Политическая система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Столица: Лондон (London)
Административное деление: 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов и 3 островные территории; Островное государство в Западной Европе. В состав Великобритании входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Великобритания является одной из ведущих торговых держав и является одним из мировых финансовых центров.

Файлы: 1 файл

великобритания.docx

— 44.76 Кб (Скачать файл)

ПАЛАТА ЛОРДОВ 
Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин.

Правительство

ФОРМИРОВАНИЕ 
Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться.  
По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в д.10 на Даунинг Стрит (10 Downing Street) в центре Лондона.      Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу.

ЛОББИ 
Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби. Корреспонденты Лобби - это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента.

ТАЙНЫЙ СОВЕТ (Privy Council) 
Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.

 

Политико – территориальное устройство

Великобритания – сложное  унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и  административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также  несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и  др.). Великобритания имеет также  колониальные владения: остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. Шотландия и Уэльс получают с 2000 г. автономию, разную по своим полномочиям (Уэльс – довольно узкую).

Прибрежные острова рассматриваются  как коронные владения, имеют местные  законодательные органы, но их решения  вступают в силу после королевской  санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от Короны и управляютсяместным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 – в Англии, 22 – в Уэльсе), а графства – на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства (26). После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.

Округа в графствах (в  каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины – низовое звено административно-территориального деления.

Во всех административно-территориальных  единицах избираются советы сроком на 4 года (в Шотландии – 3 года). Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей – лиц, обладающих избирательным правом.

Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует:

  1. наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;
  2. существует институт адаптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;
  3. контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);
  4. министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;
  5. контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.

Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование  дотаций, выделяемых центром. В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.

Большая часть работы парламента не привлекает средства массовой информации. Конечно, они обычно информируют  народ о ходе работы в парламенте и уделяют ему больше внимания, когда идет обсуждение важного закона или проблемы. Однако, в работе парламента есть несколько событий, как ежегодных, так и еженедельных, которые привлекают внимание публики.

Открытие парламента

Открытие парламента отмечает начало сессии работы парламента. Оно  отмечается первый раз после общих  выборов, а в каждый последующий  год - в ноябре.

Это главная церемония  парламентского года, привлекающая толпы  зрителей, которые наблюдают за событием как лично, так и по телевидению. Королева едет из Букингемского дворца к Вестминстерскому аббатству.

Королева произносит речь с трона в Палате Лордов. При  этом присутствуют члены обеих палат  парламента.

Хотя речь говорит королева, текст речи полностью пишется  членами правительства и одобряется Кабинетом министров. Она содержит главные принципы политики правительства  и предполагаемую программу действий для текущей парламентской сессии. После этого эта программ обсуждается  обеими палатами. Парламент сразу  посылает королеве благодарность за речь, но сами дебаты продолжаются несколько  дней, где каждый член парламента может  высказаться по любому вопросу.

Вопросы премьер-министру

Возможность задать вопросы  премьер-министру и любому другому  члену правительства является важным инструментом контроля парламента над  деятельностью кабинета министров. Премьер-министр отвечает на вопросы  нижней палаты каждую среду с 3.00 до 3.30 дня.

Вопросы может задать любой  из членов парламента, но только лидеры правящей партии и оппозиции могут  задавать повторные вопросы. Обычно это время используется партиями для того, чтобы показать, какой  вклад они внесли в развитие государства, а также выразить их взгляды на работу правительства и премьер-министра в частности.

Принятие бюджета

День принятия бюджета - один из ключевых дней в работе парламента.

Бюджет рассматривает  налоговый план на следующий финансовый год, а также план государственных  расходов на следующие три года.

Разработка бюджета проходит в строжайшей тайне, которая раскрывается только в день официального прочтения  бюджета в Палате Общин. Объявление содержания бюджета сигнализирует  начало потока информации из правительства, которое начинает публиковать в  СМИ, включая Интернет, сам бюджет, отчеты правительства и многочисленные пресс-релизы.

За официальным прочтением бюджета следует его обсуждение и принятие.

Cудебная система

Хотя Великобритания и  единая страна, Англия, Уэльс, Шотландия  и Северная Ирландия имеют собственные  судебные системы, с заметными различиями в праве, организации и судопроизводстве. Однако, подавляющее большинство современного права применяется на территории всей Великобритании. Право разделено на уголовное и гражданское право. Различие между ними отражено в судопроизводстве, применении различных судов, в которых слушаются дела и наказаниях, которые могут быть наложены.

Правовая система Англии и Уэльса основана на прецедентном праве, которое основано на общем праве, принципах равноправия, а также на законах парламента и Европейского Содружества. Общее право, которое основано на обычае и рассматривается в судебных делах судьями, никогда не было специально определено или кодифицировано. Оно служит основой права за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве. Таким образом, право в Великобритании значительно отличается от других европейских стран, где правовая система кодифицирована и действует на основе закона.

Право Европейского Содружества, которое действует на всей территории Великобритании, затрагивает в основном экономические и общественные вопросы; при определенных обстоятельствах  оно преобладает над местным  правом. Обычно оно применяется в  местных судах, но особо важные дела слушаются в Суде Европейского Содружества.

СУДЫ В ЦЕЛОМ


Судебная и исполнительная власть независимы друг от друга; решения  суда направляются или контролируются министрами. Премьер-министр рекомендует  королеве кандидатов на высшие судебные чины.

Лорд-канцлер - председатель судебного ведомства и глава  Верховного суда везде, кроме Шотландии. В его обязанности входит работа судов и управление ими.

УГОЛОВНЫЕ СУДЫ


Мелкие правонарушения, которые  составляют подавляющее большинство  уголовных дел, разбираются в  Англии и Уэльсе мировыми судьями, хотя в местах, где количество проступков значительно, работают специально назначенные судьи.

Заключение

Как говорилось выше, официальной  конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных  актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монарших привилегиях и  правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть  прав человека, но парламент имеет  право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию за причиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции.

Британское право состоит  из общего права (commo law), писаного права (s a u e law) и конвенций. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства. Королева является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории.

 


Информация о работе Политическая система Великобритании