Политические манипуляции и технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:02, реферат

Описание работы

Цель политического манипулирования — получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки (если не брать случаи прямой фальсификации избирательных бюллетеней). Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу (вариант — убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная).

Содержание работы

Введение
Основная часть.
Глава 1. Политические манипуляции:
1.1. Понятие политического манипулирования
Глава 2. Внеправовое политическое манипулирование:
2.1. Подкуп избирателей
2.2. Манипулятивная роль слова

Глава 3. Примеры политических манипуляций на выборах:
3.1. Выборы Президента РФ в 1996 году
3.2. Выборы Президента РФ в 2000 году

Глава 4. Политические технологии
4.1. Технологии «политического маркетинга»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

В программных выступлениях В. В. Путина упор делался на

 

патриотизм, на объединение  всех граждан вокруг общенародной цели.

 

«Национальное достоинство», «национальный  суверенитет», «единый командный  дух», «государственная воля», «жёсткий государственный контроль», «потенциал великой державы», «ориентация на многополярный мир», «восстановление  геополитического авторитета» — эти выражения из предвыборной программы Путина были бы неприемлемы для Ельцина и давали основания считать волевого премьера и и. о. скрытым коммунистом. Ходили также слухи о том, что В. Путин после своей инаугурации якобы намерен возродить в России институт монархии. Тем не менее, политтехнологи Кремля не хотели «переборщить» с социалистической и патриотической риторикой и стремились объединить её с правой: «чем сильнее государство, тем свободнее личность», «демократия — это диктатура закона» (в последней фразе — суть право-левого синтетического продукта под названием «Путин», made in Kremlin under US license).

Кроме того, в программе Путина присутствовало много общих фраз, рассчитанных на заведомое одобрение  каждого: «Если и искать лозунг для моей предвыборной позиции, то он очень простой. Это — достойная жизнь. Достойная в том самом смысле, какой её хотят видеть и в какую верят большинство моих сограждан. Как вижу нашу жизнь и я сам, будучи русским человеком». Фактически Путин много говорил, но мало сказал, оставшись «тёмной лошадкой» для большинства населения. Он не определил свои позиции по конкретным вопросам в экономической, социальной, политической сферах. Это был продуманный расчёт — конкретная позиция не смогла бы объединить большинство населения, для такого объединения нужна именно патетическая выигрышная риторика, в которую по желанию можно вложить любое содержание.

 

Глава 4. Политические технологии

       4.1. Технологии "политического маркетинга".

Популярной  во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.

Политический  маркетинг – это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический  маркетинг – это прежде всего  грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным  социальным и национальным группам  именно тех реальных качеств и  достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют  особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам  лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес  к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения (поздравления) кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.

В странах с  развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось: маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

В соответствии с этим подходом команда поддержки  начинает работу с поиска ответов  на следующие вопросы:

- Каковы цели  и характер выборной кампании  Кандидата?

- Каковы ключевые  задачи Кандидата?

- Кто главный  конкурент?

- Какой фактический  и желательный имидж Кандидата?

- Каковы группы (слои) избирателей и каковы их  интересы?

- Какое представление  Кандидата об этих интересах?

Результаты  обсуждения командой этих и других вопросов, как правило, используются для заполнения рабочих таблиц, что делает их легко обозримыми, упрощает корректировку и организацию новых обсуждений.

Ведет табличную  документацию специалист по организации  коллективного проектирования. Он же составляет сводные таблицы, оформляет  другой графический материал, информирует специалистов, привлеченных для разовых консультаций.

В программу  политического маркетинга входит анализ типовых проколов своих и чужих (конкурентов полезно знать, ведь их можно использовать как готовые  ресурсы для наступления). Кроме  того, ведение информационной базы тактических проколов позволяет вовремя заметить ошибки и соответственно отреагировать на них.

 

 

                                         

                                    Заключение

 

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, — уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.

Разумеется, в той или  иной форме манипуляция сознанием  существовала и существует практически  в любой форме общественного  устройства любой эпохи.

Исследование механизмов и масштабов политических манипуляций позволяет сказать со всей определённостью: манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления.

Средства ПМ неизбежно  будут совершенствоваться и развиваться  с увеличивающимся ускорением. С  одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой — это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (даже такие на первый взгляд безобидные, как сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН, новые формы СМИ и т. д.).

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Амелин В. Социология политики. М., 1992. – С. 220.
  2. Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. – 1999. - № 5, 13.
  3. Гитлер А. Моя борьба. М., 1998. – С. 380.
  4. Ельцин Б. Президентский марафон. М., 2001. – С. 428.
  5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2007. – С. 863.
  6. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ, сер. 7. – 1990. - № 2.
  7. Левада Ю. «Человек политический»: сцена и роли переходного периода // Президентские выборы 1996 года и общественное  мнение. М., 1996. – С. 26.
  8. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. – С.  671.
  9. Лисовский С., Евстафьев В. Избирательные технологии: история, теория, практика. М., 2000. – С. 320.
  10. Попов Э. Российская политическая элита на рубеже 20-21 вв. Конструирование социального порядка с помощью  коммуникативных технологий. Владивосток, 2001. – С. 517.
  11. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш.  учеб. заведений. М., 1996, с. 477.
  12. Рогачев С.В. Российский электорат: проблемы выбора и участия. М., 2004. – С. 520.
  13. Российская историческая политология / Под ред. С.  Кислицына. Р.-на-Д., 1998, с. 690.
  14. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. – С. 264.
  15. Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996. – С. 270.
  16. Фаер С. Приёмы стратегии и тактики предвыборной борьбы. М., 2001. С. 136.
  17. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004. – С. 399.
  18. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2005. – С. 144.
  19. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,1986. – С. 630.
  20. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (Политико-психогический анализ) // Политические  исследования. – 1995. - № 4. – С. 37.

 

 


Информация о работе Политические манипуляции и технологии