Политические идеи американских просветителей 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:49, контрольная работа

Описание работы

В XVII веке прогрессивная политическая и правовая мысль получила распространение не только в Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных в XVII-XVIII веках на Американском побережье Северной Америки. Повышенный интерес к политической теории был связан здесь с интенсивным развитием капиталистических отношений и политической обстановкой между колониями и метрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война за Независимость 1775-1783 гг.

Содержание работы

Введение 3
1. Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона. 4
2. Т.Пейн о правах и свободах человека 13
3. Практическое задание……………………………..………………………….16
_Toc240987180Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная работа политология ОК.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

                       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

                  

 

                    контрольная РАБОТА

 

Дисциплина «Политология»

 

На тему:

«Политические идеи американских просветителей 18 века»

 

 

Выполнил      Иванов И.И.

Студент       3 курса, вечер

Специальность     МиМ

№ зач. книжки     ММД2222

Преподаватель     Петров П.Г.

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона. 4

2. Т.Пейн о правах и свободах человека 13

3. Практическое задание……………………………..………………………….16

_Toc240987180Заключение 20

Список литературы 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В XVII веке прогрессивная  политическая и правовая мысль получила распространение не только в Европе. Демократические идея уже достигли Британских колоний, основанных в XVII-XVIII веках на Американском побережье  Северной Америки. Повышенный интерес  к политической теории был связан здесь с интенсивным развитием  капиталистических отношений и  политической обстановкой между  колониями и метрономией. Следствием всех этих противоречий явилась Война  за Независимость 1775-1783 гг.

Движение американских колонистов против метрополии дало мощный толчок развитию демократических идей. Пропагандой  идей договорного происхождения  государства, тираноборчества занимались многочисленные массовые организации: «Сыны свободы», «Дочери свободы», городские собрания и др. В резолюциях, принимаемых городскими собраниями, высказывались радикальные политические и правовые взгляды: о праве народа возвратить себе естественные права, о народном суверенитете, разоблачались теории несопротивления злу.

Политические взгляды  американских просветителей представляют собой яркую страницу в истории  передовой общественной мысли. Они  формировались под непосредственным воздействием борьбы колониальной Америки  против английского владычества, которую  называют революционно-освободительной  войной (1775-1783). Некоторые из просветителей  были ее участниками, возглавляли и  направляли ее.

Ожесточенная классовая  борьба в США в период борьбы за независимость также получила свое отражение в идеологии. Наиболее прогрессивные идеи мелкой буржуазии  отстаивали Т. Джефферсон и Т. Пейн . Они выражали интересы широких слоев  мелких производителей. Проводниками политических взглядов крупной буржуазии  и плантаторов- рабовладельцев были А. Гамильтон, Джей и др. Между этими  двумя течениями разгорелась  борьба по вопросу о государственном  строе США и Конституции 1787 г.

 

 

 

1.Демократизм, республиканизм и конституционализм в политических воззрениях Т.Джефферсона и А.Гамильтона.

 

Политико-правовые взгляды Т.Джефферсона и их воплощение в Декларации независимости США

Т. Джефферсон (1743-1826 гг.) – выдающийся американский политик и просветитель. Юрист по образованию; свою политическую деятельность начал в 1769 г. Был губернатором штата Верджиния, посланником США во Франции, государственным секретарем в правительстве 1-го Американского президента Дж. Вашингтона, лидером оппозиционной республиканской партии и вице-президентом при втором американском президенте Дж. Адамсе, и, наконец, в 1801 г. стал третьим президентом США, а 4 года спустя его избрали на второй срок. Но особую известность в истории Т. Джефферсон получил как один из создателей Декларации независимости и Конституции США. Социально-политические идеи Джефферсона нашли воплощение в его работах: « Общий обзор Британской Америки « (1774), «Заметки о штате Верджиния» (1785), « Автобиография « (1821), а также в многочисленных (около 25 тыс.) письмах.

С позиции теории общественного  договора и естественных прав человека Джефферсон критиковал монархическую  форму государства и отстаивал  идею народного суверенитета. Опираясь на теорию договорного происхождения  государства, Джефферсон считал королевскую  власть производной от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать  в создании государственной власти и контроля над нею. Если же власть пожирает права народа, последний  вправе переменить правительство и  заменить его таким, которое наилучшим  способом служит его интересам. Этим Джефферсон обосновывал право народа на восстание против тирании, идею народного суверенитета.

Общество и  естественные права человека

В отличие от европейских  просветителей, которые делили историю  человечества на жизнь в естественных и общественных условиях, Джефферсон был уверен, что жить в обществе – это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни : первая – догосударственная («без правительства, как это обстоит с индейцами»), вторая – народовластная («при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело … в наших штатах»), третье – деспотическую («при правительствах силы; так обстоят дела во всех… монархиях»). Естественные права американский просветитель понимал не как права, которые они получают по природе своего естественного рождения в качестве членов общества независимо от формы его существования. Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в  пользу естественных прав.

К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:

1)право использовать по  своему усмотрению свои физические  и духовные силы, плоды своих  трудов;

2)право личной неприкосновенности;

3)право свободы мысли  и слова, свободы переписки  и обмена мнениями, взглядами  и информацией между гражданами  на основе общих интересов; 

4)право свободы совести  и вероисповедания; 

5)право избирать ту  форму общественной жизни, которая  более всего поможет человеку  стать счастливым и устранять   ту, которая делает его несчастным.

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными  по отношению к гражданским . Для  защиты и сохранения естественных прав образуется государство и устанавливается  законы , которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Назначение органов  государственной власти состоит  в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях  судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона. Данные идеи были развиты мыслителем в Декларации независимости США.

Путем включения в Декларацию так называемые естественные права  превращаются в естественные права  отдельных индивидов по отношению  к государству как к целому. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную  преграду произволу государственной  власти.

Проблема прав личности и  связанные с ней проблемы демократической  организации государственной власти является одним из основных в политической доктрине Т. Джефферсона. Противопоставляя права личности правам правительства, он высказывает идею о таком ограничении  функций государственной власти, которая уменьшила бы опасность  возникновения произвола последних  по отношению к личности.

Декларация независимости  США – первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание , а также установление угодной ему политической формы . В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти.

Правительство , писал Джефферсон в Декларации независимости, создается  для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства  проистекает из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения  власти правительства и такого условия  его существования народ вправе изменить или уничтожить такую форму  правления , заключает Джефферсон, если оно стремиться к деспотизму.

Далее в Декларации независимости 27 пунктов обвинения английского  короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить  в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных  штатов.

Таким образом, Джефферсон выразил  в Декларации независимости три  основополагающие доктрины буржуазного  просвещения : о равенстве естественных прав человека; об «общественном договоре» как основе политической власти; о праве на революционные ниспровержение деспотического правительства.

Государственное устройство

Политическим идеалом  Т. Джефферсона, как защитника интересов  мелких производителей, стало демократическая  республика фермеров .

Под республикой Джефферсон понимал такое государственное  устройство, в котором правление  осуществляется в пределах компетентности и возможности самими гражданами или через избранных ими непосредственных представителей осуществлять управление государством. Развивая идеи Руссо  о суверенитете народа при республиканской  форме правления, Джефферсон видел  проявление власти народа в господстве воли избирателей, в расширении способов участия всех граждан в управлении общественными делами, в постоянном контроле со стороны народа за деятельностью  государственных органов.

У Джефферсона не вызывало опасений государство с достаточной  степени обобществления, целиком  посвятившее себя заботе по всеобщему  благоденствию. Но такое государство  существовало только в мечтах Т. Мора и утопистов. Поэтому на практике Джефферсон склонялся к такой  модели государственного устройства как  свободная, равноправная федерация  Штатов.

Форма власти – республика с разделением властей. Ее социальная основа – частная собственность (общество фермеров). Политический режим – демократия . Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (палата депутатов, сенат), при котором действует Совет по проверке законов. Центральная исполнительную власть осуществляет президент, который избирается на 4 года не более двух раз. Исполнительная власть на местах – губернаторы и совет штатов.

Судебная система состоит  из :

1. Суда Адмиралтейства;

2. Генерального Суда Общего  Права; 

3. Высокого Канцелярского  Суда;

4. Апелляционного Суда.

Учитывая отдаленность каждого  вида государственной власти от выражения  ими народности, Джефферсон предлагал  комплекс разнообразных мер удержания  равновесия властей , недопускающих  возможности установить деспотическое  правление одной из них. Можно  выделить следующие основные меры :

1)обеспечение невозможности  того, чтобы один человек стал  одновременно носителем более  чем одного вида государственной  власти;

2)ограничение сроков пребывания  и регулярная ротация лиц, занимающих  выборные или должностные посты; 

3)рекомендация относительно  того, чтобы Конституция принималась  не законодательной ассамблеи,  а специально избранной для  этой цели самим народным конвентом; 

4)предложения о создании  постоянного суда импичмента, состоящего  из представителей трех звеньев  власти, которые обладали правом  судить и смещать с должности  любого представителя высших  органов власти в случае нарушения  им конституционных принципов  и правил;

5)постановление о передаче  права «вето» на законодательные решения специальному ревизионному совету и о возможности снятия наложенного запрета при повторном рассмотрении данного законопроекта, большинством в 2/3 .

Образование США на основе федерализма поставило перед  Джефферсаном вопрос о демократическом  соотношении центрального и местного управления . Заявляя о том, что 17 штатов, объединившихся в единое государство , отдали в ведение федеральной  власти то, что связано с их интересами за рубежом штата, а себе оставили все, что «касается внутреннего управления», Джефферсонс подчеркивал, что правительство каждого штата и правительство федерации – равные партнеры.

Серьезной критике подверг  Т. Джефферсон Конституцию США 1787 г. за ряд ее антидемократических черт: отсутствие в ней билля о правах, предусматривающего право на свободу  слова, печати и др. По инициативе Джефферсона  и других политических деятелей были приняты 10дополнений к тексту Конституции. Они вступили в силу в 1791 г.

Социальная структура  и социальная проблемы

Джефферсон был сторонником  сословного деления общества . Среди  сословий его внимание привлекала лишь аристократия , где он различал: природную  аристократию – те, кто признавался таковыми за их физическую силу и достоинства; искусственную аристократию – те, которые выделялись своим особым происхождением и богатствами, и духовную аристократию – те, кого выделили за интеллектуальные и нравственные достоинства. Духовную аристократию он называл естественной и считал ее «самым драгоценным даром природы, данным людям для того, что бы учить и … управлять обществом».

Джефферсон был против рабства. Он заявлял, что природа  наделила черных и краснокожих собратьев  «равными талантами с людьми других цветов», что рабство и национальная дискриминация – это моральный и политический порядок общества, что рабы и индейцы так же обладают естественными правами. В то же время как политическому деятелю ему приходилось считаться с устоявшимся традициям в отношении к неграм и индейцам и той политикой, которую проводили по отношению к ним правительства различных штатов.

Информация о работе Политические идеи американских просветителей 18 века