Политическая социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Социализация - это процесс наделения людей социальными свойствами, освоение ими системы социальных норм, ценностей, элементов культуры, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и реальное их включение в общественную жизнь.

Файлы: 1 файл

Политическая социализация и участие.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

Таким образом, алгоритм реализации политической социализации личности можно представить  следующим образом : интерес (к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее) - привычки (к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора) - потребность (в систематизированных политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании) - стремление (проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира) - умение (защищать свою политическую гражданскую позицию). В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и политическое поведение индивида, то есть в процессе ее реализации происходит становление личности, гражданина той или иной политической системы.

 

^ 3. Политическое поведение  и политическое участие  как способы реализации политической социализации

Политическое поведение (political behaviour) - индивидуальное или коллективное участие или неучастие в политическом процессе. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, выражать и защищать свои интересы; во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение.

Политическое поведение людей  проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Под политической деятельностью понимается вся совокупность форм действий полити­ческих акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных ин­тересов.

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие: реакция (когда  действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие); периодическое  участие (выборы, политические кампании и т.д.); деятельность в общественно - политических объединениях; выполнение политических функций (в рамках государственной службы); посещение политических собраний и участие в политических дискуссиях; освоение и передача политической информации; прямое (участие в митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.) и косвенное воздействие на ход политических процессов (через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений).

На политическое поведение существенное влияние оказывают различные  факторы. К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие: роль лидера; характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы; уровень информированности участников; политическое образование; степень групповой идентификации участников политического действия; политизация деятельности различных общественных организаций; увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения; усиление влияния партий на ход политических процессов и др.

В процессе политического поведения  люди ведут себя по-разному, в зависимости  от поставленных перед собой целей. Поэтому обычно выделяют следующие  роли, которые они играют в политическом процессе:

лидеры (возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и  достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными);

 

активисты (посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая  лидеров информацией о достигнутых  результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию  и тактику поведения массы);

последователи (их поведение характеризуется  разной степенью активности и участия  в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают  их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко);

лидеры мнения (не влияя на поведение  участников с точки зрения его  организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего, в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего  внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий).

Тесно связанным с понятием политического  поведения является категория политическое участие. Политическое участие определяется как более или менее регулярное и, прежде всего, инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. К политическому участию относятся: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); акти­вистская деятельность, направленная на поддержку кандида­тов и партий в избирательных кампаниях; посещение митин­гов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов и т.д.

Для обозначения интенсивности  политического участия человека существует понятие политическая активность. Под политической активностью понимают интенсивность участия субъекта в политическом процессе в целом, а также в рамках отдельных  форм политической деятельности.

Однако, как показывает практика, некоторые  индивиды могут не проявлять никакой  активности в по­литике. Для характеристики такого типа политического участия в политологии используется термин «политическая иммобильность», которым обозначают разнородные состояния пассивной деятельности людей на политической арене: выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития; политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия, как форма неприятия политической системы; политический бойкот – выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Опыт учит, что люди избегают участия  в политических делах в силу действия различных факторов и мотивов. Одним  из таких социально-психологических  факторов, блокирующих механизм политического  поведения, является аномия - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение.

К причинам этого явления относятся: безвластие - когда собственное поведение  субъекта не определяет течения событий; беззначимость – ситуация, когда теряются ориентиры веры, и это важнейшее основание действия исчезает; отсутствие норм - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата; изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе (они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов); самоотчуждение - реакция на неспособность влиять на события.

 

В политической науке существуют различные  способы типологизации политического участия. Наиболее распространенной является типология, выделяющая конвенциональные и неконвенциональные формы :

конвенциональные формы (легальные  и регулируемые законом): абсентеизм, получение информации о политике в СМИ, обсуждение политических сюжетов  с друзьями и знакомы­ми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение  окружающих голосовать определенным обра­зом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представи­телям, активность в качестве политического деятеля (выдвиже­ние кандидатуры, участие в выборах, работа представите­ля руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.);

неконвенциональные формы (незаконные, отвергаемые большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям): подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, бойкотах, в захвате зданий, предприятий и сидячих забас­товках в их стенах, блокировании дорожного движения, стихийных забастовках, отказ от уплаты налогов и т.д.

Политическое участие может  быть ортодоксальным (обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы) и неортодоксальным (несанкционированные  действия, связанные с выражением требований или направлен­ные против политической системы -протестное поведение); автоном­ным (добровольным) и мобилизационным (при­нудительным).

Таким образом, политическое поведение  и политическое участие представляют собой практическую реализацию политической социализации гражданина.

Современные теории политического  участия. В мировой политологической литературе последних десятилетий, посвященной политическому поведению, проблемы политической активности и  участия, их форм и факторов, национальных различий занимают центральное место:

- классической теорией политической  активности признана так называемая  базовая модель участия, созданная  Сиднеем Вербой и Норманом Наем, которые в качестве базовых факторов политического участия и активности рассматривали социально-демографические характеристики населения;

- другая общепризнанная концептуальная  схема - когнитивная модель участия,  основанная на учете внутреннего  мира, субъективного представления  о внешней реальности, которыми  люди руководствуются по-разному:  для одних - это средство отгородиться  от воздействия и давления (экспансии)  внешней среды, для других - орудие, помогающее организовать более  или менее масштабные подъемы  активности;

- еще одной фундаментальной  концепцией политического участия  является ценностная модель. Ее  главный тезис - влияние набора  определенных ценностей на вовлеченность  в политический процесс (например, постматериалистических ценностей, над чем работает Рональд Инглхарт и его последователи);

- сохраняет свой высокий научный  статус и схема так называемой  депривации (фр. deprivation - лишенность, угнетенность), связанная с предположением, что направленность социального самочувствия питает склонность к различным формам политической активности (например, уровень неудовлетворенности влияет на предрасположенность к участию в протестных видах политической активности).

 


Информация о работе Политическая социализация