Политические идеи эпохи Возрождения и Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии. Целью данной работы является познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Политическая мысль эпохи Возрождения. Николо Макиавелли: переворот в политической мысли, связанный с разделением политики и этики……………………………………………………………………………….4
2. Политическая мысль эпохи Просвещения: теории естественного права и общественного договора……………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………21

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Нарушение же их властями ведет к тому, что общий страх большинства граждан превращается в негодование против властей, «разрушается государство и прекращается договор, защищаемый, поэтому не по гражданскому праву, а по праву войны». Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) — монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, «я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны». При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия. В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализируя политическую мысль эпохи возрождения и просвещения, можно сделать вывод, что эти теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать теорию разделения властей. Основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж. Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.

Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи возрождения и просвещения следующие:

1) теория  народного суверенитета возникла  и развивалась в XVII — XIX вв. на  базе теории происхождения общественного  договора: согласно теории общественного  договора народ — источник  государственной власти и ее  носитель, суверен;

2) теория  правового государства:

а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;

б) необходимость гарантий прав личности;

в) связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;

г) связь с доктриной разделения властей.

3) теория  разделения властей:

а) три власти — законодательная, исполнительная, судебная — должны осуществляться разными специфическими органами власти;

б) все сферы государственной деятельности только в рамках закона;

в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд — независимый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гоббс. Т. Избранные  произведения: В 2 т.-М., 1965.

2. Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М., 1960.

3. Мор Т. Утопия. Н. Новгород, 1978.

4. Арон Р. Этапы развития политической мысли. М., 1993.

5. Хрестоматия по политологии. Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.

6. Зорь В.Д. Политическое и правовое учение  Томаса Гоббса. Советское государство  и право, 1989 г. №6.

7. Кошарный В. П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала XX века. Полис. 1992. №6-7. 

8. Краснов  Б. И. Введение в историю политической  мысли. Полис. 1995. № 2.

 

1 Кошарный В. П. Из истории социально-политической мысли от античных идей к социально-политическим теориям начала XX века. Полис. 1992. №6-7. 

2 Гоббс. Т. Избранные произведения: В 2 т.-М., 1965.

3 Зорь В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса. Советское государство и право, 1989 г. №6.

4 Локк Дж. Избранные философские произведения: В 2 т.-М., 1960.

5 Хрестоматия по политологии. Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.

6 Мор Т. Утопия. Н. Новгород, 1978.

7 Арон Р. Этапы развития политической мысли. М., 1993.


Информация о работе Политические идеи эпохи Возрождения и Средневековья