Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:25, реферат
Цель работы заключается в определении посредством политологического анализа и обобщения основных направлений деятельности политических инициатив РК в процессе обеспечения безопасности в странах ЦАР в условиях современных кардинальных изменений мирового политического порядка.
Основной задачей было: определение логики и направлений тенденций становления и развития отношений Казахстана с новыми суверенными государствами региона. В контексте обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе (ЦАР) изучены объективные и субъективные факторы, обусловливающие позитивную динамику политического развития сотрудничества между республиками региона и международными организациями. Комплексно и системно раскрыт круг политических и международных вопросов, определяется оптимальный путь их решения в рамках обеспечения международной стабильности. Эти факторы позволили автору проанализировать специфику деятельности Казахстана в обеспечении безопасности в странах Центрально - Азиатского региона.
Введение 3
Глава I. Тенденции становления и развития отношений Казахстана с государствами Центральной Азии
1.1 . Геополитические ориентиры Казахстана в Центральной Азии 3
1.2. Нынешнего положения Центрально - Азиатского региона в мире и задачи строительства новых отношений с Казахстаном. 6
Глава II. Перспективы сотрудничества Республики Казахстан и Центральной Азии
2.1. Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии 7
2.2. Инициативы президента РК Н. А. Назарбаева в регионе Центральной Азии 8
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Для рассмотрения актуальных вопросов регионального сотрудничества стран Центральной Азии, проблем региональной безопасности, инициатив Казахстана в международных и региональных структурах безопасности, в Алматы состоялась Международная научно-практическая конференция «Роль Казахстана в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии».
Поскольку центральная Азия представляет собой единый обширный регион, включающий в себя страны со схожими экономическими, географическими, историческими, религиозными и культурными чертами, противодействие стран региона современным вызовам и угрозам может иметь три уровня [5]. Первый и самый главный уровень - внутри каждой отдельно взятой страны, второй - в рамках региона в целом и третий уровень – с участием сопредельных с регионом стран, в первую очередь с Россией и Китаем.
Второй уровень безопасности, который в своем докладе озвучил директор КИСИ при Президенте РК – это координация усилий стран Азии для нейтрализации угроз и вызовов, поскольку сегодня ни одна страна региона, ни имеет достаточных сил и средств для обеспечения региональной безопасности в экономической, социальной, политической, экологической и в других областях.
Третий уровень - это возможное обеспечение безопасности в результате координации деятельности межгосударственных объединений и в первую очередь СВМДА, ШОС, ОДКБ. Обеспечение третьего уровня безопасности невозможно без союзнических отношений с Россией и стратегического сотрудничества с Китаем. Необходимо конструктивное взаимодействие с США, странами ЕС, а также с такими организациями, как ОБСЕ и НАТО.
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев в своем докладе «Влияние фактора председательства Казахстана в ОБСЕ на вопросы межгосударственного взаимодействия в Центральной Азии» отметил, что после слияния в 2005 году организации Центрально-Азиатское сотрудничество с Евразийским экономическим сообществом в Центральной Азии нет устойчивого интеграционного образования с участием стран данного региона. [4]
В первые в истории ОБСЕ председательствующей страной становится центрально-азиатское государство бывшего Советского Союза. Председательство Казахстана является объективным свидетельством успехов страны за 18 лет независимости в строительстве экономически сильного и динамично развивающегося демократического государства. Решение государств-участников ОБСЕ в пользу председательства Казахстана демонстрирует стремление самой Организации к обновлению и адаптации к современным реалиям. [1]
В этой связи важнейшей задачей казахстанского председательства является всемерное укрепление Организации, содействие повышению ее эффективности и способности адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы.
2.2. Инициативы президента РК Н. А. Назарбаева в регионе Центральной Азии
Как показывает опыт развития политических процессов в мире, в результате которых удалось найти адекватные ответы на многие важные проблемы, именно коллективное осуществление суверенитета является в современном взаимосвязанном мире наиболее оптимальным путем обеспечения национальных интересов и реальной самостоятельности. Участие меньших по размеру, менее развитых и мощных в военном отношении государств в региональных интеграционных объединениях дает им дополнительную гарантию и реальную возможность более эффективно противостоять политике диктата, давления и насилия. Поэтому основным приоритетом в обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии продолжает оставаться предупреждение угроз национальной безопасности.
В настоящее время практически все государства мира приходят к осознанию того, что обеспечение национальной безопасности, только опираясь на собственные силы, представляется малоперспективным [1]. Это касается не только стран со средним и низким уровнем развития, но и государств-лидеров. Отсюда потребность в формировании коллективных систем безопасности, которые берут на себя солидарную ответственность за безопасность каждого государства-члена такой системы.
Страны Центральной Азии находятся на важном этапе политического и экономического взаимодействия. Центральноазиатский регион переживает перемены, геополитическая ситуация постоянно развивается. В настоящее время очевидно, что Центральноазиатский регион стал зоной столкновения геополитических интересов крупнейших мировых игроков, ареной негласного противостояния мировых центров силы. Неоднозначные события, произошедшие в Кыргызстане, Узбекистане в 2004г. – последствия того, что эти страны столкнулись с неприкрытым давлением со стороны внешних сил, приложивших немало усилий для «демократизации» стран региона. Опыт так называемых цветных революций в Грузии и на Украине был перенесен на центральноазиатскую почву [2]. Тяжелые последствия этого до сих пор сказываются на внутриполитической и внешнеполитической жизни Кыргызстана и Узбекистана. Как показали вышеуказанные события, мир в Центральной Азии – ее самое уязвимое место. В связи с этим, основная цель внешней политики независимых государств центрально-азиатского региона состоит в активизации и налаживании интеграционных процессов между странами Центральной Азии с целью недопущения реализации подобных «сценариев».
С первых дней независимости Казахстан продемонстрировал миролюбивый характер своей внешней политики, основной целью которой явилось формирование и дальнейшее развитие концепции «многовекторной дипломатии», согласно которой Казахстан развивает равноправные и диверсифицированные отношения по всем важным для страны направлениям: СНГ, Центральная Азия, Восток и Запад, Европа и Азия, мусульманский мир, АТР, индустриальные державы [3]. Казахстан успешно осуществил вхождение в мировое сообщество и различные международные структуры глобального, регионального и субрегионального уровня. На сегодняшний день Казахстан является членом авторитетных как европейских, так и азиатских международных организаций.
Стабильный уровень экономического развития, который страна поддерживает и в период мирового экономического кризиса благодаря взвешенному курсу внешней и внутренней политики, проводимому Главой Государства позволяет быть Казахстану не только так называемым «островком стабильности, но и безопасности» в регионе Центральной Азии. Сохраняя баланс между крупными игроками в данном регионе – Москвой, Пекином, Вашингтоном республика более нацелена на реализацию собственной многовекторной политики, чем на развитие целостных взаимоотношений Центральной Азии с другими странами. Республика Казахстан занимает уникальное место в интеграционных процессах ЦАР. Это связано с тем, что Казахстан занимает выгодное положение в системе международных отношений, т.к. относится одновременно к тюркоязычному миру и имеет религиозную общность с исламскими государствами, исторические корни и психологические особенности национального духа, обусловливающие его принадлежность к Востоку [6]. Однако Казахстан относится и к Западу, т.к. евро-принадлежность Казахстана обусловлена факторами демографического и политического свойства, характером построения светского государства.
В начале XXI века в связи с распространением непростых вызовов и угроз в современном меняющемся мире для Казахстана наиболее приоритетными стали вопросы обеспечения национальной и региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркотраффиком, что связано, как с внутренними трансформационными процессами, так и с влиянием внешних факторов в самом регионе. Последние несколько лет принесли ощутимое усиление азиатского направления, в связи с чем, в казахстанской политике набирает силу так называемый «азиатский вектор» [4]. Азиатское направление обусловлено непосредственной принадлежностью Республики Казахстан к этому динамично развивающемуся региону мира. Президент РК Н.А. Назарбаев неоднократно заявлял о том, что «общие подходы к комплексу мировых проблем, идентичные интеграционные усилия, а также растущий взаимный интерес в экономической сфере подчеркивают многогранность и перспективы казахстанско-азиатского диалога». Свидетельством тому являются ежегодные Послания Президента страны народу Казахстана, где Глава государства напоминает о том, что приоритетным направлением во внешнеполитическом курсе нашей страны является интеграционный вектор развития. Подтверждением тому служат тезисы из «Стратегии 2030: «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» – долгосрочного пути развития Казахстана до 2030-го года, где сказано: «Будут усиливаться наши связи и интеграционные процессы с центральноазиатскими государствами. Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь – укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, невмешательства в дела других государств, доминирования актов согласия, а не противостояния» [5]. О том, что этому направлению будет уделяться повышенное внимание, свидетельствует и создание в структуре внешнеполитического ведомства Казахстана специального подразделения по углублению многостороннего сотрудничества в Азии. Это объясняется тем, что Центральноазиатский регион (ЦАР) в силу своего геополитического расположения имеет важнейшее стратегическое значение.
В этой связи в 2005г., обращаясь к народу Казахстана с ежегодным Посланием, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выдвинул идею создания Союза Центральноазиатских государств, которая явилась своевременной инициативой, реализация которой в этих странах станет важным фактором устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности национальных экономик и успешной интеграции их в мировое сообщество, то есть объединения на сугубо региональной основе [6]. Данный проект сейчас находится на стадии проработки у субъектов региона. Тот факт, что по прошествии 15-ти лет с момента обретения независимости появляются новые интеграционные инициативы, свидетельствует о продолжении нашей страной поиска оптимальных вариантов многостороннего межгосударственного сотрудничества в рамках региона.
Современные тенденции глобального развития обуславливают то, что регион в настоящее время постепенно превращается в один из самых перспективных геополитических регионов мира, где пересекаются интересы ведущих мировых игроков. Во внешней политике Республики Казахстан приоритетным направлением является приверженность интеграционным процессам в регионе.
Заключение
Казахстан - партнер, старающийся не связывать себя лишними обещаниями и сохраняющий максимальное пространство для геополитического маневра и в двусторонних, и в многосторонних отношениях, и в рамках международных организаций. То есть, страны нашего региона все больше воспринимаются западным экспертным сообществом как самостоятельные политические единицы, а не «объекты воздействия». Но нельзя не сказать, что в то же время западная политологическая мысль не может расстаться с привычками советологии, выдвигая неоправданно обобщенные оценки региона. Казахстан и Центральная Азия до сих пор воспринимаются как объект изучения, а не как субъект, и как правило, ставится вопрос - каким должен стать Казахстан с тем, чтобы соответствовать их стратегическим интересам.
Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона. Безопасность важна также для экономического успеха. Это главный приоритет ее внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех государств.
Казахстан с его богатыми ресурсами и территорией всегда привлекал международную общественность. Как известно стабильность государства во многом зависит от внешнеполитических связей, у Казахстана их много. Казахстан, на сегодняшний день, по мнению экспертов, одно из ведущих государств Центрально-Азиатского региона. И от курса нашей внешней политики зависит стабильность не только в самом Казахстане, но и в соседних государствах.
Список использованной литературы