Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Цель изучения политической системы состоит в том, чтобы дать людям достоверное знание о политических и общественных процессах, научить их самостоятельно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации.

Содержание работы

Введение 3
1 Политическая система и ее признаки 4
2 Понятие политической системы, ее функции 4
3 Системный подход к изучению политической жизни 13
4 Политическая система в России 15
Заключение 20
Литература 22

Файлы: 1 файл

доделать1.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

                     Научное понимание диалектического взаимодействия политической системы с другими сферами общества не исключает, а, напротив, предполагает влияние на поведение социальных групп и индивидов разнообразных элементов социальной среды. Следовательно, нет, и не может быть жесткой, линейной зависимости политический субъектов и организаций, их действий от экономики.

                     Политическая система, будучи обусловленна социально – экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами – правовыми и политическими.

                      Как часть общества, функционируя  в социальной среде, политическая  система подвергается влиянию  тех воздействий, которые исходят  извне, от общества, а также  импульсов изнутри – взаимодействий ее институтов, ценностей и т.д.

                     Глубокое обоснование и широкое  распространение понятие «политическая  система» получило лишь в середине  ХХ в., что порождено логикой  развития политической науки,  приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Две из них составляют основу теории политических систем – американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

                    По Д. Истону политическая система – это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

                   У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникнуть и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее  символам. Независимо от места своего происхождения требование и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.

                    Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия, так или иначе, оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

                   Требования занимают важное место  в разнообразной информации, поступающей  в систему и свидетельствующей  об ожиданиях, мотивах и интересах  людей. Истон разделил их на  распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные ( о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.)

                 Политическая система является  открытой: она подвержена многочисленным  воздействиям, идущим из окружающей  среды. Если такое воздействие  слабое, тогда политическая система  не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого – либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

                Выходные действия политической  системы, по Истону, обусловлены  ее главным предназначением, самой  природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей.

                В отличии от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая политическая система имеет собственную структуру, многофункциональна. Все политические системы осуществляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность системы. В частности, несмотря на провозглашенный принцип разделения властей, многие функции, хотя и по-разному в разных системах, неразделимы. Например, вмешательство парламента в текущую политику, законотворческая деятельность правительства и президента происходит во многих странах мира. Смешанность политических систем в культурном смысле означает, что нет, например, «чистого» президентского или «чистого» парламентского правления.

             Вход информации, по Г.Алмонду,  складывается  из политической  социализации и мобилизации населения,  анализа существующих интересов  (высказанных и невысказанных), укрупнения (обобщения и интеграции) интересов, политических коммуникаций (связей и взаимосвязей различных политических сил).

            Функции выхода информации состоят  из установления правил (законодательная  деятельность), применения правил (исполнительная  деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и учет ее особенностей, а также политическое решение выявленных проблем.

                   Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

                     Политическая система имеет некоторые  пределы, границы. Конечно, границы политических систем часто бывают неопределенными, размытыми, разные системы пересекаются, накладываются частично друг на друга.

                      Пределы политической системы  определяются границами действия  обязательных решений данной системы. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета его акты ограничены – его территорией, в случае политической партии  - учитываются пределы действия устава, программы и партийных решений.

                     Политическая система включает  в себя соответствующие политические  структуры, процессы и подсистемы, взаимосвязи, действующие в ее  рамках, а также выходящие за  ее собственные пределы (например, в связи со «своим» гражданским обществом, с соседними политическими системами и т.д.)

3 Системный подход к изучению политической жизни

                 Значение системного подхода  к изучению политической жизни  состоит в следующем. Он позволяет  представить политическую жизнь  именно как систему поведения людей, установить механизмы влияния политических действий, поступков на характер политических институтов и структур. Дает понимание политики как целостности, открывает возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура. Одно из важнейших назначений политики – обеспечение единства, целостности общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия. Политическая система выступает средством социальной интеграции, сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

               Понятие политической системы  выражает единство двух сторон  политики: организации и деятельности, действия и структуры.

             Формирование политической системы  связано с постепенным приобретением  политическими отношениями ряда  существенных признаков:

  • во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности – распад;
  • во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важным условием продуктивного и целенаправленного изменения

социальных отношений;

  • в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга;
  • в-четвертых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперация рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы.

             Смысл системного подхода к  анализу политической жизни заключается в изучении ее как подсистемы в рамках  более широкой системы, так и в выявлении подсистемы, элементов данной системы. Данный подход позволяет унифицировать терминологию, уточнить понятия политической теории и установить их взаимосвязь между собой.

             Политическая система относится  к классу открытых систем: она  испытывает различные воздействия  не только внутренних, но и  внешних факторов. Политология изучает  все эти влияния.

             В нашей стране политология  лишь начинает складываться. В этой области еще нет устойчивых научных традиций и эта наука еще очень связана с остатками идеологии «научного коммунизма».

 

4 Политическая система в России

            С Октябрьской революции 1917 года  в России была установлена  политическая система советского типа, характеризовавшаяся рядом отличительных признаков. Во-первых, она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: декларировалось, что политическая система отражает интересы трудящихся и пролетариата. Все, что не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось враждебным.

               Во-вторых, преобладали методы революционного  насилия в осуществлении властных  функций, что было обусловлено  неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы(интервенция западных стран против России, гражданская война), низкий уровень общей и политической культуры трудящихся и др. Это выразилось в разветвленной карательной системы.

              В-третьих, политическая система  советского типа основывалась  на принципах совмещения и  концентрации политических ролей  и функций в руках правящей  коммунистической партии, неприятия  политического плюрализма и запрета  деятельности оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами возможно создать экономические, культурные и иные предпосылки для построения социализма.

                В-четвертых, связующим звеном  политической системы советского  типа, ее несущей конструкцией  являлось монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению конкретных задач.

              В-пятых, в основе механизма  формирования и функционирования  власти в политической системе  советского типа лежал номенклатурный принцип. Номенклатура была закрытой системой и обладала абсолютной экономической, политической и идеологической властью. Став новым классом общества, она подчинила себе все партии, а с ними – и все общество. Политическая система такого типа способна функционировать при наличии чрезвычайных обстоятельств(опасность внешней интервенции, существование внутренних врагов),большого изобилия энергетических, финансовых и иных ресурсов, а также разветвленной системы идеологической  обработки населения.

                 Современную политическую систему  в России еще во многом характеризуют  черты переходности. В ней сохранились  некоторые элементы системы советского  типа, хотя появились и начали  функционировать новые политические  институты. Пока говорить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России преждевременно.

                 В 1989 году М.С. Горбачев провозгласил  отказ от номенклатурного принципа  формирования институтов власти. Однако формальный отказ не  означал реализации на практике  демократических принципов их формирования. По-прежнему в государственных структурах сохраняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции.

Информация о работе Политическая система