Политическая социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции, называется политической социализацией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Политическая социализация личности…………..……………………4
1.1.Сущность политической социализации, её функции………………………4
1.2.Основные способы и механизмы политической социализации……...........7
1.3.Факторы политической социализации личности………… ………………11
1.4.Модели политической социализации…………….………………………...13
Глава 2.Стадии политической социализации…………………………………16
2.1.Трудности создания единой концепции политической социализации…..16
2.2.Основные качественные этапы политической социализации……………18
2.3.Политическое поведение и его типы………………………………………23
2.4.Специфика политической социализации личности
в современной России………………………………………………………......28
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 58.63 Кб (Скачать файл)

Первичная политическая социализация характерна для детского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с трех лет. Базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет.

(1)Политизация — характеризуется непосредственным восприятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

(2) Персонализация — ребенок персонифицирует политическую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например президента страны, полицейского, которых он часто видит, на экране телевизора или "на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

(3) Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

(4) Институционализация — по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа политической картины мира осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознание политической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, полицию и т.д.

Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее  сносно такая модель может функционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социализация осуществляется не только сознательным и добровольным принятием и поддержкой существующего политического строя, но и его критикой, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.

Семья вообще является самым первичным условием политической социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики. Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других институтов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

 В целом особенности  первичного этапа политической  социализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов передачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, в которых политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, примером деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе развивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нормами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).

 

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он, освоивший приемы переработки информации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация (ресоциализация), отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения и идеологических позиций.

 

Вторичный этап политической социализации личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности — характеристики объективные и необходимые для ее развития. Для того чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценностями прошлой жизни, — это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том ,что личность , адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей  политической самоинтификации.

В целом, несмотря на повышение  роли самостоятельного выбора ценностей  и ориентиров, основное значение на данном этапе имеют цели адаптации, приспособления человека к сложившейся  политической системе. Человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия, и потому, как заметил Ф. Хайек, он приспосабливается даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает. И все же элемент осознанной ориентации на определенные политические стандарты имеет место.  В частности, он выражен в механизме «предварительной социализации», который, по мысли Р. Мертона и К. Росси, характеризует предварительную ориентацию личности на предпочтительные для него нормы и стандарты той или иной группы. Это как бы «заблаговременная социализация», обусловливающая целенаправленные действия индивида, его сознательную устремленность к значимым для него стандартам и ценностям. Таким образом, он как бы искусственно «подтягивает» себя к этим групповым стандартам, несмотря на внешнее  воздействие системы.

     

2.3. Политическое поведение и его типы.

 

Специфика понятия «политическое  поведение». Изучение данной стороны политической жизни позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены, раскрыть внутренний механизм, структуру политической деятельности: ее мотивы, формы выражения, направленность действий и уровень ее организации.

Среди наиболее значимых видов политического поведения выделяют следующие:

  • реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае являются другие люди и институты;          
  • периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всякого рода выборах, политических кампаниях;                                                                                                                                                                                      работа в политических организациях, движениях, партиях;  
  • выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка, привлечение общественности к осуществлению контроля за их деятельностью;
  • посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
  • прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, кампании неповиновения или бойкота;
  • воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими деятелями, представителями государственных и политических организаций и движений.

Регуляция политического  поведения. Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная проблема жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено — психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки — от проблемы к действию по ее решению могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может быть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы или рассматриваться участниками как свершение определенной миссии по «освобождению», «завоеванию», «восстановлению».

Характер политического  поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает  на его основе, но и от таких его  внешних регуляторов, как:

•    роль — это та формальная рамка поведения, которую принимает на себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

•  статус — совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

•   принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающая на основе определенного вида отношений между ее членами;

•  участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

Категории участников политического действия. В рамках политического поведения, как и во всяком коллективном действии, люди ведут себя по-разному и выступают в качестве:

•лидеров, возглавляющих политическое движение, своим авторитетом и влиянием способствующих его сплочению и достижению намеченных целей, характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными;

•активистов — посредников между лидером и последователями, которые организуют участников движения, постоянно снабжают лидеров информацией о достигнутых результата и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику политического поведения;

• последователей, поведение которых характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

•лидеров мнения, не влияющих на поведение участников с точки зрения его организации, но своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создающих «поля» эмоционального и социального напряжения вокруг проблем, делающих их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

Участие. Никакая политика как система целенаправленных действий, осуществляемых организованным путем, невозможна без поддержки извне — из социальной среды она черпает все необходимые ей ресурсы: человеческие, энергетические, технические, информационные, культурные. Поддержки можно добиться разными способами, но основных путей два: демократический — когда поддержка осуществляется в форме участия, и авторитарный или тоталитарный — соучастие.

Политическое участие  — проявление непрофессиональной политической деятельности. Его модификации весьма многообразны, но в целом оно всегда представляет собой «усилия простых людей в любом типе политической системы повлиять на действия своих правителей, а иногда и сменить их». Формируясь под воздействием таких компонентов социального бытия, как статус, образование, пол, возраст, политическое участие, конечно, зависит от ориентации, мировоззренческих установок, интересов и целей людей, а разнообразие его форм «ассоциируется с богатством ассоциированной жизни».

Информация о работе Политическая социализация личности