Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 09:35, реферат
Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры.
Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи здесь становятся правилами поведения, находят свое воплощение в действии.
Введение……………………………………………………………3
Политическая система современной России. Понятие политической системы…………………………………………………………………...5
Проблемы советской политической системы…………………...6
История разработки современной российской Конституции…9
Особенности современной политической системы…………….11
Заключение………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………16
Чтобы ускорить принятие новой Конституции, Б.Ельцин своим указом созвал 5 июня 1993 г. Конституционное совещание, не предусмотренное действующей российской Конституцией. Оно акцентировало свою работу на проекте, разработанном рабочей комиссией Б.Ельцина. Поправки, вносимые в данный проект, рассматривались на заседаниях рабочих групп и принимались большинством голосов. 10 ноября 1993 г. был опубликован новый проект российской Конституции, а 12 декабря проведен референдум, в котором приняло участие 54,8% граждан. За новую Конституцию проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в референдуме. Как отмечает специалист по государственному строительству новой России немецкий профессор Э. Шнайдер, «упреки в манипуляциях при подсчете числа участников в референдуме со стороны ведущих российских специалистов в области электорального поведения, опиравшихся на результаты собственных дополнительных исследований, никогда не опровергались, поскольку, в конце концов ни одна политическая сторона в этом не была заинтересована».
Особенности современной российской политической системы
Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
С 1991 г. российская политическая система претерпела радикальные изменения. До 1991 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик. В советский период политическая система СССР и РСФСР по сути была тоталитарной (до 1956 г.) и авторитарной, так как согласно ст. 6 Конституции СССР и РСФСР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Это означало, что один политический институт (КПСС) доминировал над всеми иными.
С развалом Советского Союза и КПСС в 1991 г. начинается новый период в развитии политической системы России: учреждается институт президентства, избирается парламент, возникают политические партии и другие институты гражданского общества.
В 1993 г. в стране начался политический кризис. Противостояние Президента России и парламента привели к кровавым столкновениям в Москве и расстрелу Белого дома (октябрь 1993 г.), где в то время заседал парламент. Конфликт между законодательной и исполнительной властью был решен в пользу последней.
Принятие Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. способствовало созданию нормативно-правовой базы для нового этапа реформирования политической системы российского общества.
Важнейшим институтом российской политической системы является государство. Особенность государственной структуры России состоит в том, что Президент РФ юридически не входит в систему ни одной ветви власти. Он как бы возвышается над властными институтами, осуществляя взаимодействие между ними. Такое положение Президента во властных структурах наделяет его почти неограниченными полномочиями и минимальной ответственностью.
Кроме государства в политическую систему России входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и др.
Серьезным недостатком российской политической системы является разобщенность государственных институтов и институтов гражданского общества (государства и общества); отсутствие действенных механизмов влияния общества на государство. Очевидно, осознавая этот недостаток, Президент В. В. Путин предложил создать Общественную палату, которая могла бы стать связующим звеном между обществом и государством. В декабре 2005 г. закончилось формирование Общественной палаты, состоящей из 120 членов. В настоящее время она является одним из общественно-политических институтов российской политической системы.
В целом же российская политическая система находится в стадии формирования и развития.
Заключение
Таким образом, политическая система - это совокупность государственных и общественных образований, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Она включает в себя институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный и идеологический компоненты, каждый из которых имеет собственную особую структуру, формы организации и способы выражения. Основными институтами политической системы являются государство и политические партии.
Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Основными функциями политической системы являются мобилизационная, распределительная, регуляционная, функции целеполагания, легитимации, политической социализации.
Многомерность политической жизни, множество критериев ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем. Главным критерием типологии выступает политическая власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Не менее важен учет уровня экономического развития, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, уровень политической культуры и другие факторы.
Становление политической системы в России совпадает по времени с рыночными преобразованиями экономики. Новая система стала формироваться в условиях, по существу, мгновенного разрушения советской политической системы.
Отличительные особенности российской политической системы: гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
номинальность разделения властей - законодательной исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянным «перетягиванием каната»;
неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его способность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни;
сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью;
фактическая подконтрольность
правительства президенту и
множественность режимов (частичное
соблюдение демократических
бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших криминальными методами;
использование нелегитимных, криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
малочисленность и
широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
неразвитость системы
отсутствие в обществе легитимных «правил игры», т.е. единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
Сложившийся в обществе порядок легализован Конституцией 1993 г., которая зафиксировала результат силового разрешения конфликта между президентом и законодательной властью, незавершенность процесса формирования государства.
Следовательно, предстоит еще немало сделать для того, чтобы демократия получила адекватное выражение в функционировании политической системы.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской
2. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Юрайт-Издат. - 2006. - 278с.
3. Борисенков А. А. О политической
сущности и политической
4. Бурякова В. В. Политическая система
РФ: в помощь учителю
5. Воскресенский Ю. Понятие «Средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества» // Юрист.-2005. - № 6.-С.11-12.
6. Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник / К.С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 505 с.
7. Зудин А.Ю. Режим В.Путина: контуры новой политической системы / А. Ю. Зудин // Общество и экономика. - 2003. - №2.-С.67-83.
8. Кабанов П.А. Политическая преступность
в условиях реформирования
9. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора / Ю. А. Красин // Полис. - 2003. - №1.-С. 124-133.
10. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2005. - 400с.
11. Никонов В. Конституционный дизайн
// Современная российская
12. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 697с.
13. Политология: Учебник /А.Ю. Мельвиль
и [др.]; М.: Московский государственный
институт международных
14. Постников А.Е. Пропорциональная
избирательная система в
15. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2005. - 559с.
16. Уваров А.А. Об особенностях
местного самоуправления в
17. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2004. - 211c.