Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:53, контрольная работа
Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей.
Введение…………………………………………………………………………………………………………2
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…….……3
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «Легитимность власти»……………………………………………6
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………………………..………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей. Реализация всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основного вида - власти политической, или государственной.
Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки
Понятие «власть» относится
к числу основополагающих категорий
политологии. Оно дает ключ к пониманию
политических институтов, самой политики
и государства. Неразделимость власти
и политики признается как само собой
разумеющееся во всех политических теориях
прошлого и настоящего. Политика как
явление характеризуется прямой
или косвенной связью с властью
и деятельностью по осуществлению
власти. Социальные общности и индивиды
вступают в различные отношения:
экономические, социальные, духовные,
политические. Политика же представляет
собой такую сферу
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.
Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.
В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо еще заметить, что
понятие политическая власть шире понятия
государственная власть. Политическая
власть реализуется не только органами
государства, но и через деятельность
партий, общественных организаций различного
типа. Государственная власть –
своеобразное ядро политической власти.
Она опирается на специальный
аппарат принуждения и
В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Государственная власть может
добиваться своих целей различными
средствами, в том числе идеологическим
воздействием, убеждением, экономическим
стимулированием и иными
К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.
Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.
Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «Легитимность власти»
Структура власти
- это те компоненты, без которых
она не состоится. Таковыми являются
её субъект, объект, подчинение объекта,
источники и ресурсы власти.
Власть может осуществиться только посредством
взаимодействия субъекта власти и ее объекта.
Субъект выражает свою волю по отношению
к объекту через приказ (распоряжение,
команду), сопровождающийся угрозой санкции
в случае его невыполнения. Источником
власти субъекта (властное первоначало)
может выступать его сила, красота, богатство,
авторитет. Наконец, власть может порождаться
традицией (власть родителей над детьми,
власть старейшин) и законом, который предоставляет
субъекту власти право требовать и использовать
различные ресурсы. Специфическим источником
власти выступают знания, обладание какой-либо
информацией. Например, жрецы в Древнем
Египте использовали знания о солнечных
затмениях для укрепления своей власти.
В прошлом такой властью обладали шаманы
и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели,
политики, профессионалы.
Возрастание роли экспертов - носителей
уникальных знаний в каких-либо сферах
жизни - привело к появлению таких разновидностей
власти, как экспертократия и меритокра
Субъекты политической власти имеют многоуровневый
характер: ее первичный уровень представлен
индивидами, вторичный - политическими
организациями, субъекты более высокого
уровня - политические
элиты и лидеры. Субъекты
власти выделяются и по другим критериям.
Субъекты власти могут быть рассмотрены,
кроме того, и через призму их публичности,
открытости для общества.
Власть, построенная
на интересе и убеждении, является наиболее
стабильной, т.к. предполагает добровольное
выполнение распоряжений, что делает
излишним применение негативных санкции.
Одной из наиболее благоприятных
для власти мотиваций подчинения
является авторитет субъекта власти.
Наоборот, власть, основанная на страхе
и принуждении, порождает стремление
объекта "уйти" из поля власти.
Ресурсы власти представляют собой все
то, что может быть использовано для влияния
на других, что повышает потенциал и силу
воздействия субъекта власти. Существуют
открытые и скрытые типы воздействия.
Скрытое влияние
предполагает использование методов
убеждения, т.е. рациональных аргументов,
или внушения. В зависимости от
того, какие ресурсы используются, говорят
о трех способах властвования - господстве,
влиянии и стимулировании.
Существуют и другие классификации ресурсов.
Например, ресурсы подразделяются в зависимости
от сфер жизнедеятельности.
Экономические ресурсы -
материальные ценности, необходимые для
общественного производства и потребления,
деньги, плодородные земли, продукты питания
и т.д.
Социальные ресурсы -
социальные и демографические структуры,
социальная инфраструктура: образование,
медицинское обслуживание, социальное
обеспечение и т.д.
Культурно-информационные
ресурсы - знания и информация, а также
средства их получения и распространения:
институты науки и образования, СМИ и др.
Посредством этих институтов контролируется
формирование общественного мнения. Особенно
большую роль на политическую жизнь оказывают
СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и обладает
ресурсами убеждения и внушения.
Административно-правовые ресурсы - система
управления, совокупность властных учреждений.
Силовые ресурсы - это оружие и аппарат
физического принуждения (армия, полиция,
спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура
с их вещественными атрибутами: зданиями,
снаряжением, тюрьмами).