Политические идеи средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Основной целью является изучение политических и правовых идей средневековья во всех их функциональных связях и взаимодействиях. Исходя из основной цели реферата, сформулированы следующие основные задачи:
1. Осуществить синхронизацию развития политических идей средневековья;
2. Изучить основные политические теории и учения средневековья;
3. Дать характеристику политической идеологии средневековья;
4. провести сравнительный анализ политических идей эпохи средневековья;
5. Сформулировать общие выводы по изученному материалу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Политико-правовая теория средневековой схоластики…………………………4
2. Политические идеи средневековых ересей………………………………………9
3. Политические направления средневековья в исламе…………………………..11
4. Соотношение политико-правовой идеологии средневековья в странах
арабского востока и Европы ……………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………………….18

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 44.45 Кб (Скачать файл)

В бескомпромиссной борьбе с феодальной церковью и всем феодальным строем богомилы создали по ранне  христианскому образцу собственную  организацию. Их проповедники ("апостолы") неустанно провозглашали мятежные идеи: "Учат же своих не повиноваться властям своим, - писал современник  богомильского движения, - проклинают богатых, царя ненавидят, ругают старейшин, порицают боляр, считают царских  слуг мерзкими богу и всякому рабу не велят работать на своего господина".

Богомильское учение вскоре после возникновения распространилось в других странах. В Х-ХI вв. под  его влиянием возникли еретические  движения в Византии, Сербии, Боснии, Киевской Руси. Особенно сильное воздействие  это учение оказало на идеологию  стран Западной Европы, в первую очередь Южной Франции и Северной Италии, где процветали города, были развиты культура, ремесло, торговля. Проповедь "добрых людей", катаров, патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех  у горожан, отдельных групп дворянства и крестьян; к концу XII в. католическая церковь потеряла влияние на юге  Франции и севере Италии. Для искоренения  ереси римские папы организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию и нищенствующие  ордена (доминиканцы и францисканцы).

Новые волны еретических  движений начались во второй половине XIV в. К тому времени во всех странах  Западной Европы существовали развитые города. Бюргерство, уже ставшее  признанным сословием, имело достаточно возможностей для борьбы со светскими  феодалами при помощи своих привилегий, с помощью оружия или в сословных  собраниях; поэтому городская оппозиция  выступала более против церковных  феодалов. Значительно радикальнее  были требования крестьянства и городских  низов. В связи с этим принято различать два основных типа ереси: бюргерскую и крестьянско-плебейскую.

Бюргерская ересь, выражавшая интересы горожан и части низшего  дворянства, была направлена главным  образом против католической церкви и духовенства, на богатства и  политическое положение которых  она нападала. Эта ересь требовала  восстановления простого строя раннехристианской церкви, упразднения монахов, прелатов, римской курии. Крестьянско-плебейская ересь выступала за всеобщее равенство людей, за упразднение феодальных привилегий и сословного строя.

Значительно радикальнее  были требования таборитов, которые  выступали против католической церкви и церковной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд антифеодальных лозунгов - уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного  права и феодальных повинностей  и т.д. Возрождая идеи раннего  христианства, табориты утверждали, что  скоро наступит "тысячелетнее царство", в котором все будут равны  и совместно будут решать общие  дела. Борьба с чашниками и отсутствие единства в собственной среде  привели к поражению таборитов; но их лозунги вскоре были использованы Томасом Мюнцером во время Реформации в Германии.

 

3. Политические направления средневековья в исламе

Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений  и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках  Мухаммеда). Коран и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных  норм, регулирующих все стороны жизни  мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). Особенность  ислама в том, что Коран и Сунна  считаются действующим правом.6 Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни. Как и всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: "Аллах разрешил торговлю и запретил рост; уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню". Одна из обязанностей мусульманина - уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписана добровольная милостыня, пожертвования для нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.

Вместе с тем Коран  оправдывал социальное и имущественное  неравенство. "Мы, - говорит Аллах  устами пророка Мухаммеда, - разделили  среди них (людей) их пропитание в  жизни ближней и возвысили  одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение". Коран считал законным рабство. Порицая ненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость  бедняков: "Не засматривайся очами  твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства". За посягательство на собственность Коран определил  жестокое наказание: "Вору и воровке  отсекайте руки за то, что сделали  они, в назидание от бога". Коран  и Сунна предписывают безусловную  покорность властям: "Верующие! Повинуйтесь  Аллаху, повинуйтесь посланнику его  и тем из вас, которые имеют  власть". Власть изображается как  божественное установление: "Поистине Аллах дарует свою власть, кому пожелает".

Теоретически признавалось, что власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при  опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение  верующих на правильный путь. Все течения  ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных  предписаний, а саму власть - чем-то второстепенным и производным по отношению к праву, источник которого - Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаются едиными, хотя церковь  и государство в мусульманских  странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали  острые конфликты.

У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или  православному, но есть "люди религии". К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. "Люди религии" (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд  направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание  религии. Тесная связь государства  и общины верующих, богословия и  права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства  религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко  опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское  духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама. В процессе борьбы за власть в халифате уже  в первые десятилетия существования  ислама в нем произошли расколы  и определилось несколько крупных  направлений. Сунниты считают, что  халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением  и отстаивают принцип передачи власти по наследству.

Сунниты признают Коран и  Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех  толков, различия между которыми - в  методах толкования текстов Корана и Сунны при решениях вопросов шариата. Поскольку эти тексты не содержат оценок и решений многих вопросов и ситуаций, возникающих  в жизни, при разборе ряда дел  поначалу допускался иджтихад - самостоятельное  суждение авторитетных правоведов, подчиненное  определенным правилам и приемам, к  которым относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное  мнение знатоков права, считающееся  мнением всей общины верующих).

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх - право и доктрина права) в суннизме к Х в. сложилось  несколько мазхабов (влиятельных  религиозно-правовых школ). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс, т.е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение между названными.

Политических успехов  нередко добивалась тщательно законспирированная и хорошо организованная шиитская секта - "исмаилиты", которая, возглавляя широкие народные движения, основала обширный Фатимидский халифат (Х-ХП вв.) и ряд других государственных  образований. Возникавшие под лозунгами  борьбы против несправедливости, угнетения  и неравенства, эти государства  в условиях господствовавшего феодализма неизбежно становились орудием  угнетения и эксплуатации.

 

4. Соотношение политической идеологии средневековья в странах арабского востока и Европы

Общим для политико-правовой идеологии стран Арабского Востока  и Европы было то, что та и другая строились на основе господствующего  религиозного мировоззрения и в  своих программных положениях отражали институты феодального общества. Однако доктрины исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских мыслителей как по содержанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В странах ислама более, чем в  средневековой Европе, была выражена тесная, доходящая до тождества связь  религии и политики по той причине, что действующее право содержалось  в Коране, а власть рассматривалась  лишь как средство его осуществления. Поэтому в теоретических построениях  исламских мыслителей не было места  для обсуждения проблем происхождения, устройства, форм государства, соотношения  государства и права, церкви и  государства, права светского и  права канонического, ряда других проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков. Место этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных  качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной  или с преемниками Пророка. Все  это обусловило и особенности творчества арабских философов, весьма далеких от религиозного скептицизма и вольнодумства. Религия рассматривалась ими как реально существующая и необходимая связь мусульманских общин, социальная и духовная основа права, государства, политики7.

Вместе с тем политико-правовой идеологии ислама присущи качества, способные существенно замедлить  социальное, политическое и духовное развитие стран и регионов, где  эта идеология господствует. Как  отмечено, уже в средние века стремления народных масс освободиться от угнетательской власти выражались в форме борьбы одного исламского вероучения против другого. И чем сильнее было стремление упразднить то или иное конкретное государство или заменить его  другим, тем ревностнее и фанатичнее отстаивалось миропонимание "своей" ветви ислама. Поэтому на смену  политическому отчуждению неизбежно  шло отчуждение религиозное, порождающее  в свою очередь новую разновидность  государства, все так же противостоящего  обществу и народу. В ряде стран  и регионов эта тенденция не только не была изжита, но усилилась в последующие  века8.

Современный мусульманский  фундаментализм, распространившийся в  ряде стран, выступает против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права.

 

 

Заключение

 

Средние века - период спада  в истории политических и правовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в  общественном сознании от государства  к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты св. писания и каноны церкви, - все это резко сужало тематику и содержание политико-правовых доктрин. Но и в период средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение  на первый план проблемы соотношения  церкви и государства неизбежно  порождало споры о сущности, целях  и задачах государства, о его  отличии от церкви. Логически это  вело к постановке и решению проблем  государственного суверенитета. Споры  о соотношении церкви и государства  сопровождались также выявлением различий между собственно правом как сферой государственной деятельности и  законами совести, веры, морали, обращенными  во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи  уже провозглашались свобода  совести и невмешательство церкви в государственные дела. В средние  века человек был настолько подчинен церкви и государству, что только от дуализма духовной и светской властей  что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание  суверенности светских властей сеяло  идеи хоть какого-то выхода из-под духовного  диктата церкви. В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала  для развития идей свободы и равенства  людей. Общества стран Европы были организованы как монархическо-церковные сословные  иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно  привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов  делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных  обязанностей и ограничений. Идеи свободы  и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти бога. Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты св. писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.

Информация о работе Политические идеи средневековья