Политическая власть и механизм ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.
Цель данной работы – рассмотреть природу, сущность и механизм осуществления политической власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1. Возникновение, характер и структура политической власти……..4
2. Политическая власть и механизм ее осуществления……………...11
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Политическая власть-.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

 

Введение………………………………………………………………………......3

1. Возникновение,  характер и структура политической  власти……..4

2. Политическая  власть и механизм ее осуществления……………...11

Заключение……………………………………………………………………...15

Список  литературы…………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вся жизнь людей  неразрывно связана с властью, которая  является наиболее мощным средством  защиты человеческих интересов, воплощения планов людей, урегулирования их противоречий и конфликтов.

Ключевая разновидность  власти - власть политическая - обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.

Цель данной работы – рассмотреть природу, сущность и механизм осуществления политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение,  характер и структура политической  власти

По своей  природе и происхождению власть, как таковая, - явление социальное. Складываясь и существуя в различных областях человеческой жизни, она способна проявляться в самых различных сферах общественной жизни и в разных формах: то в качестве морального авторитета, то в виде экономического или информационного господства, то в форме правового принуждения и т.д.

При этом власть может различаться и по объему (семейная, международная и др.), и  по объекту (личная, партийная, общественная и т.д.), и по характеру применения (демократическая, бюрократическая, деспотическая  и т.д.), и по другим признакам.

Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается  в процессе эволюции человеческого  сообщества, приобретая те или иные формы в зависимости от различных  этапов исторической эволюции и общественных изменений.

Как непременный спутник развития общества власть возникла задолго до появления государства и его политической сферы. Приблизительно 40 тыс. лет она существовала в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ.

С момента образования  государства, т.е. в течение последних 5 тыс. лет, власть существует и в  своей политической, публичной форме. Причем начальные, патриархальные (традиционные) формы политической власти серьезно отличались от ее современных форм.

В частности, в  политическом пространстве того времени  отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей  или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции. По сути дела власть, механизмы принуждения в значительной мере основывались на примитивных отношениях «дарообмена» (М. Мосс), кумовства, протекционизма и других аналогичных связях, которые и заложили традиции взяточничества и коррупции в развитии государства.

В настоящее  время в обществе складываются формы  надгосударственной политической власти, сосуществующие с аналогичными способами  регулирования социальных отношений  отдельными (национальными) государствами.

Так, ООН формирует  всемирную систему международных, а Евросоюз - региональную систему властных отношений, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д.

Их соответствующие  институты - Совет Безопасности и Европарламент - контролируют исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств.

Парадоксально, но несмотря на громадный интерес  к власти люди долгое время не задумывались над ее источниками, соотношением различных форм, социальных возможностях и пределах, удовлетворяясь метафорическими и мифологическими представлениями об этом феномене. Практически только с XVI в. в социальной теории стали дискутироваться вопросы о том, кто имеет, а кто не имеет право на власть, каковы ее источники, пределы, атрибуты и признаки. Наряду с безраздельно господствовавшими в то время теологическими подходами стали высказываться идеи, согласно которым источники власти следует искать в живой и неорганической природе.

Природа власти стала непосредственно связываться  с врожденными чувствами, стремлениями людей к доминированию и агрессии. И хотя сегодня нет достоверных  научных данных, подтверждающих наличие  такого рода чувств, тем не менее, в категориях власти достаточно широко интерпретируются асимметричные отношения в живой природе или биологизируются человеческие связи в политической сфере. Проникают в науку и аллегорические представления о «власти природы над человеком» или «власти человека над природой».

Однако, относясь к власти как к сугубо социальному  по происхождению явлению, многие ученые, тем не менее, длительное время рассматривали  ее не как самостоятельный феномен, а как один из элементов государства (наряду с населением и территорией) или средство доминирования в межличностных отношениях.

И только со временем к власти стали относиться как  к самостоятельному, качественно  определенному явлению общественной жизни. В последнее время стали  даже предприниматься попытки создания единой науки о власти - кратологии.

В сфере политической науки власть превратилась в тот  концептуальный фокус, через который  стали изучаться и описываться  практически все политические процессы и явления: деятельность элит, организация  системы правления, принятие решений и т.д.

При определении  сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной  следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение  к ней как к определенному  средству, которое использует человек  в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей.

В принципе власть вполне можно рассматривать и  в качестве цели индивидуальной (групповой) активности.

Но в таком  случае нужны особые, пока еще отсутствующие  доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей.

Именно в  этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в  обществе явлением, которое порождено  отношениями социальной зависимости  и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений  власть может возникнуть лишь в тех  типах человеческой коммуникации, которые  исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим.

Более того, в  условиях конкуренции власть также  может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны  между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти.

В противном  случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.

Таким образом, власть может рассматриваться как  разновидность каузальных отношений  или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в  которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому  власть выражает позицию субъективного  доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта.

Следовательно, власть основывается не на потенциальных  возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а  на реальном использовании им средств  и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения. Не случайно М. Вебер считал, что власть означает «любую возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана».

При этом способы  принуждения подвластной стороны  могут быть весьма различными, это - убеждение, контроль, поощрение, санкционирование, насилие, материальное стимулирование и т.д. Особое место среди них занимает насилие, которое, по мнению Ф. Нойманна, «есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению». Поэтому «самым эффективным методом остается убеждение»

Таким образом, власть исходит  из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Поэтому сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами.

Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. Таким образом политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.

В зависимости  от того, насколько эффективны применяемые  субъектом средства поддержания  своего доминирования, его власть может  сохраниться, усилиться или, уравновесившись  активностью другой стороны, достичь равновесия взаимных влияний (состояние безвластия). Достижение такого баланса сил (эквилибр) будет стимулировать к тому, чтобы заново ставить вопрос либо о переходе сторон к формам сотрудничества, кооперации, либо о вовлечении их в новый виток конкуренции для завоевания новых позиций доминирования.

Чтобы удержание  власти было более длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институциализировать свою позицию  доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства.

Как самостоятельное  и устойчивое политическое явление  власть есть система взаимосвязанных  и (частично или полностью) институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения. Поэтому она не может отождествляться ни с отдельными институтами (государством), ни с конкретными средствами (насилием), ни с определенными действиями доминирующего субъекта (руководством).

Согласно такой  интерпретации власти, она не способна распространяться по всему социальному (политическому) пространству. Власть - это некий сгусток социальности, формирующийся лишь в определенных частях общества (политического пространства) и используемый людьми наряду с другими средствами достижения своих целей лишь для регулирования специфических конфликтов и противоречий. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.

Учитывая, что  в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Структура власти включает в себя:

  • Источники власти: Авторитет, сила, престиж, закон богатство, знание, харизма, тайна, интерес.
  • Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.
  • Объекты власти: индивид, социальная группа, класс, общество.
  • Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
  • Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы, материальные ценности, информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политическая  власть и механизм ее осуществления

Применительно к обществу механизмом власти выступают  система государственных органов и политических институтов, а так же нормативно-правовая база. Законное право государства разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей, не может осуществляться из единого центра, единым властвующим субъектом. В силу этого объективно вытекает проблема разделения власти. Активными разработчиками ее были Локк и Монтескье. Впервые данный принцип официально был закреплен в Конституции США, упоминание о нем встречается в актах Великой французской революции. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения власти, т.к. оно позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и противовесов». Данная система позволяет предотвращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т. п. Реализация разделения власти дает возможность гармонично соединять такие аспекты жизни общества как власть и свобода, государство и личность под углом зрения самоценности последней.

Информация о работе Политическая власть и механизм ее осуществления