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Политическая система современной
России. Понятие политической системы……………………………………………………………
Проблемы советской политической системы…………………...6
История разработки современной российской Конституции…9
Особенности современной политической системы…………….11
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………16
Введение
Политическая
система современной России представляет
собой сложное общественное образование,
переживающее трудный и противоречивый
процесс трансформации всех основных
институтов, норм и принципов их взаимоотношений
между собой и обществом, а также серьезную
ломку политической культуры и политического
сознания населения. Важнейшее место в
этом процессе занимает политическая
социализация. Любая политическая власть
стремится создать и упрочить поддержку
со стороны большинства населения, так
как без решения этой задачи трудно легитимировать
политический режим и обеспечить стабильное
и динамичное общественное развитие. Именно
политическая социализация выполняет
важнейшую функцию рефлексии гражданами
основных сфер политических отношений:
социально-политических, политико-управленческих
и политико-идеологических. На этой основе
осуществляется смысловое обоснование
политического участия граждан. Без наличия
определенного консенсуса по важнейшим
политическим ценностям невозможно предохранить
общество от раскола и социального противостояния.
Переход от советской системы, основанной
на тотальной индоктринации социалистической
идеологии во все сферы общественных отношений,
к демократической системе сопровождался
перегибами и ошибками в этой сфере. Расчет
на свободную игру политических идей и
ценностей, как основы формирования демократической
политической культуры нового поколения,
не оправдался. Сегодня стало очевидным,
что развитие демократии, ее свободных
самодеятельных форм вовсе не отрицает,
а напротив предполагает целенаправленную
и последовательную деятельность по формированию
консенсусной психологии и культуры, налаживанию
своеобразных коммуникационных каналов
и механизмов унификации базовых политических
ценностей в массовом сознании, приведения
их к единому общепризнанному знаменателю,
которые, закрепляясь в сознании отдельных
индивидов, трансформируются во внутренние
императивы политического поведения.
Сложность формирования зрелого и адекватного
политического сознания и культуры в современной
России дополняется тем, что практически
отсутствуют четко и внятно сформулированные
и выраженные идеологические схемы (не
только официальные, но и оппозиционные). На протяжении тысячелетий возникали
и умирали те или иные политические идеи,
теории, концепции, ускорялся или замедлялся
процесс развития политической мысли,
но неизменным оставалось одно: с начала
своего зарождения и до настоящего времени
политическая наука шла по пути поиска
лучшего государственного и общественного
устройства, способного обеспечить человеку
материальное благополучие, соблюдение
его прав и свобод, духовное и нравственное
развитие. Или, если использовать современную
терминологию, по пути поиска наиболее
демократических, социально ориентированных
моделей политических систем.
Политическую систему определяют как "систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве".
Понятие политической системы
выражает единство двух сторон политики:
организации и деятельности, действия
и структуры.
Любой вид политической деятельности
осуществляется в организованных формах
- через совместные действия, подчиненные
единой цели и регулирующиеся определенными
правилами, нормами, принятыми в данной
общности. Именно благодаря организации
осуществляется перевод идеологической
или моральной силы в материальную, идеи
здесь становятся правилами поведения,
находят свое воплощение в действии.
Организация в силу этого выступает важнейшим
средством выражения социальных интересов,
формирования единой воли. Благодаря организации
у политической общности возникает способность
снимать, сглаживать внутренние противоречия,
конфликты, она становится единым политическим
субъектом.
Без такого инструмента интеграция общества на длительный период оказывается невозможной, или ее пытаются осуществить с помощью иных, неполитических средств. Так, в тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные сообщества.
Политическая система современной России
Понятие политической системы
Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами. Необходимо отметить, что нормы и ценности определяются интересами доминирующих в обществе социальных групп. Так после крушения коммунистического режима в странах Восточной Европы, произошла коренная смена политической системы в этих государствах.
Полное преобразование одной системы в другую называется трансформацией, а процесс реформирования охваченной кризисом системы с целью приспособления к новой политической ситуации называется системным изменением.
В начале 1990-х гг. в России в качестве приоритетных были определены демократические нормы и ценности. Это предопределило характер системных изменений, которые завершились трансформацией политической системы.
В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы, которые еще называют подсистемами, обычно выделяют три: институциональный (совокупность институтов, участвующих в борьбе за власть и принцип их формирования); нормативный (устоявшийся в обществе тип принятия решений, контроля за их выполнением и нормы политической этики); информационный (связь между институтами политической системы). Важнейшей характеристикой политической системы является также политический режим. Некоторые исследователи (Р.Т.Мухаев) выделяют его в качестве функциональной подсистемы или структуры.
В качестве основных функций политической системы Г.Алмонд и Дж.Пауэлл выделили следующие:
-функция политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, присущих обществу, в котором он живет;
-функция адаптации к внешней и внутренней среде;
-функция реагирования, с помощью которой политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы;
-экстракционная функция, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней среды;
-дистрибутивная функция, необходимая для согласования интересов различных групп внутри общества, содержание которой составляет распределение благ, услуг и статусов;
-регулирующая функция, реализуемая через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отношении нарушителей правил.
Правовой основой политической системы демократического государства является Конституция, которая определяет политическое устройство, характер взаимоотношений общества и органов государственной власти, права и свободы человека, порядок и принципы образования органов власти. Современная политическая система России определена Конституцией, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
Проблемы советской политической системы
Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, была реализована в нашей стране через механизм Советов. Но те формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа.
Советская форма организации власти столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на него задач по выработке законов и контролю за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение, давая возможность представителям народа из «низов» высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным вопросам. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателен выявляли волю народа. На практике из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии. В наших условиях законодательные органы превратились в своеобразные «референдумы депутатов», а реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В таких условиях выразителем интересов и воли всех выступало государство.
В 1920-е годы, когда партия держала курс на оживление Советов, расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов, общественных организаций. Партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командования Советами, профсоюзами, комсомолом, органами государственного управления. Политически главное здесь состояло в господстве Коммунистической партии, что нашло свое закрепление в Конституции СССР. Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика командования и фактической подмены государственных органов дополнялись практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным управленческим аппаратом вело к их бюрократизации, снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. Все это привело к тому, что советская политическая система потеряла гибкость, способность адекватно реагировать на развивающиеся общественные процессы.
Поэтому во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. руководством страны была предпринята попытка демократизации институциональных элементов политической системы, в частности, повышения роли Советов, ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций. Однако эти меры не носили комплексного характера, но вовлекали в должной мере массы и дело политической реформы. После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, освободившего от руководства партией Н.С.Хрущева, когда к руководству партией и страной пришли новые силы во главе с Л.И.Брежневым, процесс бюрократизации политических структур вновь усилился, хотя внешне этот процесс прикрывался парадными фразами о развитии демократии. На деле же росло отчуждение людей от политики, от власти, усиливалось противоречие между застывшей, бюрократической политической системой и социально-политическим развитием общества. Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.
Во второй половине 1980-х гг. обстановка начала принципиально меняться. Начало переменам во всех сферах общественной жизни положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Вначале процесс, именуемый перестройкой, задумывался как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение, обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному режиму. Однако и эта программа, казавшаяся очень смелой и потому названной революционной, на деле не осуществилась. Номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. Так продолжалось три года перестройки. Но с весны 1988 г. этот процесс вырвался из-под контроля, началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур власти стал бурный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку, эти организации стали полноценными участниками политических процессов.
Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 г., когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что грядут существенные политические перемены. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 г. привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий.
После распада Советского Союза в декабре 1991 г. начинается новый период истории российского государства в качестве самостоятельного, независимого, с установлением принципа разделения властей.
История разработки современной российской Конституции
Работа над новой Конституцией России началась после выборов Съезда народных депутатов РСФСР весной 1990 г. 9 июня 1990 г. была создана Конституционная комиссия под руководством председателя Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина. Уже в августе 1990 г. был представлен первый проект Конституции, который после доработок был опубликован 12 ноября 1990 г. [17,74]. Данный проект предусматривал сильный парламент, что не отвечало интересам Б.Ельцина, поэтому он так и не был поставлен в повестку дня Съезда народных депутатов. Б.Ельцин по примеру М.Горбачева инициировал введение поста президента за счет должности председателя парламента. На основе этой поправки к Конституции были проведены выборы Президента.
Второй проект Конституции был опубликован в октябре 1991 г., но он также не выносился на рассмотрение Съезда народных депутатов.
Третий проект Конституционной комиссии предполагалось включить в повестку дня работы Съезда народных депутатов в апреле 1992 г. и предполагал введение президентской республики. Остальные проекты были отклонены. Съезд народных депутатов принял решение отложить принятие новой Конституции до следующего созыва Съезда осенью 1992 г. и лишь одобрил общую концепцию проекта Конституции.
В дальнейшем обострилась борьба за власть между Президентом Б.Ельциным и Съездом народных депутатов. Камнем преткновения в этой борьбе являлся вопрос о высшем органе власти: президент или Съезд народных депутатов. Стороны согласились на проведение 11 апреля 1993 г. референдума по основным положениям проекта Конституции. В дальнейшем Съезд отказался от проведения референдума и принял решение о конституционной реформе на основе предусмотренной действующей Конституцией процедуры (новая Конституция в соответствии со ст.185 принималась двумя третями голосов от общего числа депутатов съезда).