Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и развития.
Для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций, т.к. понятие политической власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

Содержание работы

Введение
1. Политическая власть: понятие, источники и механизмы осуществления....
2. Функции, формы и методы осуществления политической власти…………
3. Власть и властные отношения. Проблемы разделения властей…………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Политическая власть: понятие, источники и механизмы осуществления....
  2. Функции, формы и методы осуществления политической власти…………
  3. Власть и властные отношения. Проблемы разделения властей…………..

Заключение………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть - одна из основных категорий  политической науки. Как социальное явление она носит универсальный  характер. В любом, даже самом примитивном  обществе можно выделить отношения  властного типа.

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее  воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято  обозначать словом «власть». Среди  всего многообразия властных отношений  между людьми выделяется особая их разновидность - власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Это  обстоятельство уже давно стало  причиной пристального внимания мыслителей к загадкам природы власти, ее месту  и роли в жизни человеческого  общества, закономерностям ее функционирования.

Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые  политической наукой, представляют собой  различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и  развития.

Для ориентации в современных  политических реалиях необходимо понимание  смысла данной категории, причин необходимости  политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых  функций, т.к. понятие политической власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая власть: понятие, источники и механизмы осуществления.

Столетиями человечество пыталось разгадать таинство политической власти — самой мощной общественной силы, способной изменить облик страны, привести в движение широкие социальные слои, потрясти судьбы человека и мира. Политическая власть является центральной  категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные  аспекты политической власти, внешнее  формообразование, механизмы ее функционирования и развития.

Предваряя разговор о политической власти, сразу же следует заметить, что власть вообще - одна из самых спорных и неоднозначных категорий, как политической, так и социально-философской науки. Известный американский ученый Т.Парсонс сравнивает место власти в анализе политической системы с тем, какое место занимают деньги в экономической системе. И это так, ибо власть выступает и целью, и средством осуществления политики.

Между тем, власть - одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует его развитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностные отношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую, духовную, информационную, административную, военную, политическую.

Прежде, чем выяснить сущность политической власти, рассмотрим природу власти как общественного феномена. Это предполагает наличие неких единых родовых начал властных отношений (функция, механизм деятельности, потребность).

Как неотъемлемая сторона жизни  человека власть возникла задолго до появления государства. Она появилась  с возникновением человеческого  общества на основе естественного неравенства  людей и прошла длительный путь развития. Первоначально, около 40 тыс. лет назад, власть начала существовать в догосударственных и дополитических формах, выступая основным способом поддержания жизнеспособности человеческого сообщества и регулирования взаимоотношений между людьми. В процессе эволюции человеческого общества власть приобретала те или иные формы в зависимости от различных общественных изменений.

Власть можно определить как  отношение между людьми, при котором  один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание и т.д.), в силу того, что он этим обладает, вынуждает  другого человека выполнять его  желания, которые бы тот никогда  не выполнил по своей воле. Таким  образом, власть представляет собой способность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов.

Политическая власть, как и любая  другая власть, означает способность  и право одних социальных субъектов  осуществлять свою волю в отношении  других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем она имеет в  отличие от других форм власти свою специфику.

Политическая власть выделяется из всего многообразия властных отношений  своими масштабами или степенью включенности во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно, властное взаимодействие здесь ограничивается рамками семьи. Пределы властного отношения между руководителем и подчиненным на предприятии ограничены рамками данного предприятия. В отличие от этих видов властных отношений политические властные отношения охватывают всех членов общества. Такие масштабы придают политической власти публичность, т.е. всеобщность в отличие от личных или частных отношений власти, которые распространяются лишь на отдельные группы.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине ее не было, поскольку там власть носила потестарный характер, когда старейшины или вожди исполняли функции управления родом или племенем. Политическая власть отличается от потестарной личностью носителя власти. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди соплеменников опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов, — старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокий статус в политической иерархии, он получает право повелевать и управлять другими людьми. Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Кроме того, власть вождя в родоплеменной  общине основывалась главным образом  на его авторитете, на сложившейся  традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали  любое их нарушение. В обществе в  отличие от общины люди принадлежат  к разным социальным группам, поэтому  преследуют разные интересы. Здесь  уже недостаточно авторитета — необходим особый аппарат принуждения, т.е. система органов, наделенных правом применять санкции к нарушениям правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Таким образом, политическая власть — это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами.

Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть — реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции и методы осуществления политической власти.

 

Политическая власть выполняет  ряд важнейших функций в обществе:

  • определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;
  • обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
  • регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;
  • осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники  власти, основания власти и ресурсы  власти.

В качестве субъектов власти могут выступать государство  и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся как индивиды, так и  социальные группы, а также большие  массы людей - население той или  иной территории или целого государства.

Источниками власти могут  быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и  т.д.

Основания власти и ресурсы  власти понятия близкие, но не совпадающие  полностью. Под основаниями власти понимают тот фундамент, на котором  базируются источники власти. Ресурсы  власти - это конкретные средства, с  помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько  типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов, основанная на сферном принципе. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы .

Рассмотрим по порядку  содержание этих ресурсов:

а) экономические - способность  государственной власти распоряжаться  определенным объемом материальных благ, осуществляя регулирование  экономики и перераспределяя  национальный продукт. Экономические  ресурсы, прежде всего собственность  и деньги, всегда были важнейшими ресурсами  любой власти;

б) социальные ресурсы власти - это ее способность менять при  помощи различных рычагов, включая  и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей.

в) информационные - контроль государственной власти за информацией  и средствами ее распространения (напрямую - через цензуру, косвенно - через финансирование и предоставление льгот лояльным изданиям):

г) принудительные (силовые) - специальные институты принуждения (полиция, армия, госбезопасность, суды, прокуратура, тюрьма и т.д), а также специально подготовленные для этого люди и средства (оружие, тюрьмы, электрический стул, гильотина и т.д.);

д) демографические ресурсы - это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических  ресурсов является подбор и расстановка  кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления;

ж) Правовые ресурсы - это  законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства  т.д.), признаваемые большинством общества, которые используются властью в  процессе своего функционирования.

В типологии известного политолога А.Этциони правовые нормы вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей, включены в состав нормативных ресурсов. Наряду с этими ресурсами он выделяет также утилитарные и принудительные ресурсы власти. К утилитарным Этциони относит различные экономические и социальные блага, а к принудительным - штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей [2].

В зависимости от того, какой  из ресурсов субъект использует для  воздействия на объект, выделяют различные  виды власти:

  • экономическая власть;
  • социальная власть;
  • информационная власть;
  • принудительная (силовая) власть;
  • правовая власть.

Помимо этого, в качестве форм осуществления власти, которые  она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

Рассмотрим подробнее  конкретное содержание этих форм:

  • Руководство - деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер-министру), институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).
  • Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.
  • Координация - деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).
  • Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально-бюрократическим) правилам поведения.
  • Контроль - осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

Информация о работе Политическая власть