Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 00:08, реферат

Описание работы

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ _________________________________¬_________________2
2. 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ¬¬¬¬¬¬ ______________3-5
1.2 СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА _________________6-8
1.3 ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА _________________9-10
1.4 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ______11-12
3.ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПО ТИПУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗДЕЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ РОЛЕЙ _______________________________13-14
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ______________15-18
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________19
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ __________________________________________20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 38.56 Кб (Скачать файл)

 

9

Любая власть нуждается в поддержке со стороны граждан и общества. Без поддержки главного элемента политической жизни - индивида политическая система не может эффективно действовать, обеспечивать собственную жизнеспособность. Политическая система действует постольку, поскольку способна создавать и поддерживать веру индивидов в ее законность и справедливость. Вот почему политической системе важно формировать положительные установки личности на систему, способствовать добровольному принятию людьми политических целей, которые она предлагает. В связи с этим функции, благодаря выполнению которых она помогает самосохранению и самоадаптации, представляют собой еще один уровень функционального анализа политики. Способность политической системы к сохранению и адаптации в условиях изменяющейся реальности обеспечивается с помощью функции политической социализации и политического рекрутирования.

Способность политической системы к адаптации в значительной мере зависит и от качества политического персонала, выполняющего разнообразные политические роли. В индустриально развитых странах существует устойчивая система рекрутирования (подготовки и отбора) политических функционеров. Селекция элиты, лидеров, управленцев происходит целенаправленно с акцентом на профессиональные качества претендентов, психические черты их характера, общую культуру и личное обаяние.

 

 

 

 

 

 

 

10

1.4 Механизм функционирования политической системы

 

Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования. Обмен и взаимодействие со средой осуществляются по принципу "вход" - "выход". Существует два типа "входа" - требования и поддержка.

Требования - это мнения в обществе по поводу желательного (или нежелательного) распределения ценностей, обращенные к власти.

Требования бывают:

распределительные (о заработной плате, о рабочем времени, об условиях получения образования, о медицинских услугах и др.);

регулировочные (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и др.).

Сами по себе требования неизбежны и нужны для работы политической системы, однако в целом они ослабляют её.

Поддержка - это усиление политической системы во всех позициях и вариантах поведения.

Поддержка обеспечивает социальное согласие, относительную стабильность властных органов, в целом - усиливает политическую систему.

Поддерживать можно:

политический режим - совокупность устойчивых ожиданий общества (свобода, собственность, плюрализм и др.);

власть - все формальные и неформальные политические институты (харизматических вождей с властными функциями и др.);

11

политическое сообщество - группу лиц, выполняющих политическую работу.

Помимо внутренних факторов ("входа") - требований и поддержки, - на политическую систему воздействуют также и внешняя среда (экономическая, социальная, культурная) и различные внешние системы (международная, экологическая и др.).

В результате одновременного влияния всех этих воздействий возникает реакция политической системы - "выход" - в виде принятия авторитетных решений по распределению ценностей.

"Выход" также осуществляет  в двух формах - политические решения  и политические действия.

Политические решения - это новые законы, заявления (декларации), регламенты, субсидии и др.; их выполнение обеспечивается силой закона.

Политические действия - это меры по регулированию и решению актуальных вопросов в экономике, экологии, социальной политике и др. Политические действия не имеют такого принудительного характера, как политические решения.

Следовательно, политическая система тесно взаимосвязана с окружающей средой. Она преобразует поступающие требования и поддержку в политические решения и действия. При этом политический процесс является процессом преобразования информации, перевода её со "входа" на "выход". Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система реформирует общество и поддерживает его стабильность.

 

 

 

 

12

3.Типология политических систем по типу политической культуры и разделению политических ролей

 

Большое распространение получила типология, базирующаяся на признаке политической культуры. Ее предложил политолог Г. Алмонд. Им выделены следующие типы политической системы: англо-американский, континентальный и доиндустриалъный .

1. Политические системы  англо-американского типа отличаются ≪однородной, светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности (свободу, безопасность, собственность), и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными партиями, группами защиты интересов и т.д. Однородная политическая культура и развитая система многофункциональных институтов, способных реагировать на возникающие потребности, обеспечивают стабильность.

2. Континентальные европейские системы отличаются раздробленностью политической культуры, наличием изолированных друг от друга субкультур, т.е. систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Так, французскую политическую культуру характеризует взаимопроникновение католической, социалистической и коммунистической субкультур. В соответствии с этими субкультурами происходит распределение политических ролей, но не в масштабах общества, а в масштабах группы. Каждая субкультура представлена своими партиями, средствами массовой информации, фрагментарность и расколотость политической культуры порождаю нестабильность, угрозу цезаристского переворота (Г. Алмонд), поэтому в европейских странах достаточно часты правительственные и парламентские кризисы. Это политические системы Франции, Германии, Италии.

13

3. Доиндустриалъные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой на саму себя местной (приходской) политической культуры. Люди маловосприимчивы к глобальной политической культуре, к национальной целостности, и ориентируются на местную политическую подсистему-племя, клан, деревню. Многообразие политических субкультур сокращает возможности достижения согласия и компромисса. Это обусловливает высокий уровень насилия, выступающего средством примирения. Дифференциация политических структур функций минимальна, непостоянна и неустойчива, поэтому, например, исполнительные органы могут присваивать себе функции законодательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

4. Политическая система Российской Федерации

 

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т.д.

Характеристика Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее

15

территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной государственной власти отличает федерацию от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в структуре ее представительного и законодательного органа - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство "связано" правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

Понятие "республиканская форма правления" характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством. Республика отличается от монархии, где главой государства является, как

16

правило, лицо, получающее прерогативы государственной власти по наследству (король, царь, император и т.д.), и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть. Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации - составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.

Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их

17

возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции.

Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция-право усмотрения в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое

многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения

равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

 

 

18

Заключение

 

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. В то же время, как все остальные ее составные звенья - политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

В различных сферах жизни общества и экономики государство неизменно выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт. Государство в любой стране и на любом этапе развития политической системы общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремиться закрепить себя и представляться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Информация о работе Политическая система