Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:04, реферат
Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности политической власти в частности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
рассмотреть понятие власти;
выявить основные формы и функции власти;
определить элементы структуры политической власти, ресурсы политической власти;
раскрыть понятие легитимности как основания политической власти;
рассмотреть принцип разделения властей;
назвать органы законодательной, исполнительной и судебной власти в
Российской Федерации.
Понятие власти. Структура политической власти.
1.1. Определение власти
1.2. Сущность политической власти
1.3. Структура политической власти
1.3.1.Субъект политической власти
1.3.2.Объект политической власти
1.3.3. Ресурсы политической власти
1.4.Функции политической власти
1.5. Эффективности и легитимность политической власти
Принцип разделения властей
2.1.Теория разделения властей Ш. Монтескье
2.2.Действие принципа разделения властей в Российской Федерации
2.2.1.Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации
2.2.2.Система сдержек и противовесов в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.
2. Принцип разделения властей
2.1. Теория разделения властей Ш. Монтескье
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье.
Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в конечном итоге стала частью начинавшей формироваться теории правового государства.
Основные положения теории разделения властей (по Монтескье):
В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним его ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна так же сохраняться внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.
Однако в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть играет явно доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную – вообще полувластью.
Думается, все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная – монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) – аристократии, нижняя палата собрания – интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии и приверженцев абсолютизма.
2.2. Действие принципа разделения властей в Российской Федерации
2.2.1. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации
В Конституции РФ от 12 декабря 1993 года предусмотрен принцип разделения властей в Российской Федерации. Так, в ст. 10: "Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:
Исполнительная власть
реализуется через систему
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из:
Председатель Правительства
РФ назначается Президентом РФ с
согласия Государственной Думы. Председатель
Правительства после назначения
формирует структуру
3. Судебная власть
в РФ осуществляется
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрещает дела:
Верховный Суд РФ является высщим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей
юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения B.C. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов.
Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел.
Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.
Кроме того в Российской Федерации существует вертикальная конфигурация политической власти, то есть её деление на федеральную, региональную и местную. Соответственно все три ветви власти существуют на всех этих уровнях.
2.2.2. Система сдержек и противовесов в Российской Федерации
Государственная власть
в РФ осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Каждый государственный
орган, осуществляющий одну из трех функций
государственной власти,
взаимодействует с другими государственными
органами, при этом они
контролируют и ограничивают друг друга.
Такая схема взаимоотнощений
называется системой сдержек и противовесов.
Законодательная власть
возложена на Федеральное Собрание;
исполнительную власть осуществляет Правительство
РФ; судебная власть
осуществляется Конституционным, Верховным,
Высщим Арбитражным и другими судами РФ.
Президент РФ является главой государства,
гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина; формально не относится
ни к одной ветви власти и, согласно ч.2
ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти.
Законодательный орган -
Федеральное Собрание - состоит из
двух палат:
Совета Федерации и Государственной думы.
Депутаты Государственной Думы
избираются населением, а членами Совета
Федерации являются представители
законодательных и исполнительных органов
регионов (или их нынещние главы до истечения
полномочий).
Федеральное Собрание принимает
законы, определяет нормативную базу
деятельности всех органов государственной власти, влияет
парламентскими
способами на деятельность исполнительной
власти (возможность отрешения Президента
РФ от должности, возможность выразить
недоверие Правительству), в той или иной
форме участвует в формировании Правительства,
судебных органов Российской Федерации.
Президент может распустить
Государственную Думу, имеет право
вето в
отнощении законов, принятых Федеральным
Собранием. Президент обращается к Федеральному Собранию с
ежегодным посланием о положении в стране
и об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства,
представляет законопроекты, кандидатуры
на соответствующие должности.
подписывает законы, принятые
Государственной Думой и
Правительство Российской Федерации (в его состав входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры) осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств). Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, проводит единую государственную политику в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, а также внешнюю политику, обеспечивает государственную безопасность и оборону страны.
Президент РФ может принять
решение об отставке Правительства
РФ. Он наделен правом определять состав
Правительства (включая председателя),
назначать и смещать его
Государственная Дума может
выразить недоверие Правительству
РФ (постановление о недоверии
Правительству принимается