Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 00:15, контрольная работа
1. Политические партии: возникновение, структура, функции. Современные тенденции в развитии партий.
2. Типология политических партий и партийных систем.
3. Общественно-политические движения и объединения, группы интересов: их роль в политической системе общества.
4. Политические партии и движения в современной России.
Вариант 7
Политические партии и социальные движения
План
1. Политические партии: возникновение, структура, функции. Современные тенденции в развитии партий.
2. Типология политических партий и партийных систем.
3. Общественно-политические движения и объединения, группы интересов: их роль в политической системе общества.
4. Политические партии
и движения в современной
Введение
Целью данной работы является рассмотрение возникновения, структуры и функций политических партий. Также в работе будут оценены современные тенденции в развитии партий, роль общественно-политических движений.
Несмотря на некоторые успехи в построении новой политической системы после начал «перестройки», в нашей стране есть перспективы для дальнейшего совершенствования
1. Политические партии: возникновение, структура, функции. Современные тенденции в развитии партий.
Возникновение партий связанно с эпохой буржуазных революций и развитием парламентаризма в странах Западной Европы и США. Первоначально партии представляли не объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников. В генезисе партии, согласно М. Веберу, выделяются три этапа: аристократическая группировка; политический клуб; массовая партия. Таким образом, изначально политические партии формировались как представительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы, а процесс формирования партий как общенациональных структур начался в ХIХ в. В процессе формирования, эволюции и функционирования партий определилась их структура: лидеры партий; партийная бюрократия; идеологи партий; партийный актив; рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в партии появляется группа законодателей и членов правительства, которые нередко становятся вторым руководящим звеном партии. Существенную роль в судьбе партии играют находящиеся за ее пределами партийный электорат, т.е. голосующие на выборах, и меценаты, оказывающие партии поддержку. Все эти группы влияют на осуществление партией своих функций, способствуют усилению или падению ее авторитета.
Политическую партию можно охарактеризовать как организованную группу единомышленников, представляющую интересы части народа и стремящуюся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Ряд современных политологов предлагает использовать «рыночное» определение современной политической партии, рассматривая ее как «фирму» по производству товаров (лидеры, идеи) с целью их продвижения на политическом рынке и приобретения власти.
Место и роль партии в политической системе во многом определяется ее функциями.
Во-первых, главная политическая функция партий — борьба за власть и ее осуществление. В условиях современной демократии эта функция включает: участие в выборах органов центральной, региональной и местной власти; парламентскую деятельность партийных фракций; политическое рекрутирование; управление государством. В демократическом обществе политические партии отвергают насильственные методы борьбы за власть и ориентируются на избирательный процесс. Выборы являются главной ареной соперничества партий. Поэтому одной из главных задач партии является обеспечение поддержки избирателей, создание и расширение электората. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти, а их итоги определяют, какие именно партии в течение установленного законом срока будут осуществлять руководство государством.
Во-вторых, важное место в деятельности партий занимает агрегирование и представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции выступает выявление партией совокупного политического интереса поддерживающих ее социальных сил и реализация этого интереса через политическую систему.
Последние десятилетия внесли значительные перемены в содержание функции представительства. На смену классовым партиям с середины ХХ в. приходят так называемые «общенародные партии», или «партии для всех». Такие партии стремятся избегать отождествления себя с интересами какого-либо одного социального слоя, представлять себя выразителями общих интересов. Облик партии формирует сегодня не столько классовая ориентация, сколько определенный тип политики.
В-третьих, следующей функцией партий является выработка программных установок, социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах. Политическая власть и общество идеологическую систему, ее мировоззрение проявляется в ценностях и конкретной деятельности. Для некоторых партий, прежде всего коммунистических, идеологический момент имеет принципиальное значение. Для ряда партий, например Республиканской и Демократической партии в США, значение идеологии невелико. Большинство партий Запада избегает принятия догматизированных программ. Чаще всего дело ограничивается изложением принципов и общих ориентиров. Основное внимание уделяется проработке конкретных направлений политического и социально-экономического курса
В-четвертых, партии выполняют функцию формирования общественного мнения, политической социализации граждан. Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к их широкому распространению. Пропагандистская деятельность партий предполагает политическое просвещение своих членов и сторонников, воспитание общества в духе определенных ценностей и традиций, приобщение граждан к политической жизни. Все это в конечном счете способствует политической социализации общества. В современном мире наметилась тенденция политических партий уделять особое внимание молодежи. Организация партиями различных мероприятий для молодежи способствует ее политической социализации [1].
В настоящий момент в развитых капиталистических странах Запада социальные и политические конфликты концентрируются вокруг более или менее четко очерченных основных полюсов, которые в сфере идеологии условно можно обозначить как консерватизм, либерализм, социал-демократизм. Условно, потому что каждый из этих полюсов, примыкающих в центре друг к другу, имеет свой левый, правый и умеренный сегменты. В то же время существуют социально-политические силы, ориентирующиеся на правый и левый варианты радикализма или, иначе говоря, выступающие в пользу выхода за пределы господствующей политической системы. Но все же было бы ошибочно представлять дело таким образом, будто здесь существуют четко разграниченные, фронтально противостоящие друг другу социально-политические силы и отражающие их интересы идеологические течения, между которыми имеется непреодолимая стена.
В последние полтора-два десятилетия заметные изменения наблюдаются и в США, и в странах Западной Европы. Нарушается корреляция между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к определенной социальной группе. Снижается доля рабочих в социал-демократических партиях. Растущее число слоев населения с низкими доходами голосует за партии либеральной и консервативной ориентации, а представители средних слоев — за социал-демократические и другие левые партии. Это со всей очевидностью показали результаты выборов последних лет в ряде стран Западной Европы и США, где значительную часть электората консервативных партий составили представители профсоюзов, включая и «синие воротнички». У большинства партий наблюдается тенденция ориентирования не просто на традиционно «свои», четко очерченные группы избирателей, а на гетерогенный по своему составу электорат, на который претендуют и другие партии.
Большинство крупных политических партий, в том числе и социал-демократических, по сути дела перестали быть сугубо классовыми и превратились, по их собственному определению, в так называемые «народные партии» или «партии для всех», претендующие на представительство всех слоев населения. В этой связи Р.Дарендорф не без оснований отмечал, что применительно к таким партиям, как СДПГ, СДП, ХДС/ХСС, понятия «левая» и «правая» стали относительными. Первыми с претензией на статус «народной» выступили христианско-демократические партии. Первоначально эти партии возникли как реакция против секуляризации важнейших сторон общественной жизни и отделения церкви от государства. Но после Второй мировой войны в их программах не акцентируется вопрос о вероисповедании. Так, в программе Австрийской народной партии, принятой в 1972 г., говорится, что она не связывает себя с каким бы то ни было вероисповеданием или церковным институтом. Об этом же говорят руководители ХДС в Германии. Как отмечал, например, канцлер от этой партии Г.Коль, народный характер ХДС подтверждается тем фактом, что в ней органически объединились христианско-социальные, консервативные и либеральные силы страны.
«Народными» провозгласили себя многие социалистические и социал-демократические партии. Концепция «народной партии» вынуждает все партии, как левой, так и правой ориентации, формулировать свои позиции по множеству разнообразных вопросов, чтобы привлекать на свою сторону новые группы избирателей путем включения в программу соответствующих требований. Это вносит дополнительный элемент в наметившуюся неопределенность и неустойчивость социальной базы и итогов выборов.
Имеет место тенденция к увеличению фрагментации партийных систем, расширению спектра партийно-политических альтернатив, возрастанию влияния новых социальных движений и экологических партий, которые в совокупности создают трудные проблемы для «укоренившихся» партий. Наблюдается тенденция к возрастанию колебаний идейно-политических позиций и партийно-политических предпочтений значительных контингентов избирателей. Для них стали характерны довольно резкие переходы от одних партий к другим, с либеральных на правоконсервативные позиции и наоборот. Это свидетельствует об увеличении «автономии» избирателей по отношению к партиям.
В других индустриально развитых странах подобные тенденции проявляются в оттоке избирателей, например, от социал-демократов к консервативным или альтернативным партиям и движениям и наоборот. По данным ряда исследований, и здесь ослабевает приверженность избирателей крупным традиционным партиям.
Следует учесть, что во второй половине 70—начале 80-х годов в Греции, Испании и Португалии в процессе перехода от авторитарных к буржуазно-парламентским режимам именно партии стали одними из наиболее активных институтов, способствовавших утверждению новых политических систем.
В России же многие трудности постсоветского периода порождены как раз отсутствием более или менее институционализированных дееспособных партий.
2. Типология политических партий и партийных систем.
Многообразие исторических и социокультурных условий разных стран привело к возникновению партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функционированием и характером деятельности. В основу классификации партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологический облик, место в политическом спектре, отношение к другим элементам политической системы, принципы организации и т.д. Исходя из природы социальной базы можно выделить партии, представляющие интересы: отдельных классов (например, буржуазные, крестьянские, рабочие и т.д.); отдельных слоев и групп (напри- мер, предпринимателей, интеллигенции, женщин, молодежи и т.п.); этнических групп. В зависимости от отношения к идеологии партии разделяются на прагматические и доктринальные. Прагматические партии в большей степени опираются на программу или лидера, а не на идеологию и принципы. К этому типу принадлежат все ведущие партии США, Великобритании, Канады и других стран. Следует акцентировать внимание на наметившейся в XXI в. тенденции консолидации членов партии прежде всего вокруг политического лидера. Доктринальные партии в своей деятельности исходят из определенной идеологии, например либеральной, религиозной, националистической и т.д. С идеологическим основанием типологии партий связано понятие политической семьи, введенное М. Дюверже. Им обозначены крупнейшие партийные течения — либералов, консерваторов, христиан, социалистов, коммунистов, фашистов. По идеологическому признаку партии можно разделить: на консервативные, стремящиеся сохранить общественный строй, допуская при этом незначительные изменения; реформистские, ориентирующиеся на значительные преобразования существующего строя при сохранении его основ; революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью его замену; реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю. Следует отметить, что по шкале политического спектра партии размещаются справа налево. Правыми в политологии называют тех, кто отстаивает сильное государство, охраняющее частную собственность. Левыми называют тех, кто ориентирован на общественную собственность, выступает за социальное равенство, претендует на роль выразителя интересов трудящихся. Как правило, это коммунистические партии. Например, в российском политическом спектре правой является либерально ориентированная партия «Яблоко». Партии этого направления — сторонники социально ориентированного рыночного хозяйства, сокращения государственного вмешательства в экономику. Их объединяет приверженность общецивилизационным принципам политического демократизма (разделение властей, многопартийность, обеспечение прав личности, независимость СМИ и т.п.). В сфере внешней политики либерально ориентированные партии выступают против имперских традиций, изоляционизма и конфронтационности. Левый фланг политического спектра российского общества занимает Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). КПРФ выступает за доминирование в экономике государственного сектора, но не возражает против частного предпринимательства в легкой промышленности и сфере услуг под контролем государства. КПРФ, прокламируя в программных документах приверженность интернационализму, в практической деятельности подчеркивает приоритетность «национальных интересов» и «державности». Место центристской партии в современной России пытается освоить политическая партия «Единая Россия» (на парламентских выборах 2003 и 2007 гг. получила значительную поддержку со стороны избирателей), которая выступает за курс рыночных реформ с обещаниями обязательной поддержки социально не защищенных слоев населения. Руководство данной политической партии выступило с инициативой разработки ряда национальных проектов («Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и др.) с целью разрешения острых социально- экономических проблем, касающихся значительной части населения страны. По отношению к другим элементам политической системы партии разделяются на демократические и недемократические (тоталитарные и авторитарные). Демократические партии характеризуются толерантностью по отношению к другим партиям и организациям, готовностью к конкуренции в рамках плюрализма. В отличие от них недемократические партии, например тоталитарные, стремятся к абсолютному подчинению других политических институтов, в том числе государственных органов власти. Для них характерны жесткая регламентация членства, отсутствие фракций, первостепенное значение идеологического фактора. Авторитарные партии действуют, как правило, в развивающихся странах и возникают из модернизаторских или национальных движений, противостоящих колониальному правлению. Используют преимущественно силовые методы, ограничивающие политические свободы. В зависимости от отношения к господствующему режиму партии подразделяются на правящие и оппозиционные. В свою очередь оппозиционные партии можно разделить: на легальные, т.е. не запрещенные государством; полулегальные, т.е. не зарегистрированные компетентными государственными органами; нелегальные, т.е. функционирующие в условиях конспирации и подполья, как правило, среди нелегальных — революционные или радикально-националистические партии, ставящие своей целью насильственное свержение существующего строя. Классическая типология партий, разработанная М. Дюверже, делит их по организационному принципу на кадровые и массовые. Кадровые партии возникли в процессе эволюции в середине XIX в. из электоральных комитетов и парламентских групп. Они немногочисленны по своему составу и состоят из электоральных и парламентских групп, в которые входят профессиональные политики, опирающиеся на финансовую поддержку привилегированных слоев общества. Эти партии отличаются свободным членством и функционируют исключительно для участия в выборах, получения максимального числа мандатов с целью формирования правительства и проведения своей политики через законодательную и исполнительную власть. Примерами таких партий являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании. Массовые партии представляют собой централизованные образования с жесткой организацией и уставом, обязательным членством в первичной партийной организации. Отличаются строгой дисциплиной, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности, подчинением вождям. Чаще всего формируются снизу — на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движений, артикулирующих интересы определенных слоев, профессиональных групп, сторонников тех или иных идей. Ориентируются на вовлечение в свои ряды максимально большого числа членов, финансируются за счет членских взносов. По способам связи партии с ее парламентской фракцией они разделяются на мягкие и жесткие. Мягкие (например, Республиканская и Демократическая партии США и др.) не требуют от депутатов обязательного выполнения партийных директив, в том числе при голосовании. Жесткие (например, Консервативная партия Великобритании, ХДС Германии и др.) предписывают своим парламентариям обязательное голосование. По характеру политических действий можно выделить умеренные, радикальные и экстремистские партии. Вследствие социально-экономических преобразований в обществе и становления информационно-коммуникативного общества к 80-м гг. ХХ в. относится появление новых партий движенческого типа. Так, например, партия «зеленых» (ФРГ), возникшая на базе экологического движения, отличается полной открытостью внутрипартийной жизни, немногочисленностью профессионального аппарата, отсутствием традиционно оформленного членства. Следует отметить, что в политической науке существуют и другие типологии партий, кроме рассмотренных нами выше.
3. Общественно-политические движения и объединения, группы интересов: их роль в политической системе общества.
Наряду с партиями важнейшиим звеном, связывающим государство с гражданским обществом, являются группы интересов. Группы интересов возникают примерно по тем же причинам, что и партии: для выражения интересов и позиций различных категорий населения.
Основоположником концепции «групп интересов» считается американский социолог, чья позиция во многом определялась противостоянием марксистской теории классового деления общества. Первичным субъектом политического процесса, по Бентли, следует считать социальную группу интересов, т.е. объединение людей на основе общности интересов и действий в конкретной пиитической ситуации. Эти объединения берут на себя функции представительства интересов входящих в них людей во взаимодействии с политической властью. В числе таких групп интересов, как правило, представлены ассоциации предпринимателей, профсоюзы, молодежные и ветеранские организации, союзы и общества фермеров, деятелей науки, культуры, религии, экологические, феминистские и прочие движения, организации различных меньшинств и т.д.
Взаимодействие таких групп и государств Бентли считал сердцевиной политического процесса. Конкуренция различных гpупп интересов между собой за наибольшее влияние на государство способствует демократизации политической жизни
Итак, группами интересов сегодня принято называть добровольные объединения, ассоциации граждан, формирующиеся в целях выражения и отстаивания своих политически значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами.
Хотя в группах интересов нетрудно разглядеть определенное сходство с политическими партиями, но все же это особый политический институт. Ключевые отличия групп интересов от партий:
- группы интересов не претендуют на завоевание политической власти, ограничиваясь оказанием на нее влияния, давления;
- если политические партии стремятся встроиться в механизм государственного управления, они пытаются действовать «изнутри» государственной машины, группы интересов, как правило, действуют «извне», не пытаясь инкорпорироваться в механизм государственной власти;
- у подавляющего большинства групп интересов отсутствуют широкие политические программы и идеологические платформы;
- группы интересов, как правило, не являются чисто политическими организациями по своим основным целям.
Группы интересов выполняют сходные с партиями политические функции:
Информация о работе Политические партии и социальные движения