Политические и правовые учения в Голландии в XVII в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Голландия - первая страна, где (вторая половина XVI - начало XVII вв.) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика.
Учение Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени.

Файлы: 1 файл

контрольная политология.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Огромный вклад Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его "отцом международного права".

Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского "юридического мировоззрения" оказало учение Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.

 

Политическое и правовое учение Спинозы

Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677).

Его политико-правовые взгляды изложены в "Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).

Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. "Итак, – писал Спиноза, – под правом природы, я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается .столь далеко, сколь далеко простирается их мощь".

Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены. Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. "Итак, – писал Спиноза, – этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т. е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания".

Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право – это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться"; все "обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую нелепость".

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но "во многом неизбежно остается чисто теоретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда не будет существовать такая верховная власть, которая могла бы делать все так, как хочет, не считаясь с законами человеческой природы. "Посему должно допустить, – подчеркивал он, – что каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, "разрушается государство и прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, "я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны".

При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды в применении оружия".

В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

 

2.                  Украина в мировом сообществе государств.

Современная Украина является довольно развитым государством, которое позволяет себе соперничать с различными странами, имеющими определенный политический вес в мировом сообществе. Многоструктурные отрасли ее промышленности ежегодно производят огромное количество разнообразного материала и изделий используемых в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Однако наряду с этим Украина славится своими природными ресурсами, а также климатическими условиями некоторых ее регионов, которые имеют широкую популярность среди туристов всего мира. Ни для кого не секрет, что санатории Крым являются одними из наиболее востребованных на постсоветском пространстве и именно в них проходят лечение многие люди, живущие как в самой Украине, так и в близлежащих странах. Таким образом, можно понять, что данное государство играет особую роль в международных процессах связанных со сферой туризма. Также нельзя обойти внимание то, что на территории страны расположен ряд природных заповедников, в которых поддерживается необходимый уровень баланса природы, что благотворно влияет на экосистему многих регионов. Разумеется, это является привлекательным для множества туристов, которых за год в Украине насчитывается свыше двадцати пяти миллионов. Поэтому уровень развития вышеупомянутой сферы туризма растет из года в год в соответствии с ростом количества посещающих страну путешественников. К примеру, отдых в Крыму предполагает наличие огромного количества различных заведений и учреждений, предлагающих разнообразные услуги по обслуживанию путешествующих людей на достаточно высоком уровне, что, безусловно, благоприятно влияет на экономику страны, так как данная сфера является одной из наиболее важных составляющих в экономиках множества современных государств.

Разумеется, экономика современной Украины зависит не только от подобных факторов. Так сельское хозяйство играет решающую роль в благосостоянии страны, так как на ее территории находится огромное количество пространства используемого для подобных целей. Продукция сельскохозяйственной отрасли распространяется не только непосредственно среди населения самой Украины, но также среди стран СНГ и Европы. Это говорит о соответствующем положении Украины в мировом сообществе наряду с остальными наиболее развитыми государствами и республиками.

Сегодня  в развитии  Украины  как независимого государства одним из приоритетных направлений является вхождение в мировое сообщество и если наше государство претендует на роль активного участника мировых процессов, оно обязано найти свое место в новой системе международных отношений, стать в полной мере современным.

    В последнее время наблюдается увеличение числа научных разработок, посвященных вопросам интеграции Украины в мировое хозяйство. Проблемы путей интеграции в международную экономику и политику освещены в научных работах С. Шаталина, Л. Абалкина, П. Самуэльсона, Е. Авдокушина,  О. Прексина,  Ю. Пахомова,  В. И. Пантина, Г.И. Ванштейна.

Актуальность данной темы обусловлена постепенным включением Украины в интеграционные процессы, участием в международных организациях, в мировой экономической и политической  системах в целом. Строительство независимой Украины объективно требует её вхождение в мировое хозяйство на принципах равноправия и взаимной выгоды в сотрудничестве. Возможность экономического, социального и политического развития государства, как составляющей мирового хозяйства, зависит от того, насколько успешно будут проходить эти процессы.

Целью работы является  характеристика социально-экономического и политического состояния Украины и проблем  интеграции в мировое сообщество.

Соответственно данной цели в работе поставлены следующие задачи: обосновать целесообразность интеграции Украины в международное сообщество, определить  проблемы,  мешающие интеграции и определить пути повышения международного престижа и интеграционной деятельности Украины в международное сообщество.

В конце ХХ века Украина лишь начала делать первые шаги к активному участию в современных мировых  процессах. Несмотря на то, что она находится в центре Европы, рядом с прогрессирующими государствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Если принять во внимание, ресурсы, которыми владеет Украина, её географическое положение, научный потенциал, а также стремительно меняющиеся тенденции мирового развития, то Украина  просто обязана найти свой путь. Ведь деградация на фоне преуспевания практически всех соседей не может продолжаться долго.  Мир динамичен, и тот, кто отстает, гибнет.

Вхождение Украины в состав глобальных мировых хозяйственных связей необходимо для того, чтобы получить дополнительные импульсы экономического роста, увеличить эффективность и конкурентоспособность национальной экономики, а также  повысить уровень жизни граждан.

Выстраивая отношения с внешним миром, Украина руководствуется соображениями политической и экономической целесообразности. Страна идентифицирует себя как государство европейского типа, что обусловливается ее историческим прошлым, географическим положением и экономическими связями со странами Европы. Находясь на пересечении линий интересов мировых центров силы — России, ЕС, США, Азии, Украина не может оставаться в стороне от происходящих изменений.

Под интеграцией  Украины в мировое сообщество  в первую очередь понимается вхождение в ЕС. Анализируя состояние интеграции в европейское сообщество, следует отметить участие Украины в международных организациях и проектах. Украина - одна из стран - основателей ООН. В 1992 г. Украина стала субъектом международных экономических отношений. Она вступила в ряд международных экономических организаций: МВФ, МБРР, ЕБРР, Международную финансовую корпорация, Совет Европы, ВТО.

Вступление в ВТО привело к тому, что в Украину стали поступать товары зарубежных производителей. Это, в конечном итоге, не только не принесло ощутимых положительных моментов для нашей страны, но и усугубила ситуацию ещё больше. Многие отечественные заводы не смогли конкурировать с дешевыми и качественными зарубежными товарами. Поэтому инвесторы не готовы рисковать и вкладывать капитал в условиях не стабильной политической и экономической обстановки.

В 2009 году, когда финансовый кризис «нанес удар» всему миру, Украина сместилась на порядок ниже в своем развитии, нежели она находилась до этого. И теперь предприятия должны разрабатывать новые стратегии выживания и развития для обеспечения своего устойчивого положения, используя положительный опыт других стран.

В 2011 г американский журнал International Living в своем ежегодном рейтинге Quality of Life Index, определяющем страны, наиболее благоприятные для проживания, понизил Украину по сравнению с 2010 годом на пять пунктов, поставив её на 73 место – между Намибией и Ботсваной. В рейтинге Legatum Prosperity Index британской исследовательской организации  Legatum Institute, оценивающем богатство и благополучие стран, за тот же период Украина опустилась на 69 место. Среди постсоветских стран хуже ситуация лишь в Узбекистане и Молдове. Средняя зарплата в государстве составляет 263 дол. Проанализировав уровень процентных ставок,  инфляцию, темпы роста ВВП и его долю на душу населения, авторы Quality of Life Index  пришли к выводу, что Украина по этим критериям находиться в тройке худших стран мира: позади только Зимбабве и Сомали.

 Однако на фоне своих ближайших соседей по постсоветскому пространству – России и Беларуси, Украина занимает более высокий рейтинг, опережая их уровнем развития гражданских свобод. Зато по другим значимым категориям – развитию инфраструктуры, состоянию окружающей среды и экономическому развитию – Украина от них отстает. Ведение бизнеса только усложнилось, порог вхождения на любые рынки вырос, в Украине самая сложная в Европе система налогообложения. Администратор программы развития ООН, Хелен Кларк, считает, что благополучие граждан страны зависит от индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), учитывающий продолжительность жизни, состояние медицины и образования. Согласно их выводам, за последние пять лет ИРЧП хотя и незначительно, но вырос- с 0,69 до 0,71, и Украина  перешла из середнячков в группу стран с высоким индексом.  Согласно новому индексу развития человеческого потенциала Украина занимает  69 место. Данный уровень удалось набрать за счет образованности населения. 

Информация о работе Политические и правовые учения в Голландии в XVII в