Политические партии и социальные движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 00:15, контрольная работа

Описание работы

1. Политические партии: возникновение, структура, функции. Современные тенденции в развитии партий.
2. Типология политических партий и партийных систем.
3. Общественно-политические движения и объединения, группы интересов: их роль в политической системе общества.
4. Политические партии и движения в современной России.

Файлы: 1 файл

Основы соц гос-ва КР1.docx

— 121.78 Кб (Скачать файл)

- артикуляции, т.е. формулирования и выражения интересов различных социальных групп;

- привлечения внимания власти к той или иной общественно значимой проблеме;

- поиска и предложения способов решения различных общественных проблем;

- оказания давления на государство и другие институты в целях принятия устраивающих группу решений;

- институциализация политического участия граждан и др.

В экономической сфере группы интересов проявляются в организации предпринимательских объединений, отраслевых, обществ потребителей, профессиональных союзов и т.п.

В социальной сфере формирование групп интересов обусловлено наличием недостаточно социально защищенных слоев населения.

В политической сфере деятельность групп интересов, как правило, фокусируется на защите политических прав граждан.

Еще одна типология групп интересов в качестве распределительного критерия использует характер и способы их формирования. При

таком подходе группы интересов подразделяются на традиционные (общинные), институциональные и ассоциативные.

Методы, которыми труппы интересов оказывают влияние на власть и добиваются решения своих проблем, весьма разнообразны. Среди них:

- формирование благоприятного для себя общественного мнения с помощью пропагандистских кампаний в СМИ;

- проведение массовых акций в поддержку своих требований;

- инициирование судебных процессов;

- оказание поддержки различным политическим силам;

- публичный общественный контроль за действиями органов власти;

- профессиональная независимая (негосударственная) экспертиза социально значимых проектов;

- обращение к авторитету международных организаций и т.д.

Указанные способы, которыми группы интересов пытаются повлиять на власть, конечно, отличаются мерой и степенью возможного воздействия.

 

4. Политические партии  и движения в современной России.

 

Следует отметить, что если в странах Запада партии выросли в результате естественного развития, то в России своим появлением они во многом обязаны авторитарно-олигархической системе. Первые политические партии возникают в России в начале ХХ в. Особенностью является появление, прежде всего, партий социалистической направленности. Большинство политических партий образованы в ходе первой буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг. Политические партии отличались не только по социально-классовому составу, но и по средствам и методам достижения главной цели — завоевания власти. Однако многопартийность в России просуществовала только до начала 1920 г. Однопартийная система в СССР существовала сначала юридически не оформленной, а затем закрепленной в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС. Ее отмена в 1991 г. Съездом народных депутатов по сути означала конец монополии на власть какой-либо политической партии. Началась новая политическая история многопартийности в России. Российские партии возникли на поверхности фрагментированного общества после краха тоталитарной системы и поддерживались властью скорее не ради содействия зарождающемуся институту демократии, а для обеспечения управляемости политическим процессом. Характерным свидетельством тому служат попытки власти создать двухпартийную систему накануне выборов в Государственную Думу в 1995 г. Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях в Российской Федерации». Согласно ст. 3 этого закона, политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Согласно закону, политическая партия должна была иметь не менее 10 000 членов. Однако в Федеральный закон «О политических партиях» неоднократно вносились многочисленные изменения. Некоторые из них были направлены на сокращение количества политических партий в России. Так, в декабре 2004 г. были внесены поправки в закон о партиях, согласно которых партия получала юридическую регистрацию при минимальной численности – 50 тыс. членов. В апреле 2009 г. Президент РФ выступил инициатором частичной либерализации данного закона – общая численность, предъявляемая к партиям, была сокращена до 45 тыс. членов. В результате массовых демонстраций в декабре 2011 г. под лозунгом «Проведение честных выборов», организованных оппозицией, Президент РФ инициировал ряд законопроектов, направленных на упрощение бюрократизированных процедур при регистрации партий. В частности, в начале 2012 г. в Государственную Думу поступил законопроект, в котором говорится о заявительном принципе регистрации партий при их минимальной численности – 500 членов. Эта цифра, безусловно, будет дискутироваться в Думе, но очевидно в ближайшее время число официально зарегистрированных партий в России увеличится. В 1998 году в России было зарегистрировано 92 общероссийские и межрегиональные партии. В 2003 году количество зарегистрированных политических партий сократилось до 44. В 2006 г. — до 33. В начале 2007 года с учетом принятых поправок в Федеральный закон «О политических партиях в Российской Федерации» зарегистрировано 17 политических партий. С 2009 г. официально зарегистрированных партий в стране семь (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Партиям в России, однако, не удалось стать основным посредником между властью и обществом. Они не выполняют сколько-нибудь удовлетворительно ни одну из функций, свойственных этому институту в демократических государствах.

Российские политические партии в начале третьего тысячелетия не сумели стать ни массовыми объединениями, выражающими интересы определенных социальных слоев, ни универсальными партиями избирателей, стремящимися представить интересы самых широких слоев населения. Они не являются также конкурирующими корпорациями менеджеров по управлению государством, предлагающими услуги на выборах.

Процесс оформления большинства российских партий идет не снизу вверх, а наоборот. Узкая группа единомышленников или один потенциальный лидер сами ищут себе сторонников, финансовую поддержку и только затем создают политическую партию. В результате большинство партий известно исключительно благодаря их лидерам. Следует заметить, что в России складывается партийная система, ориентированная на поддержание внутриэлитной коммуникации и содействие представителям элиты, стремящимся через выборы институционализировать свое участие в публичной политике. Партии существуют в основном за счет средств банков и финансово-промышленных структур, которые в условиях непредсказуемого будущего стремятся заручиться поддержкой наиболее перспективных претендентов на власть, использовать их в качестве лоббистов своих интересов при принятии тех или иных законов.

В настоящее время российские партии остаются протопартиями (от греч. protos — «первоначальный»), образованиями, для которых характерны малочисленность и организационная слабость, аморфность программ и фракционная борьба, популизм при отсутствии ощутимых результатов деятельности. Отсутствие широкой поддержки партий со стороны граждан вынуждает их объединяться. Например, осенью 2008 г. Председателем высшего совета партии «Единая Россия» Б. Грызловым и Председателем Аграрной партии В. Плотниковым был подписан меморандум об их объединении. Большое число этих партий на политической арене отражает не многообразие социальных интересов, а неупорядоченность, текучесть и бессистемность политических отношений. Свидетельством этому является непреодоление определенного ограничительного барьера довольно известных демократических политических партий на парламентских выборах 2003 г. — «Яблоком» и «Союзом правых сил», с одной стороны, и довольно молодым избирательным блоком «Родина» — с другой. Следует заметить, что в обозримой перспективе вероятность превращения российских партий в существенный фактор политической и гражданской жизни незначительна. Слабость партий компенсируется формированием сети групп интересов, лоббирования и давления.

Это свидетельствует о формировании в России элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии.

Современные политологи выделяют ряд важнейших факторов, негативным образом воздействующих на партийное строительство в России:

„. относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества;

„. специфика протекания российского транзита, когда политические изменения опережают экономическую трансформацию;

„. особенности российской избирательной системы, препятствующей консолидации партий;

„. федеративное устройство страны.

Несмотря на некоторые позитивные изменения, нельзя говорить об окончательном формировании партийной системы в современной России. По итогам парламентских выборов 2007 и 2011 гг. в Государственную Думу Российской Федерации проходили четыре партии — «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР. Фракция «Единой России» в настоящее время имеет большинство в нижней палате российского парламента.

 

Список использованной литературы

 

1. Политология : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Буренко. —2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2013. — 392 с. — (Бакалавриат).

2. Гаджиев К.С.    Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Логос, 2001.– 488 с.: ил.

3. Справочное издание: Политические партии в Российской Федерации. 2014 год Выпуск 3

4. Политология: учебник для студентов вузов под ред. Батурина. - 4-е ИЗД., перераб, и доп. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012_ - 567 с

 

 

 


Информация о работе Политические партии и социальные движения