Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.
В контрольной работе решаются такие задачи как:
-дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;
-выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти;
-описать структурные элементы власти, указать основные виды ресурсов власти, описать «вертикальную» конфигурацию политической власти

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………………………………….2
2.Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…………………….3
3.Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»………………………………………………………………………..6
4.Характеристика основных периодов российской политической истории….12
5.Заключение……………………………………………………………………………………………………14
6.Список литературы………………………………………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………………………………………….2

2.Политическая  власть, ее сущность и отличительные  признаки…………………….3

3.Структура  и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие  «легитимность власти»………………………………………………………………………..6

4.Характеристика  основных периодов российской политической истории….12

5.Заключение……………………………………………………………………………………………………14

6.Список  литературы………………………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема контрольной  работы «Политическая власть» является актуальной в наше время и направлена на обоснование сущности политической власти и властных отношений, а так  же и элементов власти.

Цель контрольной  работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов  власти в обществе.

В контрольной  работе решаются такие задачи как:

-дать определение понятию «власть», перечислить отличительные признаки политической власти и кратко их охарактеризовать;

-выделить основные источники политической власти; обозначить теоретические концепции политической власти;

-описать структурные элементы власти, указать основные виды ресурсов власти, описать «вертикальную» конфигурацию политической власти;

-показать принцип разделения властей, а так же изложить основные идеи теории легитимного политического господства;

-используя данную классификацию типов охарактеризовать основные периоды российской политической истории.

В качестве информационной базы использованы, учебники, учебные пособия и интернет ресурсы.

 

 

 

 

1.Политическая  власть, ее сущность и отличительные  признаки.

Власть - центральная  ось, вокруг которой вращается вся  политика. Она вездесуща и пронизывает  все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая  внутреннюю организованность и иерархичность  общественных отношений. В политологической теории не сложилось единого определения  власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

- силовое,  трактующее власть как господство  и принуждение к повиновению;

- волевое,  понимающее власть как способность  проводить свою волю даже вопреки  сопротивлению;

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие  на деятельность других социальных групп  или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает  своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические  средства. Наиболее сильным элементом  политической власти является государство  и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Отличительными  признаками политической власти являются:

• верховенство, т.е. обязательность ее решений для  всего общества;

• право  на легальное использование насилия  против антиобщественных

элементов;

• наличие  единого центра принятия решений;

• выполнение роли арбитра в случае конфликтов между представителями различных  социальных групп;

• обеспечение  максимальной стабильности общества как  целого в рамках существующих отношений  собственности, действующих законов  и конституции;

• целенаправленное использование средств массовой информации для формирования определенного  общественного мнения.

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь  различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование  которых обеспечивает субъекту доминирование  над объектом. Существуют различные  подходы к их классификации, в  том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие  ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

Признавая факт, что сегодня в науке сложилась  общая теория власти, отечественные  политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько  концептуальных подходов при рассмотрении сущности власти:

1.Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействие индивидов, в которых один индивид меняет поведение другого.

2.Системные теории власти рассматривают власть как безличную, свойство любой социальной системы.

3.Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривающие власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.

4.Коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества.

5.Институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий.

Итак, политическая власть - это способность, право или  возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение  или деятельность людей с помощью  различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения.

 

 

 

 

2.Структура  и ресурсы  политической власти. Принцип разделения властей. Понятие  «легитимность власти».

Субъекты  политической власти являются ее непосредственными  носителями и творцами. Это могут  быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи.

Объектом  политической власти являются те личности и социальные группы, на которые  распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, и ее субъектами, если они сознательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою политическую власть.

Содержание  и механизмы власти определяются ее основаниями и ресурсами. Ресурсы власти — реальные и потенциальные средства, используемые для легитимации и укрепления политической власти и ее оснований.

 Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть.

Все ресурсы  различаются своей эффективностью, циклом действия. Ресурсы власти можно также разграничить на:

а) организационные, направленные на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечивающих надежный контроль;

б) поощрительные  — материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения и политиков;

в) принудительные — комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа;

г) нормативные  — средства воздействия на ценностные ориентации людей с помощью морально-этических и правовых норм;

д) психологические  — средства воздействия на сознание и подсознание людей, их душевное состояние, эмоциональную сферу (чувства) с помощью определенных технологий.

Принцип разделения властей.

Разделение  власти — одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку  она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. В настоящее время в России законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом и  Федеральным собранием, состоящим  из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.

Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные  лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные  законом права или обязанности  граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует  на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может  обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных  лиц в судебном порядке.

Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

Понятие «легитимность  власти».

Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности  политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к  власти. Ее можно определить как  состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно  признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем  ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое  принуждение. От легитимности следует  отличать легальность власти. Это  юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и  в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха  легальна, т.к. не был нарушен порядок  престолонаследия. Между легитимностью  и легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут  оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны  общества. В этом случае наблюдается  процесс делигитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.

Каким образом  власть приобретает легитимность? Обратимся  к теории легитимности М. Вебера, которая  считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости  от ее источников.

Традиционная  легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько  видов:

Информация о работе Политическая власть