Политические идеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Идеологиями называют устойчивые системы взглядов на общество, отражающие коренные интересы определенных социальных групп. Идеологии – это обоснованные системы политических и социально-экономических воззрений, которые лежат в основе различных общественно-политических движений. Сам термин «идеология» (от греч. idea – мысль, понятие и logos – учение) в значении «учение об идеях» возник на рубеже XVIII – XIX вв. Его автором считают французского просветителя Антуана Дестюта де Траси (1754 – 1836), который попытался создать под этим наименованием науку о закономерностях развития общественной мысли.

Файлы: 1 файл

Политические идеологии.docx

— 24.12 Кб (Скачать файл)

Политические идеологии

 

1. Понятие идеологии 

 

Идеологиями называют устойчивые системы взглядов на общество, отражающие коренные интересы определенных социальных групп. Идеологии – это обоснованные системы политических и социально-экономических  воззрений, которые лежат в основе различных общественно-политических движений.

 

Сам термин «идеология» (от греч. idea – мысль, понятие и logos – учение) в значении «учение об идеях» возник на рубеже XVIII – XIX вв. Его автором  считают французского просветителя Антуана Дестюта де Траси (1754 – 1836), который попытался создать под  этим наименованием науку о закономерностях  развития общественной мысли. Однако его  замысел не увенчался успехом, наука  о развитии идей создана не была, а само значение термина «идеология»  неоднократно трансформировалось. Например, существует определение, согласно которому идеология – это ложное общественное сознание, не способное адекватно  отражать реальность. Или же идеологией называют специально разработанную  систему идей, целью которой является манипулирование обществом в  интересах каких-либо социальных групп  или слоев. Идеологией называют также  классовое сознание. Все различные  определения идеологии сходятся в следующем: во-первых, она не является наукой, т.е. системой объективных знаний о мире; во-вторых, она всегда отражает интересы какой-либо группы общества. Чем больше и влиятельнее группа, тем шире, значительней её идеология.

 

Среди современных идеологических направлений крупнейшими являются либерализм, консерватизм и социализм. Все они возникли в период разложения феодального строя и становления  буржуазных отношений (в XVII – XIX вв.), но не потеряли своего значения и в  современных условиях, несмотря на изменения, произошедшие в корпусе  их основных идей. В самом общем  виде можно сказать, что либерализм сформировался как идеология  буржуазии, консерватизм появился как  феодально-абсолютистская реакция  на либерализм, а социалистическая идеология выросла из левой критики  буржуазного строя, проповедуемого либерализмом.

 

2. Либеральная идеология

 

Либерализмом (от лат. liberalis –  свободный) в самом широком понимании  называют общественное движение, основанное на идеях освобождения человека и  общества от социальных ограничений, сковывающих  общественный прогресс. В более конкретном понимании либерализм – это идеология  буржуазии.

 

Термин «либерализм» для  обозначения политического движения впервые стал применяться в начале XIX в. в Испании, где «либералами» называли одну из группировок в Кортесе (парламенте), составившую проект буржуазных преобразований испанского общества. Сама же идеология либерализма начала складываться в европейской мысли задолго до этого – в XVII – XVIII вв.

 

Либерализм возник в период ломки феодальных устоев как идеология  нарождающегося «третьего сословия»  – буржуазии. Либерализм появился как  идеология, направленная против феодально-сословных  притеснений, произвола абсолютистского  государства, церковного засилья в  общественном сознании. В современном  понимании либерализм – это идеология, направленная, прежде всего, против ограничений  свободного развития товарной экономики  и других институтов гражданского общества со стороны государства. Как и  триста лет назад, либерализм остается идеологией буржуазии.

 

Социально-политическая программа  либерализма выросла из разработанной  английскими философами Т. Гоббсом  и Дж. Локком и развитой французскими просветителями Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др. теории естественного  права. Согласно этой теории, человек  от рождения наделен естественными  правами – правом на жизнь, личную свободу, собственность. Важнейшим  правом человека является также право  на свободу мысли.

 

«Под свободой, согласно точному  значению слова, подразумевается отсутствие внешних препятствий, которые нередко  могут лишить человека части его  власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную  человеку власть сообразно тому, что  диктуется ему его суждением  и разумом», – писал Гоббс в  трактате «Левиафан».

 

Основными политическими  постулатами либерализма являются идеи равенства всех перед законом, необходимости представительного  правления, разделения властей, конституционности. Важнейшим источником либерализма  стало учение Канта о правовом государстве.

 

Ядро либеральной идеологии  составило учение классиков политэкономии  У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо об экономической  свободе. Идеологи либерализма выступали  за свободу индивидуального предпринимательства, частной собственности, товарно-денежных отношений. Основополагающим принципом  либерализма является лозунг государственного невмешательства в экономику: «Laissez faire» (Пусть идет, как идет).

 

Либерализм – это апология принципа индивидуализма. Либерализм проповедует полную свободу личности в рамках закона, в том числе  и самостоятельную ответственность  личности за все предпринимаемые  шаги. Программным пунктом современного либерализма является сокращение социальных программ и ориентация индивидуумов на самовыживание.

 

Русская либеральная идеология  начала складываться в 1830 – 1840-х г.г. в основном в рамках учений славянофилов – И.В. Киреевского (1806 – 1856), П.В. Киреевского (1808 – 1856), А.С. Хомякова (1804 – 1860), К.С. Аксакова (1817 – 1860) и западников – Т.Н. Грановского (1813 – 1855), П.Г. Редкина (1808 – 1891), В.П. Боткина (1811/12 – 1869), П.В. Анненкова (1813 – 1887) и  др. Эти мыслители выражали необходимость  проведения в России либеральных  реформ либо по западноевропейскому  образцу (западники), либо по образцу  допетровского, т.е. доабсолютистского, общественного устройства России (славянофилы).

 

Классической формы русский  либерализм достиг в период подготовки и проведения либеральных буржуазных реформ конца 1850‑х – 1870‑х гг. Основным руслом формирования классической либеральной теории в этот период стала так называемая государственная школа в историографии, правоведении и социальной философии, представители которой К.Д. Кавелин (1818 – 1885), Б.Н. Чичерин (1828 – 1904) считаются основоположниками социально-политической теории русского либерализма.

 

На рубеже XIX –  XX вв. либеральная  идеология лежала в основе деятельности либеральных политических организаций  – Союза земцев-конституционалистов, Союза освобождения, Конституционно-демократической (кадетской) партии и др. Русские  либералы являлись противниками самодержавия и феодально-крепостнических пережитков, но в то же время выступали за умеренность в проведении буржуазно-демократических  реформ.

 

В современной России идеи либерализма заложены в основу программ таких партий, как СПС, Яблоко и  др. «правых».

 

На рубеже XIX – XX вв. классический либерализм пережил период острого  кризиса, связанного с подъемом европейского и мирового революционного движения. Первая половина XX в. прошла для либерализма  под знаком некоторого сближения  с социалистическими учениями. Либерализм этого периода часто называют социальным, или демократическим, либерализмом.

 

Во второй половине XX в. сложилось  течение неолиберализма. Его основной характеристикой является признание  необходимости частичного участия  государства в регулировании  социально-экономических процессов. В этом состоит главное отличие  неолиберализма от классического либерализма, провозглашавшего принцип полного  невмешательства государства в  социально-экономическую жизнь общества. Другие основополагающие принципы классического  либерализма (индивидуальная свобода, равноправие, конституционализм, частная  собственность) сохраняются и неолиберализмом.

 

На современном этапе  наметилось сближение неолиберализма с неоконсерватизмом. Обе эти  идеологии выступают за умеренный  реформизм, ограниченное вмешательство  государства в экономику, поддержку  государством рыночных структур. Это  сближение дало возможность некоторым  исследователям говорить о формировании так называемой интегративной идеологии  в рамках общей глобализации общественных процессов и развития общественной мысли.

 

3. Консервативная идеология

 

Консерватизм (от лат. conservo –  сохраняю, охраняю) – это идейное  и общественное движение, направленное на сохранение существующего строя, провозглашающее приверженность традиционным, устоявшимся формам общественного  устройства.

 

Идеология консерватизма  зародилась в конце  XVIII в. как  правая реакция на идеологию буржуазных революций, как реакция на либерализм. Первоначально значением понятия  «консерватизм» стало обоснование  необходимости сохранения основных феодальных устоев – сословности, абсолютизма, клерикализма.

 

Исходным пунктом развития консервативной идеологии считают  выход в свет книги английского  мыслителя и политического деятеля  Эдмунда Бёрка (1729 – 1797) «Размышления о Революции во Франции». Она была опубликована в 1790 г., через год после  начала Великой французской революции, и содержала глубокую критику  революционной программы французской  буржуазии. Видными идеологами консерватизма  были французские мыслители Ж. де Местр (1753 – 1821), Л. де Бональд (1754 – 1840), англичане С.Т. Колридж (1772 – 1834), У. Вордсворт (1770 – 1850).

 

Появление термина «консерватизм» связывают с именем известного французского писателя Франсуа Рене Шатобриана (1768 – 1848), основателя французского романтизма. В 1818 – 1820 гг. он издавал роялистский (монархический) журнал «Консерватор», в котором публиковались статьи антиреволюционного содержания. В основном первые идеологи консерватизма были отпрысками аристократических феодальных фамилий, пострадавших в годы английской и французской буржуазных революций.

 

Философским обоснованием консерватизма  стал социальный антирационализм. Консерваторы принципиально отвергают возможность  оптимально обустроить общество, опираясь на решения человеческого разума: «Мир – создание высшего разума, человек не может изменить в лучшую сторону то, что создано Богом». Консерваторы выступают против активного  субъективного вмешательства в  исторический процесс, против политического  волюнтаризма: в мире все должно складываться естественным порядком, постепенно, без резких скачков и  революций.  Консерваторы являются противниками любых радикальных  преобразований, они выступают за плавное, естественное усовершенствование общественных форм, за преемственность  в развитии. Эта особенность консерватизма  называется  эволюционизмом.

 

В отличие от либерализма, основанного на идее естественного  равенства людей, консерватизм принципиально  отрицает его возможность. Естественным, по мнению консерваторов, является неравенство  людей по их физическим, умственным, душевным качествам, откуда проистекает  и социальное неравенство. Как писал  Бёрк, «где есть свобода, там не может  быть равенства, где есть равенство, там уже нет свободы». Консерваторы выступают за сохранение социальной иерархии. Ранние консерваторы были горячими противниками отмены сословной системы, консерваторы ХХ в. выступали за сохранение других форм традиционной элитарности (титулов, званий, привилегий и т.п.).

 

В противоположность либерализму  с его апологией индивидуализма консерватизм ратует за коллективизм, за объединение людей под эгидой традиционных ценностей, чаще всего  под религиозными или великодержавными лозунгами. Укрепление институтов государственности  является одним из основных программных  требований консерваторов. Консерваторы призывают повышать авторитет «вековых ценностей», которыми, кроме сильного государства (первоначально – абсолютистского), являются семья, церковь, традиционное образование, община.

 

В экономической сфере  программной установкой консерватизма  является государственный интервенционализм  – активное проникновение государства  в экономику в форме протекционизма, создания государственного сектора  в экономике, регулирования объемов  производства, частично – цен и  т.д.

 

Государство, по мнению консерваторов, обязано проводить и активную социальную политику. Государство должно по-отечески заботиться о своих гражданах, предотвращая тем самым социальные конфликты. Если, например, современные  либералы предлагают максимально переложить социальные расходы на самих граждан, консерваторы выступают за централизованное социальное обеспечение, в том числе  – и за частичное перераспределение  доходов.

 

Зарождение консервативного  направления в русской общественной мысли часто связывают с появлением «Записки о древней и новой  России» (1811) писателя и историка Н.М. Карамзина (1766 – 1826). В этой записке, поданной ко двору Александра I, историограф  высказывал свои соображения о несвоевременности  подготавливавшихся правительством либеральных  реформ. Карамзин считал, что ограничение  самодержавия и отмена крепостного  права приведут к расшатыванию основ  российского государства.

 

В эпоху Николая I консервативная идеология особенно ярко проявилась в господстве так называемой теории официальной народности, автором  которой был министр народного  просвещения граф С.С. Уваров (1786 – 1855). В этой теории были провозглашены  три основополагающих принципа сохранения устоев российской государственности: православие, самодержавие, народность. Теорию официальной народности поддержали историк М.П. Погодин (1800 – 1875), философ  С.П. Шевырев (1806 – 1864), литератор П.А. Плетнев (1792 – 1865/66) и др. деятели  науки и искусства.

 

В эпоху александровских  реформ 1850-х – 1870-х гг. консерваторы выступили противниками проводимых буржуазных преобразований. Их стараниями либеральные реформы Александра II получили непоследовательный, частичный  характер.

 

Консервативная идеология  лежала в основе правительственного курса Александра III, правление которого (1881 – 1894) получило название «эпохи контрреформ». Главными идеологами консервативной политики контрреформ были журналист М.Н. Катков (1818 – 1887) и обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев (1827 – 1907).

Информация о работе Политические идеологии