Политические конфликты и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Значительная роль в развитии этой отрасли знания принадлежит и политологии. Перед политологией стоит задача научить людей управлять конфликтами, выработать способы и методы их безболезненного для общества разрешения. Но для того, чтобы решить эту задачу, необходимо, прежде всего, разобраться в природе социального конфликта вообще и политического конфликта в частности.

Содержание работы

1.Введение_________________________________________________________3
2. Понятие «политический конфликт» и его специфика____________________4
2.1 Исторические концепции политических конфликтов___________________4
2.2 Причины политических конфликтов_________________________________5
2.3 Типология политических конфликтов и кризисов______________________6
2.4 Функции политического конфликта________________________________11
2.5 Особенности политического конфликта_____________________________12
2.6 Стадии развития политических конфликтов и пути их разрешения______14
3. Заключение______________________________________________________17
4. Список используемой литературы___________________________________18

Файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 60.37 Кб (Скачать файл)

Режимные политические конфликт, преследующие цели изменения политического строя или радикального изменения политического курса. Неэффективность проводимой политики может привести к полной утрате населением доверия к власти. Например, в конце 80-х гг. проявлением конфликта между обществом и властью стало движение за отмену 6-й статьи Конституции СССР, которая приписывала КПСС статус руководящей силы общества. Конституционным способом разрешения подобных конфликтов является голосование за кандидатов оппозиции на следующих выборах. В такой форме может быть выражен протест и желание населения на радикальное изменения политического и экономического курса. 
     Резонируя и накладываясь друг на друга, конфликты проявляют себя в форме политического кризиса. Можно говорить как о кризисах отдельных институтов власти, так и о режимных кризисах, которые проявляются в разрыве между правящей элитой и обществом, в утрате властью легитимности, в дезинтеграции государственного управления, в резкой активизации оппозиционных сил (например, режимный кризис СССР в конце 80-х гг.). Эти кризисы сопровождаются массовыми акциями гражданского неповиновения, митингами и демонстрациями либо проявляются в форме бунтов (массовых стихийных выступлений) и революций, направленных на изменение существующей политической системы.

Конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей. Отметим, что существуют и другие типологии конфликтов. В частности А.Г. Здравомыслов выделяет конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей.

- Конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти - демократия, авторитаризм или тоталитаризм. Он может проявляться и в форме конфликта между политической практикой и нравственностью.

- Конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на изменение социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага. Поскольку именно система власти с помощью законодательства регулирует и закрепляет систему распределения ценностей, различие социальных интересов может трансформироваться во взаимоисключающие политические интересы.

- Конфликт ценностей вызван несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий коренятся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностях. Он может выступать в форме конфликта политических культур, т.е. как разных политических ценностей и представлений о целях развития. Ценностный компонент является важнейшей составной частью межэтнических и конфессиональных конфликтов современного мира.

Институционализированные и неинституционализированные конфликты. По характеру нормативного регулирования выделяют институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые подчиняются установленным правилам игры, нормативно регулируются, протекают открыто и в мирных формах, вторые - тяготеют к стихийности. 
     Открытые и скрытые (латентные) конфликты. По степени публичности конфликты могут быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы отстаивания своих полномочий характерны для взаимоотношений разных сегментов политической элиты. 
     Реальные (действительные) и иллюзорные конфликты. В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить реальные (действительные) конфликты, вызванные объективными причинами, и иллюзорные конфликты, детерминированные кажущимися обстоятельствами, неверным пониманием их, искаженным представлением группы о своем положении, неадекватностью предъявляемых претензий, ложными стереотипами. Последний тип конфликтов часто можно наблюдать в условиях социально-экономического кризиса. Поскольку истинные причины бедственного положения для людей недосягаемы, в силу сознательной дезинформации, распространяемой заинтересованной стороной, гнев социальных групп может быть направлен на "мнимых" виновников. Ими могут быть другие народы, представители других классов, другие партии. Наконец, источником иррациональных конфликтов может быть амбициозность политического лидера, использующего любой повод для обострения взаимоотношений с другими политическими акторами. 
     Насильственные или мирные, позитивные или деструктивные конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными, а по своим последствиям - позитивными или деструктивными. 
     Конфликты демократического, тоталитарного, авторитарного или переходного обществ. Другая типология исходит из того, что каждое общество генерирует свои особые конфликты, различающиеся своими причинами, динамикой развития и функциональными последствиями. Соответственно выделяют конфликты демократического, тоталитарного, авторитарного или переходного обществ. Конфликты демократического общества, как правило, открыты и институционализированы. Разнообразие институтов представительства групповых интересов и учета мнений открывает возможности широкой общественной дискуссии. В недемократических обществах главной детерминантой выступает силовое разрешение властью возникших коллизий. Особой конфликтностью характеризуется общество, осуществляющее переход к модернизированной экономической и политической системе. С одной стороны, процесс модернизации порожден кризисами старой общественной системы, но с другой - сам несет в себе новые кризисы. Конфликты переходного общества обусловлены целым рядом причин: нарушением баланса интересов различных групп, расколом правящей элиты и поляризацией ценностей в самом обществе. Так, например, в России различия в идеологических и культурных ценностях проявляются в форме острой борьбы относительно перспектив ее конечного развития: демократия или авторитаризм, рынок или государственное планирование, вестернизация (полное копирование западной общественной модели) или использование национальных традиций, элитарность или социальность. Население ориентируется на противоположные общественные модели: то, что признается одними группами, отрицается другими, при этом отсутствует центристская культура, синтезирующая крайности. Ситуация осложняется тем, что в обществах переходного типа, как правило, отсутствует опытконсенсусного разрешения конфликтов.

В политической науке описаны  наиболее типичные для переходного  общества кризисы. В частности выделяются следующие кризисы:

- кризис идентичности, который вызван противоречиями, связанными с отказом от старых и поиском новых систем ценностей, идей и символов. Во многих странах наиболее типичным способом разрешения кризиса идентичности стала апелляция правящих элит к популизму, национализму, обращение к истории этого народа или призыв к модернизационному рывку в будущее;

- кризис распределения материальных и духовных благ. Начало перехода к рынку не гарантирует одновременного роста благосостояния всех слоев населения. Ресурсы для осуществления экономической модернизации ищут внутри общества, а это требует изменения стандартов и способов распределения. Например, политика, направленная на стабилизацию экономики и на борьбу с инфляцией, требует упорядочивания социальных расходов государства и сокращения нерентабельного сектора экономики, что не может не сказаться на жизненном уровне населения;

- кризис легитимности, порождаемый разочарованием части населения "курсом реформ". Это снижает социальную базу поддержки политической элиты, с которой ассоциируются реформы;

-кризис участия, обусловленный тем, что процессы либерализации способствуют расширению вовлеченности граждан в политические процессы и легальному проявлению различных идеологических течений. Нарождающиеся новые политические институты (законодательные органы, партии, местное самоуправление) не всегда бывают подготовленными к тому, чтобы выразить разнообразие этих интересов. В ряде случав институциональные способы выражения запросов населения подменяются митинговой стихией. Другим проявлением кризиса участия, напротив, является политическая пассивность населения;

- кризис "проникновения", который проявляется в нескольких аспектах:

1) в рассогласовании темпов изменений в разных общественных сферах, например: общественная нестабильность усиливается, если политические реформы не подкреплены положительными результатами экономических реформ;

2) в понижении эффективности решений центральной власти в силу расхождения реальной политики и провозглашенных целей;

3) в расхождении процессов преобразований в разных регионах страны.

Кризис проникновения  можно наблюдать и в современной  России. Регионализация страны, которая  стала состоявшимся фактом в 90-х  гг., привела к атомизации единого экономического и политического пространства, что затруднило распространение единых демократических механизмов и ценностей. Есть мнение, что в современной России не существует единого политического режима, так как в каждом регионе реализован собственный режим, предполагающий в себе разное сочетание элементов демократичности и авторитарности. [http://www.ido.rudn.ru/ffec/polit/p15.html «Типология политических конфликтов и кризисов»]

 

 

2.4 Функции политического конфликта

 

Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию. В нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:

а) образование групп, установление и поддержание нормативных и  физических границ групп;

б) установление и поддержание  относительно стабильной структуры  внутригрупповых и межгрупповых отношений;

в) социализация и адаптация, как индивидов, так и социальных групп;

г) создание и поддержание  баланса сил и, частности, власти;

д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);

е) стимулирует нормотворчество  и социальный контроль.

Среди основных функций конфликта, названных Л. Козером, хотелось бы особенно подчеркнуть важное значение для политической жизни общества интегративной, информативной и инновационной функций.

Интегративная функция. Политический конфликт влияет на соотношение индивидуальный и групповых интересов, способствует группообразованию, формированию определенных политических общностей. Соперничество тех или иных субъектов с одними силами, как правило, вырастает в сотрудничество с другими силами. Таким образом, политический конфликт стимулирует формирование политических союзов, коалиций.

Информационная  функция. Эта функция имеет две стороны: сигнализирующую и коммуникативную. Сигнальная сторона заключается в том, что государственная власть начинает обращать внимание на те проблемы, которые послужили источником конфликтов, предпринимать какие-то меры для решения этих проблем. Коммуникативная сторона заключается в том, что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего соперника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя свой информационный обмен, стороны волей-неволей усиливают коммуникативный обмен друг с другом, подавая гораздо больший объем информации о фактах и причинах, интересах и целях, позициях и программах своего соперника Обмен информацией стимулирует действия, способные поставить ситуации под контроль и тем самым преодолеть возникшее возбуждение в политических процессах.

Инновационная функция. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного преобразования общества и продвинуться в его развитии. В результате конфликта происходит разрушение старых общественных противоречий, переход общества в новое качественное состояние. Под воздействием конфликта формируются новые государственные институты, принимаются новые законы и иные правовые акты. [Политология: Учебное пособие для вузов / научный редактор А. А. Радугин.- 2-е изд., перераб. и дополн.]

 

 

2.5 Особенности политического конфликта

 

Особенности политического  конфликта заключаются в следующем:

- Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придаст субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала.

- Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические ортипизации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества).

- Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать тс или иные властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство по поводу власти.

- Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта.

- Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.

- «Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противоставления сторон в политическом конфликте.

- Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте.Так, если на товарном рынке конкурируют и «конфликтуют» реальные товары и услуги, то на политическом «рынке» предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер.Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг.

- Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется и в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей.

- Правовые коллизии политического конфликта. Институционализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования юридического конфликта (юридической составляющей политического конфликта) предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможного числа «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий) и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости.

- Односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима.

- Национальные и социокультурные особенности политического конфликта. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории политического конфликта и при практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности. Например, попытки ускоренной реформации всей бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий «цветных революций» был реализован, но их результаты для народов этих стран оказались далекими от ожидаемых.

- Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Наличие ядерного оружия и других средств массового уничтожения в случае их применения таит угрозу глобальной мировой катастрофы. [http://kozyrev-gi.ru/pages/ob-osobennostjah-politicheskogo-konflikta/ «Об особенностях политического конфликта»  (Издательство: Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 4.)]

Информация о работе Политические конфликты и их специфика