Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 00:08, реферат

Описание работы

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ _________________________________¬_________________2
2. 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ¬¬¬¬¬¬ ______________3-5
1.2 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА _________________6-8
1.3 ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА _________________9-10
1.4 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ______11-12
3.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПО ТИПУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ РОЛЕЙ _______________________________13-14
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ______________15-18
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________19
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ __________________________________________20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Факультет психологии.

 

 

 

Реферат

На тему:

Политическая система

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса заочного отделения

специальность Психология

ФИО Исаева Елена Борисовна

 

 

 

Проверил :

доц. Быстрюков В.Ю.

 

 

 

Самара 2015

Содержание:

 

    1. Введение __________________________________________________2
    2. 1. Сущность политической системы
    1. Подходы к пониманию политической системы ______________3-5
    1. Структура политической системы общества _________________6-8
    2. Функции политической системы общества _________________9-10
    3. Механизм функционирования политической системы ______11-12

3.Типология  политических систем по типу  политической культуры и разделению  политических ролей _______________________________13-14

4. Политическая система Российской Федерации ______________15-18

5.Заключение _________________________________________________19

6. Список литературы __________________________________________20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.

Объект изучения - политология.

Предмет изучения - политическая система России.

Цель данной работы: изучение политической системы общества.

Задачи:

1. дать определение понятия "политическая система"

2. рассмотреть структуру  и функции политической системы

3. изучить типологии политических  систем по различным признакам

4. описать взаимодействие  между собой политической системы  и государственной политики страны.

 

2

1. Сущность  политической системы

 

1.1 Подходы к пониманию политической  системы

 

В политические отношения включено множество субъектов. Субъекты политики могут быть индивидуальными и коллективными, институционально, организационно оформленными и неинституциализированными, но все они взаимосвязаны и образуют устойчивую, целостную совокупность отношений - политическую систему. Категория "политическая система" заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При ее осмыслении могут возникнуть познавательные трудности и вопросы.

В самом широком смысле политическая система есть совокупность отношений по поводу участия в политической власти. Однако констатации, что политические отношения системны и что власть внутренне центрирует их, недостаточно для понимания политики как реальности особого рода. В политической науке сформировались определенные подходы к изучению политической системы. Каждый из этих подходов под своим углом зрения рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе авторитетно-властные решения.

Институциональный подход, который применяют некоторые политологи, рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры,

 

3

а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Политическое поведение при институциональном подходе анализируется в тесной взаимосвязи с существующими политическими институтами - учреждениями и установлениями. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, партии, общественные организации и движения. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, различные группы интереса и группы давления. Кроме того, политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

Системный подход преодолевает правовую и институциональную ограниченность и обращает внимание на всю сферу политической деятельности в обществе. Впервые применил системный подход к изучению общества американский политолог и социолог Талкотт Парсонс.

Его концепция социальной системы оказалась плодотворной и несла в себе огромный познавательный потенциал для политической науки. При системном подходе главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Политические взаимодействия ориентированы на авторитетное распределение ценностей в обществе.

Политическая система - это особая реальность, которая качественно отличается от других систем общества и развивается в соответствии с собственной логикой.

 

 

4

Политическая система ориентирована на авторитетное распределение ценностей в обществе, причем таким образом, чтобы достигнуть баланса интересов и сохранить систему как единое целое.

Каждый субъект политической системы стремится реализовать свои интересы с помощью механизма политической власти, но делает это в контексте системной интеграции. Поэтому сущность политического взаимодействия между индивидами, группами, организационными структурами заключается в обеспечении достижения общих целей. Достижение общих целей политической системой происходит в условиях, когда различные политические субъекты преследуют противоположные цели, когда существует реальное неравенство в контроле над политическими ресурсами и в распределении политического влияния. Общая цель, общий интерес не появляются произвольно из головы политической элиты или государственных чиновников, а становятся результатом взаимодействия политических влияний, сложным компромиссом между требованиями различных социальных групп.

Политическая система претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства как основного элемента политической системы. Поэтому политическую систему иногда определяют как совокупность отношений, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем. Политическая система характеризуется как система социальных взаимодействий, направленных на целедостижение и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения.

 

 

 

5

1.2 Структура политической системы общества

 

Политическая система как целостность функционирует благодаря взаимодействию составляющих ее элементов. Но она не сводима к их сумме. Для того чтобы понять значение каждого элемента целостности, система теоретически расщепляется, структурируется по различным основаниям.

Структура политической системы может дифференцироваться, следуя принципу политической стратификации, т.е. порядку, согласно которому те или иные группы принимают реальное участие в отправлении власти. Политические элиты непосредственно принимают политические решения; бюрократия призвана выполнять решения элиты; граждане формируют институты представительной власти. Возможность использования различных оснований для структурирования элементов политической системы отражает иерархический характер ее составляющих, которые сами организованы по системному принципу. Следовательно, политическая система состоит из подсистем, взаимодействие которых образует политическую целостность.

1. Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, т. е совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значимости интересы - от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов выступает государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, государство распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические (партии, группы давления, клиентелы), так и неполитические, но имеющие значительные

 

6

возможности влияния на власть и общество организации - средства массовой

информации, церковь. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур.

2. Институты власти и  влияния выполняют свои роли  на основе различных норм (политических, правовых, нравственных и т.д.). Вся  совокупность норм, регулирующих  политические отношения, составляет  нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Сами правила могут фиксироваться (в конституции, правовых актах), а могут и передаваться из поколения в поколение в форме традиций, обычаев, символов.

3. Следуя этим формализованным  и неформализованным правилам, политические  субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или  конфликте, их интенсивность и  направленность составляют коммуникативную  подсистему. Система коммуникаций  характеризует открытость власти, ее способность вступать в  диалог, стремиться к согласию, реагировать  на актуальные требования различных  групп, обмениваться информацией  с обществом.

4. Политические взаимодействия  обусловливаются характером культурно-религиозной  среды, ее однородностью. Совокупность  субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные Ценности, убеждения, стандарты политического  поведения, политическая ментальность  составляют культурную подсистему. Она придает общезначимые смыслы  политическим действиям, отношениям  различных субъектов, стабилизирует  общество и выступает матрицей  взаимопонимания и согласия. Базовым  элементом культурной подсистемы  является господствующая в обществе  религия, которая определяет модели  взаимодействия и индивидуального  поведения.

 

7

5. Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных  ценностей и идеалов, определяют  совокупность способов и методов  реализации власти. Данная совокупность  политических технологий составляет  функциональную подсистему. Преобладание  методов принуждения или согласия  в реализации властных отношений  определяет характер взаимоотношений  власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения  целостности. Все подсистемы политической  системы взаимозависимы. Взаимодействуя  друг с другом, они обеспечивают  жизнедеятельность политической  системы, способствуют эффективной  реализации ее функций в обществе. Одну из наиболее полных классификаций  функций политической системы  дали Г. Алмонд и Д. Пауэлл. Они использовали уровневый подход при рассмотрении взаимодействия политической системы с внешней средой (экономической, социальной и т.д.), затем внутри самой политической системы, и наконец, анализировали в целом способность ее к сохранению и адаптации. Каждая из функций реализует определенную потребность системы, а вместе взятые они обеспечивают, как замечал Д. Истон, сохранение системы через ее изменение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

1.3 Функции политической системы общества

 

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности - социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:

1) регулятивной функции. Она выражается в координации  поведения групп, индивидов, общностей  на основе введения политических  и правовых норм, соблюдение которых  обеспечивается исполнительной  и судебной властью;

2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в  способности системы извлекать  из внешней или внутренней  среды ресурсы, необходимые для  своего функционирования. Любая  система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической  поддержке;

3) дистрибутивной функции. Она предполагает распределение  политической системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного  финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства  черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через  налогообложение. Поступающие в  виде налогов ресурсы позволяют  финансировать бюджетные сферы  и содержать органы государства;

4) функции реагирования. Она выражается в способности  политической системы быть восприимчивой  к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму  требований, которые предъявляют  власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность  системы определяет ее эффективность  и результативность.

Информация о работе Политическая система