Политические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение способов и методов урегулирования политических конфликтов. Объектом исследования являются участники политического процесса и методы урегулирования политических конфликтов. Предметом нашего исследования можно выделить политический конфликт как основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Среди задач можно выделить следующие: - изучение литературы по выбранной теме; - рассмотрение понятия «политический конфликт» и его составляющих; - выявление природы политических конфликтов; - исследование методов урегулирования конфликтов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение конфликтов в политике……………………………….5
1.1 Понятие «политический конфликт»…………………………………………5
1.2 Природа политических конфликтов…………………………………………9
1.3 Типология политических конфликтов……………………………………...13
2. Способы и методы разрешения политических конфликтов………………..17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

к.р.по политологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Воздействие конфликта как  объективного фактора приводит к  тому, что политический процесс постоянно  протекает под знаком борьбы интересов, которая может носить скрытый или открытый, мирный или насильственный характер, осуществляться посредством переговоров и согласований или путем открытого столкновения. Естественно, что внутренние конфликты являются источником нестабильности политической системы и могут привести к разрушению данного политического сообщества. Внешние конфликты также способны привести к деструктивным изменениям политической системы или полному ее разрушению, особенно если они выливаются в вооруженный конфликт или полномасштабную войну.

Общая природа конфликта заключается в несовместимом приложении интересов и претензий сторон при ограниченности или невозможности их взаимного удовлетворения. Отсюда следует вывод, что конфликт по сути — вечная форма общественного бытия, поскольку невозможно представить себе такой общественной системы, которая раз и навсегда справедливо распределила различные блага, уже потому, что тот же контроль и регулирование должны были бы осуществлять люди и группы, по определению исключенные из системы всеобщего равенства.

Конфликт — способ социального взаимодействия индивидов, групп и политических институтов, который является естественным проявлением коллективной жизни.

Важным аспектом анализа  политических конфликтов является определение  их интенсивности. В некоторых ситуациях  участники конфликта проявляют повышенную враждебность и непримиримость, в других наличие противоположных интересов не переносится на уровень личной неприязни. Одни конфликты протекают бурно, выливаясь в активные формы политического поведения и участия большого числа граждан, другие внешне незаметны и не влекут за собой стремительных изменений политической ситуации.

Социальные и политические конфликты могут в разной степени  регулироваться обоюдным признанием его  участниками границ его протекания (законодательных норм, морально-этических представлений и т. д.), но есть и такие, в рамках которых не признаются никакие ограничения или «правила игры». Участники конфликта могут располагать равной или неравной степенью возможностей применять насилие по отношению друг к другу с целью принуждения к желаемому типу поведения.

Системный анализ конфликтов позволяет выявить четыре стадии их развития: 1) скрытая фаза, формирующая конкретное содержание конфликтных интересов, начальным пунктом которой является исходное неравенство, вызывающее стремление улучшить свой статус и достичь превосходства;

2) фаза напряженности, т. е. эволюция скрытого конфликта, обусловленная действием стороны, обладающей большей мощью и силой принуждения;

3) фаза антагонизма как показатель или индикатор наличия напряженности при условии отказа от попыток разрешения данного конфликта;

4) фаза несовместимости, представляющая собой конфликт в прямом смысле этого слова.

В целом конфликт как форма социального взаимодействия, в котором его участники противостоят друг другу по причине несовместимости целей и интересов, может обладать различной степенью интенсивности, поддаваться или нет регулированию, быть частичным или радикальным наконец, большую роль играет возможность возобладания над противником через принуждение.

 

1.3 Типология политических конфликтов

Политология классифицирует конфликты исходя из определенных оснований. Выделяют внешнеполитические и внутриполитические конфликты. Внешнеполитические конфликты могут приводить к масштабным политическим изменениям на мировой арене.

Конфликты могут  различаться степенью и характером их нормативного обоснования (институализированные и неинституализированные конфликты). Они характеризуют способность  людей (институтов) подчинять свои интересы правилам политической игры.

Конфликты различаются  качественными характеристиками («глубоко»  и «не глубоко укоренные в  сознании людей»). Они характеризуют  степень вовлеченности субъектов  в разрешение противоречий, отражают глубину кризисов и их влияние на динамичность процессов.

Конфликты могут  зависеть от политического режима. Выделяют вертикальные (между центральными и региональными политическими элитами, органами местного самоуправления, между субъектами разных уровней власти) и горизонтальные, которые характеризуют связи субъектов одного уровня, внутри властной элиты, межпартийные конфликты или внутри одного политического объединения, между неправящими партиями.

Первая группа политических конфликтов, которую можно  назвать государственно-правовыми. Эти конфликты возникаю в системе государственной власти, они институционализированы и осуществляются публично. К ним можно отнести: конфликты между институтами политической власти (законодательной и исполнительной); между государством и отдельным институтом; между государством и обществом (проблема легитимности) и т.д.

Внутриполитические  кризисы по степени их глубины  и опасности для общественной стабильности можно выстроить следующим  образом.

Правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. В Италии, например, правительственный кризис довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.

Парламентский кризис – это изменение соотношения  сил в органах законодательной  власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр. Он также проявляется  в ослаблении государственности и возникновении противоречий в социальном и политическом строе государства. Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, что вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов и устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых политических структур и стало принятие Конституции, узаконившей их пребывание у власти.

Другой тип  политических конфликтов – статусно-ролевые. Статусно-ролевая структура политической сферы иерархична. Различные группы, институты власти, социальные страты занимают в ней различные ступеньки, которые обладают неодинаковыми возможностями влиять на политику и играть ту или иную роль. Наиболее типичным конфликтами такого рода является несовпадения: материально-экономического и политического статусов (высокий доход – ограниченность политических прав, и наоборот); социокультурного и политического статусов; предписанного и достигнутого статусов.

Кроме того, источником статусно-ролевых конфликтов может  стать несоответствие между высоким социальным статусом правящей элиты и её личностными способностями, а, следовательно, ролевым поведением и его результатами.

Третьим типом  в пространстве политических конфликтов являются конфликты   на основе существенных расхождений в политической культуре. Речь идет не просто о конфликтах из-за ценностей как расхождений в идеалах, предпочтениях, ориентациях, но о конфликтах на почве политических культур как способов восприятия, эмоционального ощущения реальности, а также способов политического мышления и действия больших социальных групп. Даже беглый анализ развертывающихся в современном мире конфликтов показывает, что культурная составляющая в них все больше выдвигается на передний план и не исключена вероятность того, что она станет главной ближайшем будущем.

Однотипные  политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить  к различным последствиям. На характер протекания и результаты конфликта  влияет много факторов:

конкретная  историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт;

социально-экономические  условия жизни общества;

степень развитости демократических отношений;

общий уровень  культуры в обществе и уровень  политической культуры;

плотность населения, его половозрастной и национальный состав.

При большой  пестроте национального состава  населения многие конфликты неизбежно  принимают характер этнополитических. Под ними понимается форма межгруппового  политического действия, участники  которого выступают как противоборствующие этнические общности.

Будет уместным уделить внимание функциональным аспектам политических конфликтов как основанию  для их типологизации.

Функциональный   аспект   политических   конфликтов предполагает учет нескольких моментов, связанных с особенностями их протекания. Во-первых, это степень и характер нормативной регуляции конфликтов, позволяющий выделять институциализированные и неинституциализированные (Л.Козер) (внеинституциональные) конфликты. Характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры. Во-вторых, функциональная роль последних в политической и общественной жизни (конструктивная или деструктивная), а также степень вовлеченности  людей  в  разрешение  спора,  интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политического процесса. К последнему  основанию относятся конфликты «с нулевой суммой», когда позиции сторон противоположны,  и поэтому победа одной из них оборачивается поражением другой,  и  конфликт «с  ненулевой суммой», в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия, «конфликты с отрицательной суммой», в которых все участники оказываются в проигрыше, антагонистические и неантагонистические, решение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно сохранением противоборствующих субъектов. В-третьих, интенсивности и формы, в которых развертываются политические конфликты -насильственные или ненасильственные (мирные). В - четвертых, стратегии поведения конфликтующих сторон - субъектов политического конфликта - рациональные или иррациональные. Наконец, степень публичности в конфликте - латентные (скрытые) или открытые (явные).

  1. Способы и методы разрешения политических конфликтов

Для выработки  технологии управления и контроля над конфликтами важно знание их динамики и этапов развертывания. В процессе протекания политического конфликта принято выделять три основных стадии (этапа), характеризующие его динамику. Первая стадия - формирование конфликтной ситуации. Ее особенность заключается в относительно скрытой динамике, внешне незаметной для общества, при практически отсутствующем воздействии на социально-политическое развитие. На этой стадии происходит зарождение политического противоречия, осознание его субъектами конфликта и различия своих политических интересов, формулировка ими целей конфликтного противостояния, средств и методов борьбы за достижения поставленных целей, стратегии и тактики будущих конфликтных действий. Следствием этого является напряженность между субъектами политики, формирование противоборствующих сторон. Наконец, на первой стадии противоборствующие стороны осуществляют поиск союзников для создания альянсов, блоков, заключения соглашений и т.д., который может продолжаться и в ходе непосредственных конфликтных действий (вторая стадия).

Вторая стадия политического конфликта включает в себя инцидент и открытое конфликтное взаимодействие сторон. Характерной чертой это стадии является применение насилия. Применение насилия для разрешения противоречий в отношениях между политическими субъектами осуществляется в различных формах. Наиболее «мягкими» формами применения насилия, не имеющими значительных негативных последствий, являются провокационные действия одной из сторон, демонстрация силы, угрозы ее применения.

Конфликтные столкновения противоборствующих сторон могут осуществляться с применением так называемых «мирных» форм насилия невооруженных  насильственных действий. Это, с одной  стороны, действия оппозиционных власти политических сил, негосударственных субъект» политики-демонстрации, забастовки, стачки, акции протеста, участники которых выдвигают политические лозунги и требуют их обязательного выполнения государственными органами, игнорирование политических компаний (выборы, референдумы), бойкотирование решений политических властей, использование негосударственных СМИ для дискредитации существующего политического режима, угрозы в его адрес и т.п., а с другой, формы и методы борьбы используемые государством, - принятие дискриминирующих противоположную сторону указов и постановлений, введение чрезвычайного положения, привлечение к уголовной и иной ответственности по политическим мотивам, преследование или запрет политических партий, усиление репрессивных мер, развертывание пропагандистских кампаний через государственные СМИ, усиление цензуры. ограничение политических прав и свобод и т.п. В современной политической истории России их использование противоборствующими конфликтующими субъектами является практически перманентным.

Информация о работе Политические конфликты