Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:25, реферат
Цель работы заключается в определении посредством политологического анализа и обобщения основных направлений деятельности политических инициатив РК в процессе обеспечения безопасности в странах ЦАР в условиях современных кардинальных изменений мирового политического порядка.
Основной задачей было: определение логики и направлений тенденций становления и развития отношений Казахстана с новыми суверенными государствами региона. В контексте обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе (ЦАР) изучены объективные и субъективные факторы, обусловливающие позитивную динамику политического развития сотрудничества между республиками региона и международными организациями. Комплексно и системно раскрыт круг политических и международных вопросов, определяется оптимальный путь их решения в рамках обеспечения международной стабильности. Эти факторы позволили автору проанализировать специфику деятельности Казахстана в обеспечении безопасности в странах Центрально - Азиатского региона.
Введение 3
Глава I. Тенденции становления и развития отношений Казахстана с государствами Центральной Азии
1.1 . Геополитические ориентиры Казахстана в Центральной Азии 3
1.2. Нынешнего положения Центрально - Азиатского региона в мире и задачи строительства новых отношений с Казахстаном. 6
Глава II. Перспективы сотрудничества Республики Казахстан и Центральной Азии
2.1. Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии 7
2.2. Инициативы президента РК Н. А. Назарбаева в регионе Центральной Азии 8
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Министерство обрaзовaния и нaуки Республики Кaзaхстaн
Кaрaгaндинский госудaрственный университет
им. aкaдемикa Е.A. Букетовa
Социально-педагогический факультет
Реферат
нa тему: «Политические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности в Центрально-Азиатском регионе»
Подготовила: студентка гр.СПиС-22 |
Смирнова Е.. | ||
Проверила: |
Алимова С. Б
|
Кaрaгaндa 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Тенденции становления и развития отношений Казахстана с государствами Центральной Азии
1.1 . Геополитические ориентиры Казахстана в Центральной Азии 3
1.2. Нынешнего положения Центрально - Азиатского региона в мире и задачи строительства новых отношений с Казахстаном. 6
Глава II. Перспективы сотрудничества Республики Казахстан и Центральной Азии
2.1. Роль Казахстана в
обеспечении мира и
2.2. Инициативы президента РК Н. А. Назарбаева в регионе Центральной Азии 8
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Введение
Исследуемая тема посвящена изучению политической деятельности Казахстана в обеспечении безопасности в республиках Центральной Азии (ЦА). Основное внимание уделено их месту и роли в обеспечении политической безопасности и устойчивого развития. Акцентируется внимание процессу становления и развития партнерских отношений постсоветских республик региона с международными организациями, занимающимися проблемами безопасности в глобальном и региональном масштабах.
Цель работы заключается в определении посредством политологического анализа и обобщения основных направлений деятельности политических инициатив РК в процессе обеспечения безопасности в странах ЦАР в условиях современных кардинальных изменений мирового политического порядка.
Основной задачей было: определение логики и направлений тенденций становления и развития отношений Казахстана с новыми суверенными государствами региона. В контексте обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе (ЦАР) изучены объективные и субъективные факторы, обусловливающие позитивную динамику политического развития сотрудничества между республиками региона и международными организациями. Комплексно и системно раскрыт круг политических и международных вопросов, определяется оптимальный путь их решения в рамках обеспечения международной стабильности. Эти факторы позволили автору проанализировать специфику деятельности Казахстана в обеспечении безопасности в странах Центрально - Азиатского региона.
Актуальность темы исследования. Данное научное политологическое исследование посвящено весьма сложной, актуальной и неоднозначной внешнеполитической проблеме. На протяжении всей политической истории человечества разнообразные формы и способы многосторонних и двусторонних взаимоотношений между государствами подвергались существенным, в определенной степени значительным эпохальным модификациям. При этом функционирование системы международной политики во многом обусловливается конкуренцией и борьбой за международное влияние.
Глава I. Тенденции становления и развития отношений Казахстана с государствами Центральной Азии
Сегодня мы можем смело говорить о том, что наше молодое государство состоялось как субъект международных отношений, как субъект геополитики. Важную роль в стремительном прогрессе Казахстана играют тесная взаимосвязь и сотрудничество политической и научной элит.
Из всех центральноазиатских государств именно Казахстан в наибольшей степени готов интегрироваться в мирохозяйственные связи. Страна занимает ведущее место в Центральной Азии по темпам экономического роста и дает более 60 процентов ВВП всего региона. Казахстан лидирует среди стран СНГ по объему иностранных инвестиций на душу населения. Республика на порядок опережает другие постсоветские государства по таким критериям, как внутренняя стабильность, адекватность законодательной базы, создание современной финансовой системы. Мощный экономический фундамент, создание основ либеральной рыночной экономики, своевременная модернизация политической системы и другие факторы позволили Казахстану занять достойное место в мировом сообществе и поставить перед собой далеко идущие цели в сфере внешней политики. [2]
Казахстан имеет достаточный экономический потенциал и международный авторитет, позволяющий ему играть более активную роль не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. Инициативы Казахстана в сфере внешней политики известны всему миру. Растет авторитет Казахстана как участника влиятельных международных организаций. Республика стала инициатором созыва СВМДА и проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий, а также активным сторонником развития диалога между Востоком и Западом. В целом активная внешнеполитическая стратегия нашей страны стала важным фактором укрепления мира и стабильности на международной арене.
Важным фактором при решении задач обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) является сложная военно-политическая обстановка, обусловленная его географическим положением, современной геополитической ситуацией, последними внутриполитическими событиями в ряде стран, входящих в данный регион. Большое влияние на ситуацию оказывают также пересекающиеся здесь политические и экономические интересы ведущих мировых держав. Распад СССР и стран социалистического содружества, положивший конец жесткому разделению мира на два противоположных лагеря, по времени совпал с началом широкомасштабных качественных изменений в геополитической структуре стран ЦАР. [4]
В государствах Центральной Азии обостряется борьба за перераспределение интенсивно расходуемых природных и, прежде всего энергетических ресурсов, сфер влияния и транспортных потоков. Наиболее привлекательной для ведущих стран мира в этом контексте выглядит территория Республики Казахстан. Казахстан потенциально является плацдармом для укрепления своих геополитических позиций в регионе, важным источником энергоресурсов, особенно принимая во внимание нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке.
По объему запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе - по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье - по газу, углю, золоту и олову. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Обстановка в Республике Казахстан продолжает оставаться стабильной. Во внешней политике существуют проблемы совместного использования водных ресурсов с Узбекистаном и Киргизией, не завершенность демаркации государственной границы со странами СНГ.
Политика руководства Казахстана направлена на увеличение потока иностранных инвестиций в страну. Основным инвестором в последнее время являются США, вложившие более 5 миллиардов долларов в экономику Казахстана и планирующие в период, включая 2010 год предоставление инвестиций в нефтегазовую отрасль до 200 миллионов долларов. Усиление экономического влияния Запада на страну, в частности Турции, может привести к тому, что в регионе может сложиться новая «южная ось», отрезающая Россию от перспективных рынков сбыта. Военная политика Казахстана ориентирована на создание немногочисленных по составу, но хорошо оснащенных вооруженных сил. Военная доктрина республики определяет сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности, подтверждает принципиальную приверженность политическим способам разрешения государственных противоречий и конфликтов. [2]
Центральная Азия вызывает стратегический интерес со стороны США, Китая, России и других государств. Особое внимание проявляют США, обладающие значительными финансовыми ресурсами и потенциалом влияния на международное сообщество. Штаты рассматривают Центральную Азию как оформившуюся зону своих национальных интересов, поэтому предпринимают значительные усилия по развитию сотрудничества с Казахстаном. Вашингтон заинтересован в сотрудничестве с Астаной на взаимовыгодных условиях, особенно в нефтяном бизнесе и военно-технической сфере.
Можно сказать, что организация может составить основу системы коллективной безопасности всего Центрально-Азиатского региона, органично вписаться в другие региональные организации, действующие в тесном сотрудничестве с ООН. КНР укрепляет сотрудничество с Россией и Республикой Казахстан, другими странами региона не только по линии спецслужб, но и министерств обороны. Доказательством тому служат успешно проведенные многосторонние совместные военные учения «Антитеррор» с участием Китая, России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана, показавшие, что у многих армий мира сегодня общие угрозы, среди которых терроризм и экстремизм занимают далеко не последнее место.
1.2. Нынешнего положения Центрально - Азиатского региона в мире и задачи строительства новых отношений с Казахстаном.
Стратегическое положение региона непосредственно затрагивает интересы и безопасность Казахстана. В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030» выделены три наиболее важных условия, которые требуют всестороннего исследования.
Во-первых, «первая возможность вытекает из нашего географического положения на перекрестке дорог в евразийском регионе. Процесс глобализации мировых экономических и политических процессов выдвигает этот фактор в число ключевых. Установление мира и добрососедских, доверительных отношений на всем евразийском континенте – необходимое условие для успешного развития. Страны, втянутые в войны, соперничество, конкуренцию и противостояние, будут непозволительно тратить ресурсы, время и энергию, обрекая себя на застой и отставание». В этом свете как никогда актуальными являются высказывания Н.А. Назарбаева о многовекторных отношениях Казахстана, прежде всего, со странами региона.
Во-вторых, «поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций трудных процессов строительства государства и проведения реформ предоставляет нам дополнительные возможности. Этот фактор, особенно на начальных стадиях переходного периода, весьма важен, поскольку нам нужны финансовые ресурсы и знания извне». Данное указание Н.А. Назарбаева определяет важность ведения партнерских отношений с международными экономическими организациями, которые выступают в качестве доноров политических, экономических, социальных реформ в Казахстане.
В-третьих, как справедливо подчеркивает Глава государства, «процесс глобализации и научно-технического прогресса, особенно в развитии новых информационных и телекоммуникационных технологий представляет уникальные возможности для нашей большой, но малонаселенной страны. Следовательно, крайне важно понимать эти технологии, добиваться их полной интеграции в наше общество, поддерживать научно-технические кадры».
Таким образом, на государственном уровне со стороны Президента Казахстана Н.А. Назарбаева была признана необходимость развития сотрудничества не только с другими государствами, но и региональными и специальными международными организациями. В качестве национальных интересов республики были задействованы геополитические, военно-политические, экономические, технические и информационные ресурсы.
Для стран Центральноазиатского региона, в том числе и Республики Казахстан, приоритетное значение в обеспечении национальной безопасности приобретает именно внешнеполитическая деятельность. Это означает, что доминирующую роль при соблюдении безопасности играют не военные, а политические средства с опорой, прежде всего, на безопасность и разумную, взвешенную дипломатию. [3] При этом учитывается тот факт, что система безопасности каждой страны ЦАР должна выступать составной частью региональной и планетарной систем безопасности.
По многим критериям у государств Центральной Азии объективно имеется значительное количество шансов для создания эффективной региональной структуры безопасности. Перспективным вариантом здесь может стать синхронизация процесса создания системы региональной безопасности с экономической диверсификацией и интеграцией. Возникшая ситуация в казахстанском руководстве была осознана давно. [3] Это сподвигло Казахстан на выдвижение многих инициатив по развитию и углублению регионального сотрудничества в рамках таких международных организаций и структур, как ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ЦАС (Центральноазиатский союз), СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества).
Поэтому, как никогда раньше, возникла острая необходимость создания эффективной системы безопасности в Азии, при которой любой из ее участников был бы защищен, и его безопасность была бы гарантирована целым комплексом мер, как международно-правового характера, так и конкретного, направленного на реальное снижение уровня военных агрессий в Азии.
Глава II. Перспективы сотрудничества Республики Казахстан и Центральной Азии
2.1. Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии
Казахстан пришел к руководству ОБСЕ в весьма непростое время. Системные вызовы, который повлек за собой глобальный финансово-экономический кризис, терроризм и экстремизм, гуманитарные и экологические катастрофы, конфликты на межэтнической и межрелигиозной почве, события в Кыргызстан – это далеко не полный перечень вызовов современной цивилизации, борьба с которыми требует приложения максимума усилий со стороны таких многосторонних институтов, как ОБСЕ.