Политическая социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Социализация - это процесс наделения людей социальными свойствами, освоение ими системы социальных норм, ценностей, элементов культуры, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и реальное их включение в общественную жизнь.

Файлы: 1 файл

Политическая социализация и участие.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и особенности политической  социализации

Начало процесса познания категории  «социализация» берет свое начало с 20-х гг. ХХ столетия. А в 50-60-е гг. ХХ в. это понятие уже прочно вошло в обиход западных политологов благодаря работам Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигеля, Д.Истона, Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. термин нашел отражение и в трудах отечественных ученых Б.Ананьева, А.Дмитриева, А.Федосеева и др.

Социализация - это процесс наделения  людей социальными свойствами, освоение ими системы социальных норм, ценностей, элементов культуры, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и реальное их включение в общественную жизнь.

Термин «политическая социализация»  был введен в политическую науку  в 1959 г. американским политологом Г.Хайменом. Политической социализацией называется многоуровневый процесс усвоения человеком ценностей и норм, ведущих к формированию у него качеств и свойств, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять политические роли и функции.

Ставшая впоследствии классической теория политической социализации, разработанная  американскими учеными под руководством Д.Истона, трактовала ее как процесс  обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять  в сфере политики.

Таким образом, в современной политологии  понятие политическая социализация употребляется для: обозначения  процессов политического созревания индивида, формирования его политического  «Я»; развития собственных политических ориентаций; передачи политических взглядов, идей и норм от одного субъекта к  другому.

В природе существуют два уровня формирования политической социализации – индивидуальный и общественный.

^ Индивидуальный уровень предполагает  формирование политического «Я»  личности, которое способствовало  бы его политическому самовыражению  и соответствовало бы установленным  в данном обществе образцам  политического поведения. На этом  уровне работает социально-психологический  фактор (политические ценности передаются  индивиду большими и малыми  социальными группами, к которым  он принадлежит), и внутриличностный  фактор (в качестве механизмов  политической социализации выступают  психические особенности субъекта  – мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют  поведением личности в политике).

^ Общественный уровень предполагает  политическое формирование личности  старшими по возрасту субъектами  при определяющем воздействии  социально-экономических и политических  факторов, доминирующих в обществе, которое осуществляется тремя  путями: поддержание и сохранение  существующей политической культуры; преобразование и переработка  как предшествующей, так и настоящей  политической культуры; создание новой политической культуры. Американский политолог Т.Парсонс отмечал, что приход каждого нового поколения можно сравнивать с нашествием варваров, и только процесс социализации может обеспечить усвоение норм общежития этим «пришельцам».

Основными функциями политической социализации являются информацион­ная, ценностно-ориентировочная и установочно-нормативная:

информационная функция осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического  мышления, пра­вильной ориентации в  вопросах социальной жизни, а также  удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы;

ценностно-ориентиро­вочная функция  приобщает человека к системе  исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей  и ориентации, вырабатывает у него определенный аппарат политического  мышления, свою собственную систему  ценностных ориентации с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным  и поведенческим;

установочно-нормативная функция  направляет фор­мирующуюся личность на выработку определенных установок на: восприятие и потребление политической информации; отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, а также на выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.

Итоговой целью реализации функций  политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться  в политической системе, осознанно  выполнять определенные политические функции.

В основе современной концепции  раскрытия сущности политической социализации лежат два подхода: первый исходит  из модели «подчинения» и рассматривает  политическую социализацию как процесс  добровольного принятия человеком  ценностей и стандартов политического  поведения, которые предлагает ему  политическая система на различных  этапах его жизни; второй базируется на теориях конфликта и трактует политическую социализацию как процесс  взаимодействия власти и индивида, когда последний является активным объектом воздействия политической системы.

Как и всякий социальный процесс, политическая социализация человека проходит под  воздействием внешних и внутренних факторов и в определенных условиях, в частности это: внешние объективные  условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств  личности (историческая обстановка, экономическая  ситуация и т.д.); широкая социальная среда (общественно-политическое сознание и организация общества); непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида); природно-географические условия; социальный статус индивида и др.

Политическая социализация, как  и любое политическое явление, имеет  свои, присущие только ей особенности.

Во-первых, процесс социализации протекает  непрерывно на протяжении всей жизни  индивида (по мере накопления социального  опыта происходит видоизменение  или упрочение жизненных позиций  человека).

Во-вторых, политическая социализация независимо от ее разновидностей осуществляется в двух формах: прямой (при этом содержание приобретаемых человеком ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер) и косвенной (в этом случае человек вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его  политическое поведение в будущем). При этом к основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной политической социализации – межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение.

В-третьих, политическая социализация бывает вертикальной и горизонтальной. Под вертикальной политической социализацией  подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения  к младшему, от дедов к отцам  и сыновьям. В случае горизонтальной политической социализации данный процесс  осуществляется в пределах одного поколения (братья, сестры, одноклассники, равные по возрасту друзья и т.д.).

На политическую социализацию личности оказывают влияние разнообразные  факторы. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

усилия политической системы по политическому просвещению и  вовлечению граждан в политическую жизнь; это – социализирующее  воздействие образовательных учреждений, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, влияние средств массовой информации;

стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне  – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий;

влияние микросреды – семьи, школы, круга формального и неформального  общения, отдельных личностей; в  молодежной среде существенное значение имеют неформальные группы и молодежная субкультура в целом;

личное участие индивида в общественно-политической жизни, его собственный социальный опыт. В процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом.

Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят  государственные и специализированные политические институты, партии, организации  и движения. Ко вторым – семью, систему  образования, работу, круг неформального  общения, церковь, средства массовой информации.

Агенты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

Таким образом, политическая социализация – это усвоение каждым индивидом  норм и культурных кодов, определяющих его отношения с политикой, его  действия в политической сфере.

^ 2. Этапы,  типы и механизм политической  социализации

Процесс социализации человека происходит благодаря различным посредникам, которые в большинстве случаев  имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических  характеристиках и формах воздействия. В политологии их называют агентами политической социализации.

Агенты политической социализации – это система специально созданных  или естественно сложившихся  учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего, путем воспитания и образования. Агентов политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым – семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации. Границы основных стадий политической социализации личности принято увязывать с возрастными рамками ее развития. В политологии выделяют четыре этапа политической социализации.

^ Первый этап (возраст человека  от 3-5 до 12-13 лет) характеризуется  тем, что первоначально ребенок  идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец  и являются примером для подражания. Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделили четыре стадии политической социализации личности в возрасте от 3 до 13 лет: «политизации», «персонализации», «идеализации» и «институализации». Первая из них (примерно первые пять лет жизни ребенка) характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), а также лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. Важное место на первом этапе принадлежит семье.

 

^ На втором этапе (возраст  человека от 13 до 18 лет), как правило,  формируется политическое «Я».  Эмоциональные чувства по отношению  к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием  специфических ролей и функций,  которые выполняют те или иные  институты. На этом этапе в  системе акторов политической социализации важное место отводится школе.

^ Третий этап (с 18 лет) отличается  тем, что человек вступает в  такие же отношения с миром  политики, как и старшие по  возрасту люди. На этом этапе  основную скрипку среди акторов политической социализации играет высшая школа.

^ Четвертый этап – завершение  жизненного цикла (прекращение  активной трудовой и общественно-политической  деятельности в рамках официальной  организации).

В процессе социализации у личности формируется определенный ее тип. В  современной политической науке  выделяются четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

^ Гармонический тип - предполагает  наличие однородной культурной  среды, зрелых традиций и гражданского  общества (в этом случае новые  поколения входят в политическую  жизнь безболезненно). Этот тип  отражает психологические нормы  взаимодействия человека и власти, уважительное отношение власти  к индивиду и свойственен англо-американской  культуре.

^ Плюралистический тип - возникает  в обществе, для которого характерно  наличие субкультур. Этот тип  предполагает, что человек признает  принципы равноправия с другими  гражданами, может изменять свои  политические пристрастия, признает  за другими право иметь другие  убеждения и характерен для  Западной Европы.

^ Конфликтный тип - также характерен  для стран с субкультурами,  но характеризующимися низкой  общей культурой всей духовной  сферы – общей, религиозной,  социально-политической (в таких  обществах иногда встречается  весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство). Этот тип предполагает, что индивид сохраняет лояльность только к своей группе и поддерживает ее в борьбе с политическими противниками.

^ Гегемонистский тип - характерен  для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих  единые ценности для всего  общества. Этот тип предполагает, что человек негативно относится  ко всем политическим и социальным  нормам, кроме пропагандируемых своей группой (классом, религией и т.д.), имеющей подавляющую власть в обществе и входит в политику исключительно на ее ценностях.

Информация о работе Политическая социализация