Разрушение номенклатурного принципа
формирования политической системы,
ликвидация монополии КПСС на
власть без эффективной замены
их другими управленческими принципами
заметно ослабили государственные структуры,
снизили созидательные возможности. В
условиях возросшей политической конкуренции
и политического плюрализма очень сложно
оказалось обеспечивать интеграцию полярных
интересов граждан, социальных групп.
Политическая система в современном
российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего,
в ее институциональной подсистеме заметен
акцент в перераспределении властных
полномочий в пользу исполнительных органов
и существенное ограничение функций законодательных
институтов власти. Последние практически
лишены возможности осуществлять контроль
за деятельностью исполнительных органов
(правительства, премьер-министра и
т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых
законов.
Кроме того, с точки
зрения характера распределения власти
и взаимоотношения политической системы
и общества в России существует скорее
авторитарная плюралистическая система.
Авторитарная политическая система характеризуется
сосредоточением власти в едином центре,
каковым является президент и его администрация.
Поле деятельности представительных органов
власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается
в разделении властей в государстве, многопартийности,
передаче ряда законодательных и исполнительных
полномочий от Центра субъектам Федерации.
Одной из примечательных особенностей
российской политической системы
является низкий удельный вес
политических партий, их слабое
влияние на власть, общество. Эти
особенности свидетельствуют о
противоречии между политической структурой
и ее культурным основанием. Дело в том,
что замена политических институтов прежней
системы (в частности КПСС, Советов всех
уровней), новыми, куда вошли Президент,
двухпалатный парламент (Федеральное
Собрание), осуществлялась быстрее, чем
происходили изменения в политической
культуре общества.
Новые институты часто не находили
поддержки в обществе, поскольку
в нем еще господствуют старые
нормы и ценности, стандарты политического
поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства,
справедливости, коллективизма) автоматически
не привело к утверждению в обществе либеральных
ценностей (индивидуализма, собственности,
свободы и т.д.). Это особенно хорошо прослеживается
в понимании населением такой ценности,
как «свобода». Последняя воспринималась
как российское понятие «выйти на волю»,
т.е. делать что пожелаешь, а не понималась
как свобода выбора, связанная с уважением
прав и свобод других людей, ответственностью
за принятое решение, поступок. Поскольку
наша политическая система еще не сформировала
свое культурное основание в лице признанных
в обществе демократических идеалов, ценностей,
норм, ее возможности интегрировать общество,
обеспечить единство и стабильность довольно
ограничены. Поэтому в России еще какое-то
время будет балансировать между целостностью
общества и его дезинтеграцией, распадом.
Слабая интегрированность в российскую
политическую систему разнородных
групп, партий, движений проявляется
в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу
принятия решений. Посттоталитарную систему
как механизм власти пока точнее было
бы назвать закрытой, чем открытой. Ей
свойственны черты олигархичности. Это
касается прежде всего процесса принятия
решений, которые до последнего времени
осуществляла узкая группа лиц: президент
– глава администрации президента – премьер-министр.
Недостатком политической системы
России является и ее слабая
реактивная способность. В частности,
она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие
и вновь возникающие интересы и потребности
населения, нередко запаздывает при разрешении
социальных конфликтов. В качестве примера
можно назвать манифестации обманутых
вкладчиков, работников бюджетной сферы,
не получающих зарплату.
Однако следует признать, что
реформирование политической системы
– процесс всегда сложный и
длительный, сопряженный с временными
неудачами и просчетами.
Заключение
Важнейшей проблемой политологии является исследование вопроса и выработка
практических рекомендаций, касающихся
обеспечения динамической устойчивости
политических систем. Поэтому политология
изучает содержание и формы изменений
политической системы на разных этапах
ее движения, а также то, какие именно элементы
политической системы могут и должны меняться
под влиянием объективных факторов.
Политическая система относится
к классу открытых систем : она
испытывает различные воздействия
не только внутренних, но и
внешних факторов.
Политическая система отличается
некоторыми особенностями любой
живой системы. В случае угрозы
сильных воздействий на нее
политическая система может проявить
способность к сопротивлению,
часто независимо от того, положительное
или негативное воздействие имеет место.
Разные системы обладают разными
механизмами сопротивления внешним
воздействиям. Внутренние кризисы,
противоречивость процессов присущи
политическим системам, они служат
критериями, свидетельствующими о
необходимости соответствующих корректировок
политики либо системы.
Политическая наука, разрабатывая
теорию политических систем, не
может не интересоваться проблемами
разработки общей теории жизненных
процессов в политике.
Многие процессы, происходящие в общественных
и политических системах, носят множественный,
случайный, статистический характер
и в этом отношении сближаются с некоторыми
физическими явлениями. По мере накопления
значительного эмпирического материала,
характеризующего функционирование современных
систем, и разработки методов обобщения
этого материала становится возможным
при прогнозировании некоторых объективных
процессов и последствий принимаемых
политических решений применить методы
теории неопределенностей, вероятностей,
многофактности, нелинейности и др.
Каждая модель политической и
общественной системы дает более
или менее достоверное знание
относительно некоторых аспектов
соответствующей системы. Каждая
из этих моделей имеет недостатки.
ХХ век значительно обогатил
наши представления о современных
политических системах. Возможно, в
будущем удастся прийти к общей
теории политических, а затем
и любых систем. Тем самым будут
подведены научные основы под
политические решения и политическую практику в целом.
Список литературы:
1. Р.Т. Мухаев «Политология» - М.: « Издательство
ПРИОР», 1998 г
2. Д.П. Зеркин «Основы политологии» - Ростов
Н/Д «Феникс», 1997г
3. Р.Ф. Матвеев «Теоретическая
и практическая политология» - М.: Издательство Ассоциации
«Российская политическая энциклопедия»,
1993 г
4.Под редакцией А.А. Радугина «Политология» - М.: Издательство
«Центр», 1998 г.