Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:00, реферат
Цель – изучить политические конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:
- рассмотреть понятие политического конфликта;
- выявить типологию политических конфликтов;
- выяснить причины возникновения политических конфликтов;
- рассмотреть урегулирования политических конфликтов;
Введение 2
1 Понятие политического конфликта 4
2 Типология политических конфликтов 4
3 Причины политических конфликтов 8
4 Способы разрешения конфликта 9
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Оглавление
Введение 2
1 Понятие политического конфликта 4
2 Типология политических конфликтов 4
3 Причины политических конфликтов 8
4 Способы разрешения конфликта 9
Заключение 13
Список используемой литературы 15
В процессе работы над темой «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни. Сегодня конфликты – повседневная реальность.
Столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия – и есть конфликт. Это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Конфликтами пронизана вся жизнь человека. Конфликты охватывают все сферы общества.
Предметом политического конфликта всегда является власть. В своей предметной деятельности люди обращены к миру вещей, который они перерабатывают, комбинируют, преобразуют. Находясь в контакте как члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она, в свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина этой пирамиды и является политической властью.
Основным объектом политического
конфликта выступает
Важнейшей функцией политической власти является установление общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением. Эти функции уже по самому своему существу нацелены на создание и поддержание общественного порядка, а следовательно, и условий для урегулирования подрывающих этот порядок конфликтов.
Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами.
Исходя из этого основная цель – изучить политические конфликты и способы его регулирования. При этом цель работы раскрывается через ряд поставленных задач:
- рассмотреть понятие политического конфликта;
- выявить типологию политических конфликтов;
- выяснить причины
- рассмотреть урегулирования политических конфликтов;
- сделать соответствующие выводы по теме.
Понятие политического конфликта
обозначает борьбу одних субъектов
с другими за влияние в системе
политических отношений, доступ к принятию
общезначимых решений, распоряжение ресурсами,
монополию своих интересов и
признание их общественно необходимыми, слов
Противоречие между
Политическая государственная
власть, обладание властью, устройство
властных институтов, политический статус
социальных групп, ценности и символы,
являющиеся базой политической власти
и в целом данного
Политический конфликт -
это столкновение, противоборство политических
субъектов, обусловленное
Разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов и есть политический конфликт.
Различают несколько типов политических конфликтов.
1. Конфликты интересов.
Конфликты такого рода
2. Конфликты ценностей
характерны для развивающихся
государств с неустойчивым
3. Конфликты идентификации:
характерны для обществ, в
4. С точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне- и внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий. Внутриполитические конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере государственного управления или массового участия граждан в политике) и т.д.
Внутриполитические конфликты также подразделяются на режимные и легитимные:
- при режимных конфликтах целью одного из субъектов могут быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства;
- при легитимных конфликтах часть государства стремится отделиться от целого; часто такие конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (таковы, например, требования национального равноправия, автономии).
5. По степени и характеру их нормативной регуляции.
6. По их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и прчее. Среди конфликтов данного типа можно выделить:
a) «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон);
б) конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия - П. Шаран);
в) антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов и т.д.
7. С точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни, то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений[5].
8. По временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон -долговременные и кратковременные конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных конфликтов в политической жизни может завершиться в течение предельно короткого времени (например отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений (противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.).
9. В соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи одно-порядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).
10. По субъектам: а) межгосударственный; б) межнациональный (этнический); в) межклассовый; г) между социальными группами и общественными организациями; д) между расами (расовый) и др.
11. По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).
12. По масштабности: а) мировой; б)региональный; г )локальный.
13. По уровню формирования: а)на межличностном уровне; б )на групповом уровне; в)на уровне подсистем общества или государства; г)на региональном и глобальном уровне.
Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.
Обладая теми или иными свойствами и характеристиками, каждый тип конфликта, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости[8].
Причинами конфликта можно
назвать несовместимость
Причинами конфликтов также являются:
Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
Зависть.
Ненависть.
Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др[7].
Современная конфликтология
сформулировала условия, при которых
возможно успешное разрешение конфликтов.
Разрешение конфликтов осуществляется
как через изменение
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта
характеризуется проявлением
Информация о работе Политические конфликты и пути их разрешения