Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Власть - весьма важный для жизни любого общества и его отдельных систем и подсистем феномен. В различных сферах общественной жизни она выполняет ряд руководящих функций: господство, т.е. полное подчинение объекта власти воле ее субъекта; регулирование общественных отношений; контроль над поведением индивидов и групп; управление общественными процессами; организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач; мобилизация индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки…….……3
2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «Легитимность власти»……………………………………………6
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории……………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………………………..………..19

Файлы: 1 файл

Политология кр.docx

— 33.53 Кб (Скачать файл)

Дееспособность  власти во многом зависят от ее легитимности (рис.). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия. 
Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправданна и поддержана народом. История знает множество подобных примеров: свержение монархий в ходе буржуазных революций, революции в России в 1917 г., провозглашение Наполеона императором. Нарушив предшествующий правопорядок, новая власть в конечном счете обеспечила себе легитимацию. 
 
Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. 
Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов. 
Каким образом власть приобретает легитимность? Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

  • Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:
    • геронтократия - власть старейшин;
    • патриархальная - власть племенных вождей;
    • патримониальная - власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, пышностью одежд и трона, специальными изображениями;
    • султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением "восточного деспотизма" стало правление Ивана Грозного
    • власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти является феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используя классификацию типов легитимного  политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно  основные периоды российской политической истории

 

Легитимность – это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Подобное объяснение принципа легитимности дал М. Вебер, который включил в нее два положения: во-первых, признание власти правителей, и во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей. Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям может достигаться различными способами.

Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета с помощью  разных ресурсов, М. Вебер предложил выделить три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный. В основу такой классификации он положил «мотив подчинения.

Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. В его основе лежит, авторитет  «вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

По мере того, как  религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право  все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления  заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. В основе харизматического типа легитимности лежат «авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека». «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Если у М. Вебера харизматический тип легитимности распространялся на власть религиозных деятелей (Моисея, Давида, Магомета, Будды), то сегодня он приписывается и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется преимущественно в странах Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т. е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

Рационально-легальная  легитимность основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально  осознанный интерес избирателя, который  высказывает его на выборах, голосуя  за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М. Вебер называл «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами».

Следует заметить, что на практике в чистом виде названные  идеальные типы легитимности не существуют. Они перемешаны, взаимно дополняют  друг друга, поэтому правомернее  говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная  легитимность, поскольку власть формируется  на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических  процедур, норм, законов. Но рационально-легальная  легитимность в этой стране дополняется  элементами традиционного господства (сохранение института монархии).

Существуют и  другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно  возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества вследствие расширения их избирательных  прав, образования партий, а также  с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газет, журналов и т. д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие  от нравственной и семейной власти политическая власть носит общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется  в общих решениях и решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы  людей, регулирует отношения между  группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних  дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Понятие «политическая  власть» тесно связано с понятием «легитимность». Легитимная власть –  это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней  мере, их большинство. Макс Вебер предложил  выделять три вида легитимности власти: традиционный, харизматический, рациональный. Эти типы легитимности, названные  Максом Вебером, носят идеальный  характер, то есть являются в известной  мере абстракциями, не существующими  в политической действительности в  «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются  при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать  легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или  как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.

Обобщая всё вышесказанное  можно сделать вывод: политическая власть, охватывая все сферы жизни  и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

      1. Политология. Лексикон. 2007г
      2. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006.
      3. Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. – СПб.: Питер, 2007.
      4. http://lib.nspu.ru научная библиотека

Информация о работе Политическая власть