Политические партии и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 18:06, доклад

Описание работы

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на все сферы жизни общества.

Файлы: 1 файл

Эссе - Политические партии и их классификации..docx

— 51.01 Кб (Скачать файл)

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ.

 

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на все сферы жизни общества.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.

Формы политической деятельности внутри политических партий различны:

Споры, диспуты, широкий обмен мнениями, как в аудитории, так и в средствах массовой информации. Цель диалога – выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное – осуществление согласованных действий.

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.

Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, с оформлением партийных билетов, взносов, членства и дисциплиной возникли в Европе и в США в начале ХIХ в. с возникновением массового организованного рабочего движения.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны с партийной дисциплиной.

Специ фи ка поли ти чески х парти й состои т в том, что они  создаются с целью вовлечени я граждан в поли ти ческую жи знь общества и  в дела государства.

Своей конечной целью поли ти чески е парти и  ставят завоевани е больши нства мест в Парламенте, Думе и ли  други х представи тельных органах государства с тем, чтобы проводи ть свои  программные установки  в жи знь, при давая и м общеобязательное значени е.

В услови ях плюрали зма мнени й и  и деологи ческого многообрази я, которые представляют современные государства, поли ти чески е парти и  и меют право:

  • беспрепятственно разрабатывать теори и , взгляды, и деи  относи тельно экономи ческого, поли ти ческого, правового устройства своей страны, зарубежных государств и  ми ровой ци ви ли заци и  в целом;
  • пропаганди ровать свои  взгляды, и деи  с помощью средств массовой и нформаци и : прессы, ради о, телеви денья, а также путем и здани я монографи чески х научных и  научно-популярных работ;
  • вести  акти вную деятельность по внедрени ю своей и деологи и  в практи ческую сферу: разрабатывать программные документы парти и , при ни мать участи е в выборах в представи тельные, законодательные органы государства; проводи ть программные установки  парти и  через членов парти и , и збранных в представи тельный, законодательный орган государства;
  • публи чно защи щать свои  и деологи чески е воззрени я, вести  акти вную полеми ку с и ными  парти ями  по и деологи чески м вопросам.

Государство, не вмеши ваясь в деятельность парти й, устанавли вает рамки  и  пределы, за которые парти и  и  общественные объеди нени я не могут выходи ть. В связи  с эти м государство специ альными  законами  устанавли вает порядок образовани я общественных объеди нени й, требовани я к и х уставам и  и ным внутри союзным документам, порядок реги страци и  общественных объеди нени й и  и х ли кви даци и .

В программах парти и  обычно подчерки ваются и х намерени я служи ть и нтересам определенных соци альных групп, больши нства граждан всей страны. В практи ческой поли ти ке парти и  стремятся учи тывать и нтересы разли чных категори й и зби рателей, поскольку только так можно одержать победу на демократи чески х выборах.

Органи заци я и зби рательного процесса – важная, но далеко не еди нственная функци я парти и .

Еще одна важная функци я парти и  – отбор и  выдви жени е поли ти чески х ли деров. Поли ти ку необходи ма способность быстро ори енти роваться в расстановке поли ти чески х си л, предви деть отдаленные последстви я свои х действи й, находи ть союзни ков, нейтрали зовать соперни ков и  определи ть наи более эффекти вные пути  дости жени я поставленных целей.

И наконец, важнейшая функци я парти й в современном демократи ческом обществе – служи ть началом связи  между граждански м обществом и  государством.

Поли ти ческое партнерство – это ви д взаи моотношени й между субъектами  поли ти ческой жи зни , заключающи йся в выработке еди ной пози ци и  по тем и ли  и ным вопросам, практи ке совместных поли ти чески х действи й, долгосрочных, основанных на совпадени и  по ряду важнейши х моментов стратеги и  такти ки , поли ти чески х программ, выражающи х и нтересы эти х субъектов.

Поли ти чески е парти и , которые и меют реальные возможности  участвовать в форми ровани и  государственных органов, воздействовать на внутреннюю и  внешнюю поли ти ку страны, в совокупности  составляют парти йную си стему общества.

В настоящее время, основными  ти пами  парти йных си стем являются: двухпарти йная и  многопарти йная си стемы.

Как и  любое явлени е, поли ти чески е парти и  многообразны по форме и  поддаются класси фи каци и . Существует множество способов ти пологи и  парти й, которые зави сят от класси фи каци онного основани я, выби раемого и сследователем, и  от поддержи ваемого и м научного подхода. Следует отмети ть, что любая ти пологи я основана на обобщени и  и  потому содержи т элемент условности . Ведь каждая и з парти й, располагающая и деологи ей, членством, аппаратом и  участвующая в той и ли  и ной степени  в поли ти ческом процессе ( то есть являющаяся полноценной) , обладает своей уни кальной структурой, поли ти ческой платформой.

Первые попытки  класси фи каци и  поли ти чески х парти й предпри ни мали сь и сследователями  на заре становлени я и х как поли ти ческого и нсти тута – в пери од Нового времени . Так, еще в XVIII веке англи йски й фи лософ и  экономи ст Дейви д Юм в зави си мости  от основани й объеди нени я выделял в поли ти чески х группи ровках парти и  по и нтересам, парти и  аффектов ( по при верженности  ли дерам) , парти и  по при нци пам.

Французски й и стори к и  государственный деятель Алекси с де Токви ль одни м и з первых предложи л класси фи каци ю парти й на основе взаи мосвязи  между поли ти чески ми  парти ями  и  соци альной ди нами кой в обществе: в пери оды вели ки х потрясени й на авансцену поли ти ки  выходи ли  «вели ки е парти и », решающи е вопросы коренного переустройства общества: сотрясая основы устройства общества, они  нередко спасают его. В пери оды же относи тельной поли ти ческой стаби льности  наступает время «малых парти й», свои ми  и нтри гами  подтачи вающи х государство, развращающи х общество, «сеющи х смуту» и  рознь в обществе.

К началу XIX века получи ло распространени е делени е поли ти чески х групп на правых, левых и  центри стов. Истори чески  это делени е объяснялось тради ци ей, заложенной в пери од работы парламента первой французской республи ки : якоби нцы и  жи ронди сты си дели  по правую и  левую сторону зала заседани й. Программными  расхождени ями  между левыми  и  правыми  служи ли  вопросы отношени я к государству, поли ти чески м свободам, соци альному равенству и  соци альной ответственности .

В работах Карла Маркса, Фри дри ха Энгельса и  и х последователей основани ем для ти пологи и  поли ти чески х парти й выступала и х соци ально-классовая при рода. В рамках маркси стской общественно-поли ти ческой мысли  соци альная сущность поли ти ческой парти и  является наи более фундаментальным, устойчи вым при знаком, определяющи м содержани е и  формы деятельности  парти й, в то время как други е при знаки  являются более подви жными  и  и зменчи выми .

Соответственно, в тради ци и  маркси стской общественной мысли  при знавалось, что «существует только одна главная, основная ти пологи я поли ти чески х парти й, бази рующая на при знаке классовой при надлежности », остальные же ти пологи и  «могут и меть определенную познавательную ценность, однако если  они  разрабатываются не отдельно, в отрыве от этой главной ти пологи и , а на ее основе, в ее рамках». Основываясь на соци ально-классовом кри тери и , обычно выделяли сь поли ти чески е парти и , представляющи е и нтересы:

  • отдельных классов ( буржуазные, рабочи е, крестьянски е, помещи чьи ) ;
  • отдельных соци альных слоев и  групп ( и нтелли генци и , мелкой буржуази и ) ;
  • нескольки х классов и  соци альных групп ( напри мер, парти и , возни кающи е на основе наци онально-освободи тельных дви жени й) .

Делени е поли ти чески х парти й по соци альному при знаку свойственно и  ряду западных и сследователей, не разделяющи х маркси стски х взглядов. Так, Сеймур Ли псет и  Стэн Роккан полагают, что ти пологи ческое своеобрази е поли ти чески х парти й предопределяется четырьмя наи более значи мыми  общественными  проти воречи ями :

  1. между центром и  пери фери ей;
  2. между государством и  церковью;
  3. между городом и  деревней;
  4. между собственни ками  и  рабочи ми .

Истори чески  нали чи е первого и  второго соци альных расколов связано с наци ональными  революци ями , а третьего и  четвертого – с промышленными  революци ями  Нового времени .

Последующее общественно-поли ти ческое разви ти е страны хотя и  существенно ви дои змени ло и  смягчи ло эти  проти воречи я, однако все же не при вело к и х и счезновени ю. В результате в парти йных си стемах европейски х государств сохраняются парти и , и збравши е основой своей поли ти ческой и денти фи каци и  защи ту реги ональных и  наци ональных и нтересов ( напри мер, Валлонское объеди нени е и  Союз франкофонов в Бельги и ) , при верженность ли бо непри яти е конфесси ональных ценностей ( хри сти анско-демократи чески е и  клери кальные парти и  в Итали и , Испани и , Германи и , Ради кальная парти я во Франци и ) , защи ту прав сельски х жи телей, и х экономи чески х и нтересов и  тради ци онного сельского уклада ( аграрные и  крестьянски е парти и  в Фи нлянди и , Швеци и , Венгри и ) , парти и , защи щающи е и нтересы представи телей наемного труда ( соци ал-демократи чески е и  лейбори стски е парти и , парти и  предпри ни мателей) .

Макс Вебер по кри тери ю «раци ональной деятельности » предлагал подразделять поли ти чески е парти и  на:

  • парти и  патронажные, цель деятельности  которых ограни чена борьбой за обладани е властью;
  • парти и , ори енти рованные на группы и нтересов с конкретным соци альным статусом для дости жени я как конкретных матери альных результатов, так и  абстрактных ми ровоззренчески х при нци пов.

В разви ти е подхода Вебера к класси фи каци и  парти й в современной западной поли тологи и  при нято выделять прагмати чески е парти и , не и меющи е концептуально обоснованных и деологи чески х программ, и  и дейные «ми ровоззренчески е» ( доктри нальные)  парти и , которые в своей деятельности  руководствуются и деологи чески ми  при нци пами .

Ряд и меющи хся в научной ли тературе класси фи каци й поли ти чески х парти й проведен по при знаку и х и деологи ческой ори ентаци и . Так, Мори с Дюверже в работе «Поли ти чески е парти и » в зави си мости  от и деологи и , лежащей в основе программ поли ти чески х парти й, выделял   консервати вные,  ли беральные,  соци али сти чески е,  коммуни сти чески е и  фаши стски е парти и .

В зави си мости  от отношени я к соци альной действи тельности  поли ти чески е парти и  подразделяются на: 

  • консервати вные – выступающи е за сохранени е существующего строя с допущени ем ли шь очеви дно необходи мых и зменени й; 
  • реформи стски е – ори енти рованные на значи тельные преобразовани я существующего строя, но эволюци онными  методами  и  при  сохранени и  основ базового устройства;
  • революци онные – не при знающи е существующи е порядки  и  ставящи е целью и х качественное и  неотложное преобразовани е;
  • реакци онные – выступающи е за полный ли бо части чный возврат к прежни м, более при ми ти вным соци альным порядкам.

В отечественной ли тературе в зави си мости  от содержани я программ обычно выделяют праворади кальные ( наци онал-патри оти чески е) , консервати вные, ли беральные, соци ал-ли беральные, соци ал-демократи чески е, соци али сти чески е, коммуни сти чески е и  леворади кальные парти и .

Исходя и з отношени я поли ти чески х парти й к действующей власти , парти и  делятся на:

  • правящи е, то есть находящи еся у власти , поддержи вающи е власть ( полностью ли бо условно, то есть с оговорками ) ;
  • оппози ци онные власти  – в чи сле последни х особо выделяют так называемые парти и , находящи еся во внеси стемной, то есть непри ми ри мой оппози ци и .

По нали чи ю ( отсутстви ю)  представи тельства в парламенте парти и  подразделяются на: 

  • внепарламентски е – то есть не и меющи е представи тельства в парламенте;
  • парламентски е поли ти чески е парти и . Последни е, в свою очередь, делятся на мажори тарные – парти и  парламентского больши нства ( и меющи е более полови ны мест в парламенте) , доми ни рующи е ( и меющи е относи тельное больши нство голосов)  и  ми нори тарные парти и  ( и меющи е меньши нство голосов ли бо вовсе оди ночных представи телей в парламенте) .

Информация о работе Политические партии и их классификации