Политические идеи Реформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 14:50, доклад

Описание работы

Реформация (латинское «преобразование») - общепринятое обозначение общественно – религиозного движения начала 16в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией 16в.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 577.99 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Реформация (латинское «преобразование») - общепринятое обозначение общественно  – религиозного движения начала 16в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав  основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив  исходные принципы взаимоотношений  индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической  и культурной ситуацией 16в.

Хотя явление Реформации оставило огромный отпечаток в мировой  истории и носило глобальный, общеевропейский, характер, не многие современные люди интересуются Реформационным движением  в Европе, а некоторые даже не знают, что это такое. Конечно, 16в. и современность разделяет огромная пропасть, но не смотря на неё, Реформация протянула свои корни из глубины веков к каждому человеку. Она во многом воспитала основы деятельной, активной личности, а также сегодняшнее отношение к религиозной вере и труду.

Кроме того религия по-прежнему занимает значительное место в нашей  жизни, а вместе с развитием общества неизбежными становятся религиозные  реформы, поэтому было бы опрометчивым забыть опыт предков, приобретенный столь дорогой ценой.

 

  1. Историография Реформации

 

Западная историография  посвятила Реформации огромную литературу. Историей Реформации занимаются многие общества по истории религии и  церкви, а также специальные общества по истории Реформации в Германии и США, на нескольких языках издается специальный журнал «Archiv fur Reformationsgeschichte». Наибольшее внимание западных исследователей привлекает Реформация в Германии (точнее – исследование теологии М. Лютера), кальвинизм, христианский гуманизм (особенно Эразм Роттердамский). Наблюдается большой интерес к народным течениям реформации, в частности к анабаптизму.

Но для западной историографии  до 20в. присуще то, что большое внимание направляется на исследование теологических проблем. Другое направление, особенно характерное для немецкой протестантской историографии и восходящее к Л.Ранке, связывает Реформацию с историей государства, в западно-германской историографии 20в. крупнейший представитель – Г.Риттер. Многие представители этого направления именно Реформацию провозглашают началом эпохи новой истории.

Наконец в начале 20в. в западной науке возникло направление, которое устанавливает связь между Реформацией и социальными изменениями эпохи. Религиозно-социологическая теория М. Вебера о роли протестантской (прежде всего кальвинистской) этики в формировании «духа капитализма» вызвала в науке интенсивную полемику. Связь Реформации с общим социально-экономическим развитием эпохи подчеркивается в работах таких по существу разных исследователей, как немецкий теолог Э.Трёльч, французский историк А.Озе, английский историк Р.Тоуни.

Марксистская историография  в общих оценках Реформации отталкивается  от характеристики, данной основоположниками  марксизма, увидевших во всей совокупности социальных движений её первый акт  европейской буржуазной революции. При этом наиболее интенсивно изучается  народная Реформация в Германии, частично Нидерландах, Польше.

Современные иследователи все  же склонны рассматривать Реформацию как религиозно-социальное движение, а не как «неудавшуюся буржуазную революцию».

 

  1. Католическая церковь в XIV-XV вв. и причины Реформации

 

Призыв к реформе был  обусловлен множеством причин. В XIV – начале XV вв. Европа переживала ряд серьезных внутренних потрясений. Начавшаяся в 1347г. эпидемия чумы унесла треть населения Европы. Из-за столетней войны и серии конфликтов между Англией и Францией (1337-1443) большой поток энергии оказался направленным на военные предприятия. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого – в сентябре 1377г.

Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение  усложнилось в следствие решения  Пизанского собора, который, объявив  двух пап еретиками, избрал третьего. Лишь Констанцскому собору (1414-1417гг.) удалось положить конец схизме. Подобные трудности, переживаемые папством, считавшимся  центральной осью христианства, означали глубокую нестабильность в Европе.

Высшее католическое духовенство  во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты  и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство даже среди крупных светских феодалов. Еще больше чувствовалась неудовлетворенность политическими претензиями церкви с ее пропагандой презрения к светской жизни в среде жителей развивающихся и богатеющих городов.

В то же время начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. Возрождение  интереса к человеческим эмоциям, форме, различным отраслям человеческого  разума, зачастую следование древнегреческим  образцам явилось источником вдохновения  в различных областях творчества и заключало в себе вызов традициям  средневековья.

В конце XIV- начале XV века стали заметны признаки упадка католической церкви. В «Атласе христианской Церкви» Имон Даффи перечисляет некоторые из этих признаков:

•  Коррупция и неравенство.

Из :70 европейских епископатов 300 находились в Италии; в Германии и Центральной Европе было лишь 90 епископатов. Епископ Винчестерский  получал 1200 флоринов; епископ Росса  в Ирландии получал 33 флорина 

•  Необразованное приходское духовенство.

Многие священники были неофициально женаты и бедствовали.

«Внебрачное сожительство получило широкое распространение. Бедствующий  священник, отец нескольких детей, по воскресеньям читал невразумительную проповедь, а остальные дни работал с семьей на своем земельном наделе. Такая картина была характерна для всей Европы».

•  Упадок монашества.

«Многие монастыри пользовались открыто скандальной репутацией. Численность послушников повсеместно  сокращалась, и горстки монахов  жили в роскоши на средства, предназначенные  для существования сотен людей. Сексуальная распущенность не была чем-то необычайным.» 

Но были и положительные  моменты:

•  Реформаторские группы.

Они существовали во всех религиозных  орденах. Некоторые епископы практиковали созерцательное благочестие, основанное на Евангелие. Это движение ( Devotio Moderna , «Современная набожность») нашло классическое выражение в труде «Подражание  Христу» Фомы Кемпийского (1380-1471).

•  Проповедь.

Проповедь была очень популярна, и службы, проводимые доминиканскими или францисканскими братьями, привлекали большое число людей.

•  Сильный общинный элемент среди мирян.

Каждый приход имел по меньшей  мере одно «братство» : религиозное  сообщество мирских людей. В Европе, особенно в Италии, эти братства занимались благотворительностью: помощь умирающим, больным и заключенным. Они организовывали приюты для сирот и госпитали.

Это время также явилось  эпохой расцвета религиозных обрядов, разросшихся в таких масштабах, что они даже часто становились  мишенями для критики. Паломничества, почитание святых, праздничные религиозные  процессии были важны для мирян, поскольку были легкодоступны и являлись проявлением их религиозных чувств. Однако ученое духовенство находило их больше общественными мероприятиями, чем формой проявления религиозных чувств. Кроме того, народное почитание усопших достигло невероятных размеров. С давних пор существовал обычай жертвовать деньги на мессы для поминовения себя самого или родственников – ради упокоения души. Средства шли на содержание духовенства. Но в этот период число месс стало просто немыслимым.

В 1244г. монахи города Дурхэм, Англия, должны были отслужить 7132 мессы. Говорят, что Генрих VIII в XVI веке заказал 12 тысяч месс, по 6 пенсов за каждую. В условиях изменения экономики, когда деньги все больше становились мерой всех ценностей, нарушились пропорции между духовными актами и их материальным обеспечением.

Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массу противоречий. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания  за его грехи в чистилище (Она  не давала прощения, так как последнее  требовало покаяния). Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции.

 

  1. Политические идеи Реформации

 

В первой половине XVI в. в  Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической  и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку  ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка  взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской  Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились  на два лагеря. В одном собрались  имущие элементы оппозиции – масса  низшего дворянства, бюргерство, часть  светских князей, рассчитывавших обогатиться  посредством конфискации церковных  имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей  независимости от империи. Все эти  элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне  и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное  переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие  в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений  о государстве, праве, законе. Тем  не менее эти программы содержали  и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание  и отвергали католическое Священное  Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною  верой» без посреднической роли духовенства  в «спасении» верующего. Все они  желали радикального упрощения и  демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными  богатствами, были против ее зависимости  от римской курии и т.д.

У истоков Реформации стоял  и крупнейшим идеологом ее бюргерского  крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Чтобы правильно разобраться  в системе политико-юридических  взглядов М. Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо связано со «злобой дня», от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим М. Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.


Один из исходных пунктов  лютеровского учения – тезис о  том, что спасение достигается исключительно  верой. Каждый верующий оправдывается  ею лично перед богом, становясь  тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»). Только лишь богу – существу совершеннейшему  – обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с богом абсолютно  все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства  над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений  христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно  христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка  обеспечивается благодаря опоре  учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счете производным  от воли божьей, естественное право  тем не менее представляет собой  качественно иной феномен, чем право  божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право  дозволяет управлять единственно  внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

В своей концепции государства  М. Лютер предусмотрел – и это  очень важно для понимания  ее теоретического значения,– что  в сфере естественного права, в границах мирских отношений  светской власти следует руководствоваться  практической целесообразностью, реальными  интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

Информация о работе Политические идеи Реформации