Политическая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности политической власти в частности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть понятие власти;
выявить основные формы и функции власти;
определить элементы структуры политической власти, ресурсы политической власти;
раскрыть понятие легитимности как основания политической власти;
рассмотреть принцип разделения властей;
назвать органы законодательной, исполнительной и судебной власти в
Российской Федерации.

Содержание работы

Понятие власти. Структура политической власти.
1.1. Определение власти
1.2. Сущность политической власти
1.3. Структура политической власти
1.3.1.Субъект политической власти
1.3.2.Объект политической власти
1.3.3. Ресурсы политической власти
1.4.Функции политической власти
1.5. Эффективности и легитимность политической власти
Принцип разделения властей
2.1.Теория разделения властей Ш. Монтескье
2.2.Действие принципа разделения властей в Российской Федерации
2.2.1.Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации
2.2.2.Система сдержек и противовесов в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

КР - полит. вл..doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)
      1. Уровень принуждения;
      2. Наличие попыток свержения правительства;
      3. Сила гражданского повиновения;
      4. Результаты выборов и референдумов;
      5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

      Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принцип разделения  властей 

2.1. Теория разделения властей Ш. Монтескье

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном итоге стала частью начинавшей формироваться теории правового государства.

Основные положения теории разделения властей (по Монтескье):

        1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.
        2. Должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.

     В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним его ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна так же сохраняться внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.

     Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть играет явно доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную – вообще полувластью.

     Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная – монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) – аристократии, нижняя палата собрания – интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Действие принципа разделения властей в Российской Федерации

2.2.1. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации

 В Конституции РФ от 12 декабря 1993 года предусмотрен принцип разделения властей в Российской Федерации. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."

          1. Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное  Собрание:

  • состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы;
  • является постоянно действующим органом;
  • Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;
  • заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);
  • палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;
  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).
    1. Исполнительная власть - это подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из:

  • Председателя Правительства РФ;
  • заместителей Председателя Правительства РФ;
  • федеральных министров;

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных  органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

3. Судебная власть  в РФ осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система  судов РФ, учрежденных в соответствии  с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996). В судебную систему входят:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высщий Арбитражный Суд РФ;
  • система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);
  • система арбитражных судов;

Конституционный Суд  РФ состоит из 19 судей, которые назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента. Конституционный Суд разрещает дела:

  • о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров;
  • споры между федеральными органами власти;
  • споры о компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти;
  • споры между вьющими государственными органами власти субъектов;
  • проверяет конституционность законов;
  • дает толкование Конституции РФ;

Верховный Суд РФ является высщим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей

юрисдикции (гражданских  и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения B.C. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов.

Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.

Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Кроме того в Российской Федерации существует вертикальная конфигурация политической власти, то есть её деление на федеральную, региональную и местную. Соответственно все три ветви власти существуют на всех этих уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2. Система сдержек  и противовесов в Российской  Федерации

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на 
законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, 
исполнительной и судебной власти самостоятельны. Каждый государственный 
орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, 
взаимодействует с другими государственными органами, при этом они 
контролируют и ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотнощений 
называется системой сдержек и противовесов.

Законодательная власть возложена на Федеральное Собрание; 
исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; судебная власть 
осуществляется Конституционным, Верховным, Высщим Арбитражным и другими судами РФ. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч.2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Законодательный орган - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: 
Совета Федерации и Государственной думы. Депутаты Государственной Думы 
избираются населением, а членами Совета Федерации являются представители 
законодательных и исполнительных органов регионов (или их нынещние главы до истечения полномочий).

Федеральное Собрание принимает  законы, определяет нормативную базу 
деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими 
способами на деятельность исполнительной власти (возможность отрешения Президента РФ от должности, возможность выразить недоверие Правительству), в той или иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Президент может распустить Государственную Думу, имеет право  вето в 
отнощении законов, принятых Федеральным Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, 
представляет законопроекты, кандидатуры на соответствующие должности.

подписывает законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации.

Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.

Президент РФ может принять  решение об отставке Правительства  РФ. Он наделен правом определять состав Правительства (включая председателя), назначать и смещать его членов. Государственная Дума может согласиться  или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства вправе предлагать Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров, также он может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает. Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Государственная Дума может  выразить недоверие Правительству  РФ (постановление о недоверии  Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), после чего Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если последняя в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке

Информация о работе Политическая власть