Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:01, реферат
Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы ее функционирования и развития.
Для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций, т.к. понятие политической власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.
Введение
1. Политическая власть: понятие, источники и механизмы осуществления....
2. Функции, формы и методы осуществления политической власти…………
3. Власть и властные отношения. Проблемы разделения властей…………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления.
Современное российское государство представляет собой сложную социальную систему, и среди ее элементов важнейшее место занимает публичная власть со своими институтами. Государственные органы призваны обеспечивать эволюционное развитие общества в условиях политических, экономических и социальных преобразований.
Принятие Конституции РФ дало мощный импульс для становления российской государственности. Конституция стала своеобразным очередным этапом реформирования государственных органов, провозгласив действие фундаментального принципа осуществления публичной власти - принципа разделения властей. Суть его в том, что различные виды деятельности по осуществлению государственной власти должны выполняться различными органами, взаимодействующими между собой. Соединение разнородных функций в одном органе неизбежно создает предпосылки для установления диктатуры. Вместе с тем принцип разделения властей не устраняет единства власти, так как речь идет о функциональном ее разграничении.
По своей направленности на разграничение сфер деятельности всех ветвей власти Конституция РФ близка к конституциям развитых демократических стран. Однако мировой опыт показывает, что только функционального разделения государственной власти между самостоятельными государственными органами недостаточно. В Основном законе должны быть заложены как приоритеты ветвей власти, так и взаимные ограничители. Такая схема получила название системы сдержек и противовесов.
За шесть лет, прошедшие
с момента принятия Конституции
РФ, была выработана своеобразная практика
действия отечественного механизма
сдержек и противовесов. Для выяснения
их достоинств и недостатков рассмотрим
систему государственных
Статья 11 Конституции РФ поручает осуществление
государственной власти на федеральном
уровне исчерпывающему перечню субъектов:
Президенту, двухпалатному Федеральному
Собранию, правительству и федеральным
судам. Каждый из этих органов является
элементом единой системы государственных
органов. Следуя структуре Основного закона,
в этой системе необходимо выделить особое
положение Президента РФ. Президент наделен
полномочиями, позволяющими ему обеспечивать
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти (ст. 80
Конституции РФ). При этом Президент, являющийся
гарантом Конституции, прав и свобод человека,
выступает как самостоятельная ветвь
государственной власти. Отделение президентской
власти от исполнительной в Конституции
Пятой республики во Франции, а затем и
в Конституции РФ обозначило необходимость
осовременить 'классическую' теорию разделения
властей, подразумевающую наличие трех
ветвей власти.
Верховенство Президента РФ в системе
государственных органов подтверждается
целым рядом конституционных формулировок.
Так, ст. 80 подчеркивает его право определять
основные направления внутренней и внешней
политики государства в соответствии
с Конституцией и федеральными законами.
Данное положение весьма абстрактно, а
отсутствие специального закона о Президенте
дает основание для широкого истолкования
этой нормы. Президент обладает мощными
рычагами воздействия на законодательную
и исполнительную ветви государственной
власти. На законотворческую работу парламента
он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного
вето, причем Конституция не требует юридически
обосновывать это действие. Кроме того,
целый ряд законопроектов был возвращен
в Государственную Думу без рассмотрения.
Подобное затягивание процесса законотворчества,
связанное с отклонением законопроектов
лишь по мотивам нецелесообразности их
принятия, не способствует конструктивному
взаимодействию. Президента и Федерального
Собрания.
Другим средством воздействия
на парламентариев является право роспуска
Государственной Думы. Конституция
предусматривает возможность
Наибольшей критики заслуживает, на наш
взгляд, порядок отрешения Президента
от занимаемой должности (ст. 93 Конституции
РФ).
Он включает несколько этапов. Сначала
Государственная Дума должна выдвинуть
обвинения против Президента в совершении
государственной измены или иного тяжкого
преступления (ст. 93 Конституции РФ). При
этом не выделяются в отдельную категорию
нарушения норм Основного закона. После
выдвижения обвинения Верховый Суд РФ
дает заключение о наличии в действиях
Президента признаков преступления, а
Конституционный Суд РФ - о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения.
Наконец, вопрос об отрешении Президента
от должности поступает на рассмотрение
в Совет Федерации, который должен принять
решение в трехмесячный срок после выдвижения
обвинения Государственной Думой. Если
в установленный срок решение не будет
принято, обвинение против Президента
считается отклоненным даже при наличии
заключений двух высших судов Российской
Федерации. Таким образом, реализация
сдержек и противовесов по отношению к
Президенту чрезвычайно затруднена. В
настоящее время представляется возможным
внести изменения в Конституцию и разработать
закон о досрочном отзыве Президента по
инициативе избирателей (при условии истечения
определенного срока его полномочий).
В литературе встречается мнение о том,
что отрешение Президента от должности
на основании предъявленного обвинения
не означает привлечения его к уголовной
ответственности. В этом утверждении юридическая
ответственность подменяется политической.
Кроме того, такой подход не вполне согласуется
с принципом всеобщего равенства перед
законом и судом (ст. 19 Конституции РФ,
ст. 14 УК РФ, ст. 14 УПК РСФСР).
Недостатки содержит и ст. 92 Конституции
РФ, не дающая ответа на вопрос о том, кто
констатирует стойкую неспособность Президента
по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия. Конституционным Судом
РФ были подтверждены полномочия Председателя
правительства временно исполнять обязанности
Президента во всех случаях, когда последний
не в состоянии выполнять их сам. Особое
положение Президента объясняет тот факт,
что изложение его полномочий в Конституции
предшествует главе о Федеральном Собрании
- законодательном органе общероссийского
масштаба. В Государственной Думе представлены
интересы всех граждан России независимо
от места их проживания. Совет Федерации,
фактически являющийся верхней палатой,
комплектуется из представителей органов
власти субъектов Федерации (ст. 95 Конституции
РФ). Процедура формирования Совета Федерации,
конкретизированная в Законе 'О порядке
формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации'[6], на наш
взгляд, нарушает принцип разделения властей.
Дело в том, что члены Совета Федерации
выполняют законодательные функции на
федеральном уровне, одновременно выступая
в качестве руководителей представительных
или исполнительных органов субъектов
РФ. Таким образом, Конституция РФ позволяет
одним и тем же лицам одобрять законопроекты,
а затем воплощать собственные решения
в жизнь. Одним из вариантов изменения
ситуации может стать формирование верхней
палаты парламента из представителей
органов законодательной власти субъектов
Федерации, причем представители не должны
возглавлять представляемые ими органы. Предусмотренное Конституцией
участие Совета Федерации в законотворчестве
делает порядок принятия законопроектов
достаточно сложным. Совет Федерации,
используя возможность отклонить представленный
Думой законопроект еще до его рассмотрения
главой государства, выполняет роль предварительного
фильтра. Многомесячные рассмотрения
законопроектов поочередно Государственной
Думой, Советом Федерации и Президентом
не повышают ни качество нормативных актов,
ни их количество. В этой связи было бы
целесообразным сохранить за членами
Совета Федерации лишь полномочия, закрепленные
в ст. 102 и 106 Конституции РФ. Одним из главных
недостатков Основного закона следует
считать ограниченный набор контрольных
полномочий парламента. Специфической
формой контроля может считаться возможность
отрешения Президента от должности, о
чем говорилось выше. Особого внимания
требуют контрольные полномочия парламента
в отношении органов исполнительной власти.
Конституция по существу сводит их к контролю
за исполнением федерального бюджета,
решению вопроса о доверии правительству
в целом и ратификации международных договоров.
В практике многих стран выработаны разнообразные
формы контроля парламента: вопросы к
правительству и непосредственно к премьер-министру,
дебаты по общей политике правительства
и отдельным вопросам, интерпелляция,
постановка вопроса о недоверии или вынесение
резолюции порицания, парламентские слушания,
парламентские расследования, контроль
за делегированием законодательства и
др.
Федеральный конституционный
закон 'О Правительстве Российской
Федерации'[8] предусматривает такие формы
парламентского контроля за деятельностью
правительства, как решение вопроса о
доверии, вотум недоверия, депутатские
вопросы и запросы, письменные обращения
комитетов и комиссий палат Федерального
Собрания к членам правительства и руководителям
федеральных органов исполнительной власти,
предоставление Правительством информации
о ходе исполнения федерального бюджета
(ст. 37-41 Закона). Этих полномочий явно недостаточно.
Функционирование эффективного парламентского
контроля, основанного на регулярноми
необходимом взаимодействии с исполнительной
властью, не представляется возможным
без соответствующей правовой базы. Правительство
РФ, согласно ст. 1 Федерального конституционного
закона 'О Правительстве Российской Федерации'
является высшим органом исполнительной
власти. Однако исполнительная власть
осуществляется на современном этапе,
как уже было сказано выше, под значительным
влиянием Президента. Во многом от него
зависит состав правительства, именно
Президент может принять решение об отставке
правительства. Конституция РФ допускает
существование лояльного Президенту правительства
при любом раскладе политических сил в
Государственной Думе. Детальный анализ
соответствующих конституционных положений
приводит к предположению о том, что авторы
Основного закона стремились лишь к формальному
обозначению разделения президентской
и исполнительной ветвей власти. Практика
последних лет наглядно продемонстрировала
практически полную зависимость правительства
от сиюминутных настроений Президента.
Закрепление целой группы функций государственного
управления одновременно за Президентом
и правительством вызвало появление правовых
коллизий. Справедливо ставится вопрос
о том, несколько способствует реализации
правомочий правительства подчинение
отдельных министерств и ведомств непосредственно
Президенту. Отсутствие последовательного
разграничения сфер управления правительства
и Президента привело к дуализму в руководстве
единой системы исполнительной власти.
Широкий диапазон направлений деятельности
Президента в области внутренней и внешней
политики пересекается с функциями правительства.
В настоящее время при возникновении разногласий
между Президентом и правительство последнее
слово останется за Президентом. Решение
проблемы с позиций верховенства правительства
в сфере исполнительной власти потребует
в будущем корректировки соответствующих
полномочий Президента.
Глава 7 Конституции РФ устанавливает
место судебных органов в системе государственного
механизма. Принцип разделения властей
предполагает невмешательство президентской
власти, законодательных и исполнительных
органов в прерогативы судов. Закрепление
в ней понятия 'судебная власть' означало
законодательное признание равноправного
положения деятельности по осуществлению
правосудия наряду с другими видами власти.
Назначение судей не обходится без обязательного
участия в этой процедуре как Президента,
так и законодательных органов разных
уровней, но непосредственно руководить
судебной деятельностью названные органы
власти не могут. Судебная власть в значительной
мере обособлена и от исполнительной,
более того, она наделяется полномочиями
по контролю за соответствием Конституции
и федеральным законам решений и действий
органов исполнительной власти и должностных
лиц. Однако финансирование судов в настоящее
время тесно связано с исполнительной
властью (особенно на региональном уровне). В рамках единой судебной власти
можно выделить самостоятельные подсистемы:
суды обшей юрисдикции; арбитражные суды;
Конституционный Суд РФ; конституционные
(уставные) суды субъектов РФ; мировые
суды. Суды каждой из групп работают в
автономном друг от друга режиме и не обладают
правом пересмотра решений судов других
групп. Поэтому несмотря на положение
Федерального конституционного закона
«О судебной системе» о единстве системы,
фактически единство отсутствует. Существует
мнение, что данное обстоятельство ослабляет
судебную власть и снижает эффективность
ее функционирования. Выход видится в
объединении различных судебных функций
в компетенции некоего единого судебного
органа или создании механизма совместного
решения представителями всех ветвей
судебной власти кардинальных вопросов.
Так, в Германии высшие суды в целях обеспечения
единообразия судебной практики создают
совместный сенат. Судебная власть предоставляет
возможность правоохранительного воздействия
со стороны государства, осуществляемого
посредством деятельности судебной власти
в установленных законом формах. Для разделения
властей чрезвычайно важна такая форма
судебной деятельности, как конституционное
судопроизводство в качестве 'особой формы
правосудия'. Специфика конституционного
судопроизводства, статуса и структуры
Конституционного Суда РФ обусловливает
особое место этого органа в судебной
системе. Конституционный Суд РФ, являясь
специализированным органом конституционного
контроля, обладает исключительным правом
давать правовую оценку нормативным актам
с точки зрения их соответствия Конституции
разрешает споры о компетенции между органами
государственной власти, дает толкование
Конституции Количество поступивших в
Конституционный Суд РФ запросов, касающихся
статуса и полномочий государственных
органов, а также возможность неоднозначного
толкования некоторых конституционных
формулировок высвечивают пробелы Основного
закона, требующие его изменения либо
урегулирования соответствующих вопросов
в текущем законодательстве.
Наконец, важной проблемой практического
осуществления принципа разделения властей
в Российской Федерации является вопрос
о месте в системе видов государственной
власти контрольно-надзорных органов.
В настоящее время в качестве таких органов
могут быть названы: прокуратура, Счетная
палата, Уполномоченный по правам человека.
Критерий объединения перечисленных и,
на первый взгляд, разнородных органов
- наличие у них контрольно-надзорных функций,
которые для данных органов власти являются
основными. С одной стороны, говорить о
контрольной ветви власти сложно, так
как разнородность рассматриваемой группы
органов не позволяет обнаружить их единства
и иерархии; налицо лишь определенная
функциональная направленность. С другой
стороны, неприемлем исчерпывающий перечень
субъектов власти в ч. 1 ст. 11 Конституции
РФ, не учитывающий контрольно-надзорные
и иные органы государственной власти
(Центральная избирательная комиссия,
Центральный банк), не вписывающиеся ни
в одну из общепризнанных ветвей власти.
Попытка свести всю государственную машину
к строго определенному количеству органов
власти не отвечает развитию общественных
отношений. Например, догматический подход
авторов Конституции к пониманию принципа
разделения властей и количеству ветвей
государственной власти привел к тому,
что статья о прокуратуре оказалась в
главе 'Судебная власть'. Очевидно, что
вместе с эволюцией общественной жизни
изменяются и совершенствуются виды и
направления государственной деятельности.
Трактовка разделения властей как разграничения
функций трех типов государственных органов,
тем или иным способом сдерживающих друг
друга, в настоящее время не охватывает
многообразия элементов в системе государственных
органов. Таким образом, исследование
реализации принципа разделения властей
наиболее эффективно при рассмотрении
государственного механизма как единой
системы органов. Единство государственного
механизма достигается на основе распределения
функций между государственными органами,
закрепления самостоятельности каждого
органа возможностью противопоставить
собственное мнение решениям других органов,
а также алгоритма согласования позиций.
Последнего крайне не хватает Конституции
РФ с ее несбалансированной системой сдержек
и противовесов и конъюнктурной моделью
разделения властей. Настал момент для
того, чтобы внести в законодательство
коррективы м сделать шаг к провозглашенному
правовому государству.
Заключение.
Таким образом, политическая власть - это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в реальной способности субъектов политики проводить свою волю по отношению к другим социальным общностям во имя различных целей (как социально значимых, так и личных).
Она основывается на трех принципах: принуждение, легитимность и согласие, основным из которых является принцип легитимности, предполагающий, что власть основывается преимущественно на доверии и поддержке граждан.
Политическая власть не тождественна государственной власти, представляющей собой пусть самую мощную, но, тем не менее, всего лишь одну из ее форм. Политическая власть включает государственную власть, власть органов регионального и местного самоуправления, власть партий, групп давления, политических лидеров. Высшим уровнем, ядром политической власти является государственная власть.
Политическая власть имеет ряд специфических черт: персонально-волевой характер политической власти; существует только в обществе, т.е. она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей; выделяется своими масштабами; для нее необходим особый аппарат принуждения; имея в виду структурные характеристики политической власти, следует отметить ее многоуровневый характер, предполагающий внутреннюю градацию своих институтов, форм организации и сфер применения.
К функциональному свойству политической власти следует отнести ее преобразовательное назначение. Это самое мощное орудие социальных трансформаций, содержащее возможность противостояния различным видам сопротивления, противоположному влиянию объективных факторов, социокультурной среде. Именно поэтому политическая власть может не только объединять, но и дезинтегрировать общество.
Список использованной литературы.