Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:52, реферат
Значительная роль в развитии этой отрасли знания принадлежит и политологии. Перед политологией стоит задача научить людей управлять конфликтами, выработать способы и методы их безболезненного для общества разрешения. Но для того, чтобы решить эту задачу, необходимо, прежде всего, разобраться в природе социального конфликта вообще и политического конфликта в частности.
1.Введение_________________________________________________________3
2. Понятие «политический конфликт» и его специфика____________________4
2.1 Исторические концепции политических конфликтов___________________4
2.2 Причины политических конфликтов_________________________________5
2.3 Типология политических конфликтов и кризисов______________________6
2.4 Функции политического конфликта________________________________11
2.5 Особенности политического конфликта_____________________________12
2.6 Стадии развития политических конфликтов и пути их разрешения______14
3. Заключение______________________________________________________17
4. Список используемой литературы___________________________________18
Кафедра Политологии, социологии и связи с общественностью
Реферат
по дисциплине
«Политология»
НА ТЕМУ:
«Политические конфликты и их специфика»
Уфа 2013
Содержание
1.Введение____________________
2. Понятие «политический конфликт» и его специфика____________________4
2.1 Исторические концепции политических конфликтов___________________4
2.2 Причины политических конфликтов____________________
2.3 Типология политических конфликтов
и кризисов______________________
2.4 Функции политического конфликта_____________________
2.5 Особенности политического
конфликта_____________________
2.6 Стадии развития политических конфликтов и пути их разрешения______14
3. Заключение____________________
4. Список используемой литературы____________________
1. Введение
Политические отношения
носят разнообразный характер. Социальная
дифференциация общества, различие уровней
дохода, власти, престижа и т. д. нередко
приводят к конфликтам. Конфликты
являются неотъемлемой частью общественной
жизни. Широкое распространение
этого явления и обостренное
внимание к нему общества и ученых
способствовали возникновению специальной
отрасли гуманитарного знания –
конфликтологии. Конфликтология развивается
усилиями социологов, правоведов, экономистов,
этнографов, историков, филологов, специалистов
по проблемам управления и т. д. Значительная
роль в развитии этой отрасли знания
принадлежит и политологии. Перед
политологией стоит задача научить
людей управлять конфликтами, выработать
способы и методы их безболезненного
для общества разрешения. Но для
того, чтобы решить эту задачу, необходимо,
прежде всего, разобраться в природе
социального конфликта вообще и
политического конфликта в
Само понятие «конфликт» берет свое начало от латинского слова «conflictus» - столкновение. Следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.
2. Понятие «политический конфликт» и его специфика
2.1 Исторические концепции политических конфликтов
Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.
Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.
Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.
Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.
Во времена Маркса его
теория была достаточно точным описанием
главных тенденций
В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все причины политических конфликтов, потому что:
- марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;
- марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);
- класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.
Во второй половине XX-го века наибольшую известность получили взгляды на конфликт М. Дюверже (Франция), Л. Козера (США), Р. Дарендорфа (Германия) и К. Боулдинга (США).
Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции. По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.
Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.
Ральф Дарендорф обосновал "конфликтную модель общества" Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.
Кеннет Боулдинг считает,
что конфликт неотделим от общественной
жизни. Стремление к борьбе ссебе подобными,
к эскалации насилия лежит в природе человека.
То есть сущность конфликта лежит в стереотипных
реакциях человека. В связи с этим Боулдинг
полагает, что конфликт можно преодолевать
и разрешать, манипулируя ценностями,
влечениями, реакциями индивидуумов, не
прибегая к радикальному изменению существующего
общественного строя. [http://www.uvauga.ru/HSD_
2.2 Причины политических конфликтов
В качестве основной, универсальной
причины конфликта можно
Причинами конфликтов
также являются:
- Вопросы власти. Люди занимают неравное
положение в системе иерархий: одни управляют,
командуют, другие - подчиняются. Может
сложиться ситуация, когда недовольными
бывают не только подчиненные (несогласие
с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное
исполнение).
- Нехватка средств к существованию. Недостаточно
полное или ограниченное получение средств
вызывает недовольство, протесты, забастовки,
митинги и т.д., что объективно нагнетает
напряженность в обществе.
- Следствие непродуманной политики. Принятие
властными структурами поспешного, не
отмоделированного решения может вызвать
недовольство большинства народа и способствовать
возникновению конфликта.
- Несовпадение индивидуальных и общественных
интересов.
- Различие намерений и поступков отдельных
личностей, социальных групп, партий.
- Зависть.
- Ненависть.
- Расовая, национальная и религиозная
неприязнь и др. [Ветерков А.И. Политология:
Учебно-методическое пособие. – Я., Издательство
«Аппарель Полиграфия», 2008]
2.3 Типология политических конфликтов и кризисов
Многообразие политических
конфликтов позволяет их типологизировать
по разным основаниям. В отечественной
конфликтологии используются различные
критерии, что позволяет создать многомерную
типологию. В частности, выделяются горизонтальные и
Горизонтальные конфликты. Предметом спора в горизонтальных конфликтах являются распределение властных полномочий между различными политико-государственными институтами, между разными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перестановки в органах власти и управления, корректировка политического курса, принятие новых нормативных актов, увеличивающих или сокращающих объем полномочий отдельных субъектов власти. Большинство конфликтов этого типа затрагивает правовые взаимоотношения сторон. Остановимся на типичных конфликтах.
- Конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью. В демократических странах эти конфликты нормативно регламентированы. Так,конституции многих стран предусматривают такие способы их легального разрешения, как роспуск парламента, вотум недоверия правительству, право на процедуру импичмента в отношении президента. Но возможны ситуации перерастания конфликтов в более острую форму - политический кризис. История стран с неразвитыми демократическими традициями знает примеры, когда конфликт ветвей власти развивался внаправлении их прямого столкновения. Следствием подобных кризисов является дестабилизация всей политической системы. Некоторые кризисы были настолько сильны, что теряли возможность конституционного разрешения (Россия в октябре 1993 г.).
- Конфликты внутри институтов власти. В тех странах, где кабинет министров формируется с участием парламента и на коалиционной основе, нередко возникают правительственные кризисы. Формирование правительства на многопартийной основе создает большую вероятность появления разногласий с последующей отставкой отдельных его членов. Парламентское большинство также может высказывать вотум недоверия правительственному курсу и сформировать новый кабинет министров. Примером подобной правительственной нестабильности является Италия, в которой практически каждый год меняется кабинет министров. Внутрипарламентские конфликты проявляются в форме политической борьбы разных фракций или в противостоянии палат парламента. Парламент представляет собой непосредственную институциональную арену, на которой в мирных формах выясняется соотношение интересов и сил разных социальных групп. Не исключено проявление и острой политической конфронтации: особенно это касается тех парламентов, в которых оппозиция представлена значительным количеством мест, либо многочисленные фракции ориентируется на прямо противоположные подходы в принятии законов и в оценке деятельности правительства. Это делает невозможным принятие каких-либо общих решений, что приводит к параличу законодательной деятельности парламента. Такая ситуация позволяет говорить о парламентском кризисе.
- Конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями.
- Конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.
Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит разный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономическим и социальным благам. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованиями отставки правительства или изменения его курса. Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов.
- Статусно-ролевые конфликты. Его источником является неравенство политических статусов, неравный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. Эти конфликты могут подпитываться ощущением какой-либо группой недостатка социального признания и власти. Примером этого может служить роль третьего сословия в буржуазных революциях XVIII-XIX вв. либо этнические конфликты, предметом которых являются вопросы повышения автономии или политического суверенитета какого-либо народа. Нереализованностью статусных ожиданий можно объяснить поддержку советской интеллигенцией в 80-х гг. оппозиционного к КПСС движения. К этому времени обозначилось несоответствие между ее социально-культурным статусом, с одной стороны, и материальным положением, а также ограниченностью политических и гражданских свобод - с другой.
- Как статусно-ролевые можно рассмотреть и конфликты, возникающие между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны стремлением последней приобрести больше суверенитета. Известно, что распаду СССР предшествовала "война законов", выраженная в принятии отдельными союзными республиками законов, которые противоречили общесоюзному законодательству и Конституции. В 90-х гг. "волна суверенизации" в России привела к утверждению конфликтной модели взаимоотношений между общефедеральным центром и отдельными республиками.
Все вертикальные конфликты
возникают как результат