Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности политической власти в частности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть понятие власти;
выявить основные формы и функции власти;
определить элементы структуры политической власти, ресурсы политической власти;
раскрыть понятие легитимности как основания политической власти;
рассмотреть принцип разделения властей;
назвать органы законодательной, исполнительной и судебной власти в
Российской Федерации.

Содержание работы

Понятие власти. Структура политической власти.
1.1. Определение власти
1.2. Сущность политической власти
1.3. Структура политической власти
1.3.1.Субъект политической власти
1.3.2.Объект политической власти
1.3.3. Ресурсы политической власти
1.4.Функции политической власти
1.5. Эффективности и легитимность политической власти
Принцип разделения властей
2.1.Теория разделения властей Ш. Монтескье
2.2.Действие принципа разделения властей в Российской Федерации
2.2.1.Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации
2.2.2.Система сдержек и противовесов в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КР - полит. вл..doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы политической власти.

1.3.1. Субъект политической  власти

Когда мы говорим о субъектах политической власти, мы имеем в виду тех, кто неносредственно и самостоятельно участвует в политической жизни общества и в той или иной мере влияет на нее. Субъект власти - это её непосредственный носитель. Им может быть отдельный человек, социальная группа, класс, организация, учреждение, государственные институты, нации и этносы, мировое сообщество в целом. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств:

    1. Желание властвовать, воля к власти.
    2. Должен быть компетентным, т.е. знать суть дела, состояние и 
      настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы.
    3. Обладать авторитетом.

Субъекты политической власти неравнозначны и выполняют неодинаковые 
функции. Потому субъекты делятся на первичные и вторичные. Первичные 
субъекты генерируют политическую власть. Ими являются индивиды и различные общности людей. Вторичные субъекты - это специально созданный механизм, который передаёт и реализует политическую власть. Основой такого механизма являются государственные, партийные и иные структуры, которые входят как элементы в политическую систему общества. Иногда выделяются и субъекты более высокого уровня: политические элиты и лидеры. 
     Субъекты политической власти:

  • социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои);
  • государство;
  • политические партии и организации;
  • правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);
  • групповое и индивидуальное лидерство;
  • личная власть;
  • отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
  • толпа (охлократия);

1.3.2. Объект политической  власти

Объект политической власти - тот на кого власть направлена.

В различных тинах политических систем общество как объект политической власти отличается характерными особенностями.

В тоталитарных и авторитарных обществах подчинение объекта основано:

    1. на страхе перед санкциями власти;
    2. на длительной привычке к подчинению;
    3. на мифологическом общественном сознании, когда доминирует вера в заведомо утопические обещания власти.

Для демократических обществ характерны следующие особенности объекта власти:

      1. качество власти определяется не личностными качествами политических лидеров, а принципами на которых основана власть;
      2. идентификация субъекта и объекта (политические лидеры пользуются доверием, так как воспринимаются как выходцы из народа);
      3. разделение ответственности между субъектом и объектом власти (ошибки власти определяются как ошибки общества, так как оно само формирует власть).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.3. Ресурсы политической  власти

Наряду с субъектом и объектом важнейшим компонентом власти являются ресурсы - средства, которые используются для обеспечения влияния субъекта на объект власти. Именно неравномерное распределение ресурсов - важнейшая причина подчинения одних людей другим. Наряду со субъектом и объектом, ресурсы служат одним из важнейших оснований власти: они могут использоваться для поощрения, наказания, убеждения и пр.

Существует несколько подходов к классификации ресурсов. Одним из самых распространенным является выделение ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности:

        1. экономические ресурсы власти - материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления(развитая технологическая основа производства, деньги, полезные ископаемые, выгодное географическое положение, продукты питания и пр.);
        2. социальные ресурсы власти - способность повышения социального статуса, социального обеспечения, медицинского обслуживания и пр.. Социальные ресурсы тесно связаны с экономическими. Так прибыль - экономический ресурс, но он также характеризует социальный статус (должность, образование, социальное обеспечение);
        3. культурно-информационные ресурсы - знания и информация и средства их получения (институты образования и науки, СМИ и пр.). Важное значение приобретает доступность образования и культуры для широких масс, овладение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, массовой информации и др.;
        4. демографические ресурсы - люди, физически и интеллектуально здоровое население, отсутствие резкой возрастной дисгармонии, упорядочение демографических отношений и др.;
        5. политические ресурсы - отлаженный государственный механизм, подготовленный аппарат управления, наличие развитых политических партий и политических лидеров, развитая политическая теория и политическая культура и пр.;

6. силовые ресурсы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, тюрьмы и пр..

Практически субъекты власти используют в комплексе все властные ресурсы, но самый универсальный, многофункциональный ресурс - это человек, создающий все другие ресурсы власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Функции политической власти

Проявление власти естественно  для человека и заложено в биологических, 
природных и социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.

Координация этих отношений и относится к общественным функциям 
политической власти. Власть призвана формировать политическую систему 
общества, политические отношения между государством и обществом, 
общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, 
гражданами, органами государственного управления. Власть призвана 
контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях:

  • макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;
  • среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения 
    регионального, областного и районного масштабов;
  • микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение 
    людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти.

От функционирования политической власти во многом зависит тип 
политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, 
характер политических отношений и другие политические характеристики 
данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и 
сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям 
политической власти можно отнести следующие:

  • поддержание общественного порядка и стабильности;
  • выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
  • достижение общественного согласия (консенсуса);
  • принуждение во имя социально значимых целей и сохранения 
    стабильности;

управление делами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Эффективность и  легитимность власти

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.

Критериями эффективности являются:

    1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;
    2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти;
    3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений;
    4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте);
    5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам;
    6. Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет);

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности. Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

  • Легальный - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

Основа - общее понимание норм, установленных законом;

  • Идеологический - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглащены властью;

Основа - идеологические ценности;

  • Традиционный - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

Основа - традиции, традиционное сознание;

  • Структурный - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отнощения;

Основа - специфические политические структуры;

  • Персанальный (харизматический) - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

Основа - личный авторитет правителя;

  • Политическая целесообразность - соглащение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Свойства поддержания легитимности власти:

    1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями;
    2. Использование традиций при проведении политики и законодательстве;
    3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности являются:

Информация о работе Политическая власть