Политические конфликты и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:00, реферат

Описание работы

Цель – изучить политические конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:
- рассмотреть понятие политического конфликта;
- выявить типологию политических конфликтов;
- выяснить причины возникновения политических конфликтов;
- рассмотреть урегулирования политических конфликтов;

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие политического конфликта 4
2 Типология политических конфликтов 4
3 Причины политических конфликтов 8
4 Способы разрешения конфликта 9
Заключение 13
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

сема.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 2

1 Понятие  политического конфликта 4

2 Типология  политических конфликтов 4

3 Причины  политических конфликтов 8

4 Способы  разрешения конфликта 9

Заключение 13

Список используемой литературы 15

 

 

Введение

 

В процессе работы над темой  «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки  в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные  аспекты конфликта как феномена общественной жизни. Сегодня конфликты – повседневная реальность.

Столкновение двух или  более разнонаправленных сил  с целью реализации их интересов  в условиях противодействия –  и есть конфликт. Это серьезное  разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Конфликтами пронизана  вся жизнь человека. Конфликты  охватывают все сферы общества.

 Предметом политического  конфликта  всегда  является  власть.  В  своей предметной  деятельности  люди  обращены   к   миру   вещей,   который   они перерабатывают, комбинируют, преобразуют.  Находясь  в  контакте  как  члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она,  в  свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина  этой  пирамиды и является политической властью.

Основным объектом политического  конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.

Важнейшей   функцией   политической   власти   является   установление общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их  соблюдением.  Эти функции уже по самому своему существу нацелены  на  создание  и  поддержание общественного  порядка,  а  следовательно,  и  условий  для   урегулирования подрывающих  этот порядок конфликтов.

Проблема политического  конфликта – наверное, одна из самых  актуальных проблем современного политического  пространства. Сейчас также остро  стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами.

Исходя из этого основная цель – изучить политические конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:

- рассмотреть понятие политического конфликта;

- выявить типологию политических конфликтов;

- выяснить причины возникновения  политических конфликтов;

- рассмотреть урегулирования политических конфликтов;

- сделать соответствующие выводы по теме.

 

 

1 Понятие политического конфликта

 

Понятие политического конфликта  обозначает борьбу одних субъектов  с другими за влияние в системе  политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и  признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство[4].

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством, включенных в нее  индивидов и групп, выраженным в  иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

Политическая государственная  власть, обладание властью, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического  общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов[6].

2 Типология политических конфликтов

 

Разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга  распределение властных полномочий или ресурсов и есть политический конфликт.

Различают несколько типов политических конфликтов.

1. Конфликты интересов.  Конфликты такого рода преобладают  в экономически развитых странах,  устойчивых государствах, политической  нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).

2. Конфликты ценностей  характерны для развивающихся  государств с неустойчивым государственным  строем; они требуют больше усилий  по урегулированию, поскольку компромисс  по поводу таких ценностей,  как «свобода», «равенство», «терпимость»  труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации:  характерны для обществ, в которых  происходит отождествление субъектом  себя с определенной группой  (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта  возникает в условиях противоположности  рас, этнической или языковой  противоположности[8].

4. С точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.

Внутриполитические конфликты  также подразделяются на режимные и  легитимные:

-  при режимных конфликтах целью одного из субъектов могут быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства;

-  при легитимных конфликтах часть государства стремится отделиться от целого; часто такие конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (таковы, например, требования национального равноправия, автономии).

5. По степени и характеру их нормативной регуляции.

6. По их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и прчее. Среди конфликтов данного типа можно выделить:

a) «глубоко» и «неглубоко  укорененные» (в сознании людей)  конфликты (Дж. Бертон);

б) конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия - П. Шаран);

в) антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов и т.д.

7. С точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни, то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений[5].

8. По временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон -долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.).

9. В соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи одно-порядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

10. По субъектам: а) межгосударственный; б) межнациональный (этнический); в) межклассовый; г) между социальными группами и общественными организациями; д) между расами (расовый) и др.

11. По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

12. По масштабности: а) мировой; б)региональный; г )локальный.

13. По уровню формирования: а)на межличностном уровне; б )на групповом уровне; в)на уровне подсистем общества или государства; г)на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме  и др.

Обладая теми или иными  свойствами и характеристиками, каждый тип конфликта, способен играть разнообразные  роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия  и согласования, примирения и непримиримости[8].

3 Причины политических конфликтов

 

Причинами конфликта можно  назвать несовместимость претензий  сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также  являются:

Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе  иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

Нехватка средств к  существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

Следствие непродуманной  политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

Различие намерений и  поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

Зависть.

 Ненависть.

Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др[7].

4 Способы разрешения конфликта

 

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых  возможно успешное разрешение конфликтов. Разрешение конфликтов осуществляется как через изменение объективной  ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменение  субъективного образа ситуации, который  сложился у враждующих сторон. Возможно частичное или полное разрешение конфликтов. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном  и субъективном уровнях, кардинальную перестройку всего образа конфликтной  ситуации. В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка  на борьбу сменяется ориентацией  на сотрудничество. При частичном  же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные  установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными  аргументами, либо санкцией третьей  стороны[3].

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает  сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта  характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны  или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и  достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта  определяется их способностью законными  методами обеспечить снижение напряженности  в отношениях сторон и поворот  их к примирению позиций. 

Информация о работе Политические конфликты и пути их разрешения