Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:54, контрольная работа
Однако, наряду с созидательными возможностями, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.
Цель данной работы – рассмотреть природу, сущность и механизм осуществления политической власти.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Возникновение, характер и структура политической власти……..4
2. Политическая власть и механизм ее осуществления……………...11
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………….16
Разделение власти реализуется в двух плоскостях. Оно возможно по вертикали и по горизонтали:
По вертикали - это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует два уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Однако в системе управления между этими государствами имеются как определенные сходства, так и различия. Например, система управления в России такая же, как в Германии – трехступенчатая: федерация – земли – общины или союзы общин (в Германии); федерация – регионы – местное самоуправление (в России). Однако в Германии все три уровня административно-управленческой структуры функционируют во многом независимо друг от друга. Каждому из них отведена собственная автономная сфера компетенций предметов ведения и полномочий. В России же пока такой независимости и самостоятельности субъектов правления нет. В Германии, в отличие от России, четко определены сферы совместных действий федерации с землями: расширение и строительство новых высших учебных заведений, включая клиники при них; улучшение региональной аграрной структуры и защита прибрежных зон и др. При этом федерация берет на себя половину расходов в каждой из земель. Таким образом, федерация финансирует те сферы деятельности, которые относятся также к компетенции земель. Взамен она получает право на участие в планировании и надзоре при реализации, например, строительства вузовских комплексов. В Конституции ФРГ предусмотрено также, что федерации и земли могут действовать сообща путем заключения конвенций в области культуры, помощи научным учреждениям и реализации научных проектов, осуществление которых выходит за рамки региона. Что касается прав органов местного самоуправления в Германии, то Конституция предоставляет общинам право самостоятельно решать местные вопросы под собственную ответственность. В таком случае за действиями общины осуществляется только правовой надзор. Данная форма устройства государственной власти позволяет субъектам федерации действовать в определенных сферах самостоятельно, что повышает уровень ответственности всех звеньев федеративного устройства.
Основным отличием федеративных государств от конфедеративных является отсутствие права на самоопределение субъектами федерации. Если обратиться к мировому опыту, то современные конституции всех федеральных государств за исключением Эфиопии (Конституция 1994г.) не предусматривают права на сецессию. Например, в США гражданская война 1861-1865 годов была обусловлена желанием южных штатов стать независимыми. То же самое можно привести в пример события в Швейцарии XIX века, где право на самоопределение кантонам было приостановлено судебными решениями. Однако имеются и противоположные примеры. В начале 1930-х Венесуэла покинула Федерацию Великой Колумбии, в 1965 году Сингапур вышел из состава Малайзии, в 1991 году из состава СССР вышли прибалтийские республики, в 1999 году в результате референдума Восточный Тимор вышел из состава Индонезии. Все это указывает, с одной стороны на незавершенность международного права в части права наций на самоопределение, с другой – неотъемлемое право каждой нации иметь собственный государственный суверенитет.
Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной. Например, Англия представляет собой унитарную систему. Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации. Унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Масштабы централизованности варьируются в разных странах. Вместе с тем, в современном мире унитарные принципы претерпевают изменения. В последние десятилетия в большинстве унитарных стран, таких как Италия, Франция, Великобритания и другие, наметилась тенденция к децентрализации. В некоторых странах тенденции к децентрализации ведут к изменению самого типа государства. Так, после принятия конституции 1978 года в Испании с предоставлением Стране Басков, Каталонии, Галисии, Андалусии автономии, наметилась тенденция к федерализации.
По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между тремя ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В различных
странах функции
Исполнительная
власть: в США ее главой является
президент, одновременно сочетающий с
ней и должность главы
Судебная власть стоит на страже законности и порядка и представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.
Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.
Заключение
Таким образом, политическая власть – особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.
Структура власти выглядит следующим образом: субъект власти, объект власти, источники, основания и ресурсы власти.
Власть выполняет в обществе определенные функции: господства, руководства, регуляции, контроля, управлении, координации, организации и мобилизации.
Механизм власти имеет сложную иерархическую структуру, представленную разделением властей по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власть) и вертикали (центральная, региональная и местная власть).
Эффективность власти является одной из наиболее важных характеристик, которая показывает степень выполнения ее своих задач и функций. Сама эффективность во многом зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти.
Список литературы
Информация о работе Политическая власть и механизм ее осуществления