Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:53, контрольная работа
Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей.
Введение…………………………………………………………………………………………………………2
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…….……3
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «Легитимность власти»……………………………………………6
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………………………..………..19
Дееспособность
власти во многом зависят от ее легитимности (рис.). Это один из показателей
эффективности политической власти. В
легитимности отражается отношение граждан
к власти. Ее можно определить как состояние власти,
когда она признается большинством народа
законной и справедливой. Легитимность
и авторитетность власти - явления в определенной
мере совпадающие. Легитимность означает
согласие народа с властью, когда он добровольно
признает ее право принимать решения,
которые должны выполняться. Чем ниже
уровень легитимности, тем чаще власть
будет опираться на силовое принуждение.
От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое
понятие, означающее соответствие власти
действующим законам. Например, власть
президента легальна, т.к. он избран в соответствии
с законом и в осуществлении своих полномочий
опирается на закон; власть монарха легальна,
т.к. не был нарушен порядок престолонаследия.
Между легитимностью и легальностью может
быть противоречие. Не все законы, принятые
в соответствии с установленной процедурой,
могут оцениваться населением как справедливые,
наконец, законно избранная власть в случае
невыполнения своих обещаний, неудачного
экономического курса, приведшего к резкому
падению уровня жизни, может утратить
доверие со стороны общества. В этом случае
наблюдается процесс делегитимации власти.
В то же время нелегальная по своему происхождению
власть может быть оправданна и поддержана
народом. История знает множество подобных
примеров: свержение монархий в ходе буржуазных
революций, революции в России в 1917 г.,
провозглашение Наполеона императором.
Нарушив предшествующий правопорядок,
новая власть в конечном счете обеспечила
себе легитимацию.
Легитимация - это способ или процесс, посредством
которого власть получает оправдание.
Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки
населением) не бывает. В любом обществе
есть люди, нарушающие законы или относящиеся
к власти апатично. Наконец, в демократическом
обществе существует оппозиция официальной
власти. Следовательно, любая власть должна
подтверждать свой авторитет, доказывать
населению, что именно она в наибольшей
степени соответствует его интересам.
Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным
персональным субъектам власти. Это создает
еще одну линию возможного противоречия
в рамках легитимности. При легитимном
политическом режиме конкретные политические
лидеры (президенты, монархи) могут утратить
поддержку народа. В условиях демократии
это противоречие разрешается посредством
выборов.
Каким образом власть приобретает легитимность?
Обратимся к теории легитимности М. Вебера,
которая считается классической в политологии.
Он выделил три возможных типа легитимности
(господства) в зависимости от ее источников.
Используя
классификацию типов
Легитимность – это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Подобное объяснение принципа легитимности дал М. Вебер, который включил в нее два положения: во-первых, признание власти правителей, и во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей. Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям может достигаться различными способами.
Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью разных ресурсов, М. Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил «мотив подчинения.
Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. В его основе лежит, авторитет «вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
По мере того, как
религия утрачивала свое значение,
а всеобщее избирательное право
все более укреплялось и
Рационально-легальная легитимность основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М. Вебер называл «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами».
Следует заметить, что на практике в чистом виде названные идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).
Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газет, журналов и т. д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.
Заключение
Власть - это специальный
социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение
индивида. Политическая власть - определяет
воздействие на поведение масс, групп,
организаций с помощью средств,
которыми обладает государство. В отличие
от нравственной и семейной власти
политическая власть носит общественно-
Понятие «политическая
власть» тесно связано с
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод: политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики.
Список литературы