Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 19:08, контрольная работа
Как понятие, радикализм (от лат. radix- корень) – крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский. Кризисные, переходные исторические периоды получали распространение радикализма.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Идеи декабристов
3
1.1 Конституция Никиты Муравьева
6
1.2 «Русская Правда» П. И. Пестеля
10
1.3 Восстание декабристов. Следствие и причины поражения
13
1.4 Политические идеи революционных демократов и революционных народников.
15
1.5 Идеи социализма
17
1.6 Герцен и Огарев
18
2. Политические партии. Понятие.
20
2.1 Функции политических партий
21
2.2 Происхождение партий
23
2.3 Виды партийных систем
25
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. Идеи декабристов |
3 |
1.1 Конституция Никиты Муравьева |
6 |
1.2 «Русская Правда» П. И. Пестеля |
10 |
1.3 Восстание декабристов. Следствие и причины поражения |
13 |
1.4 Политические идеи революционных демократов и революционных народников. |
15 |
1.5 Идеи социализма |
17 |
1.6 Герцен и Огарев |
18 |
2. Политические партии. Понятие. |
20 |
2.1 Функции политических партий |
21 |
2.2 Происхождение партий |
23 |
2.3 Виды партийных систем |
25 |
Список литературы |
28 |
Термином «радикализм» обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.
Как понятие, радикализм (от
лат. radix- корень) – крайняя, бескомпромиссная
приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется
в отношении идей и действий в социально-политической
сфере, особенно направленных на решительное, коренное
1. Развитие радикализма в России в XIX – XX вв.
Важнейшей причиной движения декабристов явилась Отечественная война 1812 года. "Мы были дети 12-го года", - говорили о себе декабристы, подчеркивая этим огромное значение Отечественной войны для формирования их революционной идеологии. Конечно, в 1812 году будущие декабристы были еще далеки от признания революционных идей. Но Отечественная война и особенно ее исход подготовили почву для зарождения и развития декабристского движения в России, прежде всего потому, что победа в Отечественной войне сохранила национальную независимость, подняла народные силы, активизировала формирование национального самосознания. "...Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России", - так определял значение Отечественной войны для роста национального самосознания талантливый писатель и поэт декабрист А. А. Бестужев.
Уже в первые послевоенные годы для многих будущих декабристов становилось понятным, что "народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы...". Декабристы видели различия между существовавшими тогда в Европе тайными обществами и в то же время выделяли их общие черты. Как отмечал декабрист М. А. Фонвизин, европейские тайные общества объединяли общность целей - "противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия".
Выступление декабристов против царизма было подготовлено также в тайных политических организациях. В 1816 году будущими декабристами было основано тайное общество "Союз спасения", или "Общество истинных и верных сынов Отечества", в 1818 году - новое общество "Союз благоденствия". Шло формирование движения декабристов.
"Союз спасения" возглавили в феврале 1816 года А. А. Муравьев, С. П. Трубецкой, П. И. Пестель, М. И. Лунин, М. и С. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и др. В программе "Союза спасения" были поставлены задачи уничтожения самодержавия - главной силы крепостничества и введения конституционной монархии. Но методы, которыми должны были осуществляться эти задачи, были не ясны.
"Союз спасения" был
немногочисленной организацией, статус
его определялся в духе
Важное значение для развития декабристского движения имел московский съезд 1821 года. В итоге, по тактическим соображениям, прежний союз был объявлен распущенным. Этим тактическим приемом удавалось отсеять временных попутчиков - либералов, теснее собрать революционно настроенных участников тайных обществ, чтобы приступить к разработке конкретных планов ниспровержения революционным путем самодержавно-крепостнических порядков в России. Наиболее умеренные элементы, поддерживая со своей стороны это решение, надеялись избавиться от радикально настроенных членов. Те решения, которые принял "Союз благоденствия" в начале 20-х годов, свидетельствовали о том, что условия самой российской действительности определяли изменение идеологии декабристов. В то же время они отражали и дух эпохи, насыщенной революционными идеями. В такой сложной обстановке на основе "Союза благоденствия" возникли две новые тайные организации - Южное и Северное общества. В них на первый план были поставлены задачи революционного захвата власти и проведения социально-политических преобразований с целью разрушения феодальных устоев.
Южное общество возглавила директория, в которую были избраны Пестель, генерал-интендант второй армии Юшневский и "северянин" Никита Муравьев, избранный заочно. Основателями Северного общества стали Никита Муравьев, Трубецкой, Лунин, Пущин, Оболенский, Тургенев и другие. Новые общества, ставя общие задачи, считали свою деятельность тесно связанной. В свою очередь правительством в 1821 году в армии была создана тайная полиция. К следующему году относится решение самодержавия о запрещении в России всех тайных обществ, что свидетельствовало об усилении реакционной политики царизма. Изменения тактических установок, принятых "Союзом благоденствия", вели к изменению характера конспирации Южного и Северного обществ.
1.1 Конституция Никиты Муравьева.
Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный период ее создания начался ранее. Никита Муравьев изучил всевозможные действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы революционной Франции, Северо-Американских Соединенных Штатов, испанскую конституцию 1812 г. и многие другие.
Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина, «Истории...» Суворова и других работ.
Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 г. в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки, а сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Но при всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели прогрессивное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные ниже пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства и самодержавного деспотизма, в стране «старого порядка», еще не знавшей революции.
Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным» -гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе «одни вещи»: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи,- священно и неприкосновенно».
Отменялась «табель о рангах», разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов. Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и пр.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский». Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности- оно означает гражданина Российского государства.
Понятие Родины и ее защиты вознесено в конституции» Муравьева на большую высоту: «Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям Отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».
Конституция Никиты Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан. Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: и в крайнем случае Никита Муравьев предполагал введение республики. «Если бы императорская фамилия, - показал он на следствии, - не приняла конституции, то, как крайнее средство, я предполагал изгнание оной (фамилии) и предложение республиканского правления».
Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции Никиты Муравьева император есть только «верховный чиновник российского правительства», он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье (8 млн. рублей в год) и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Император командовал войсками, но не имел права, ни начинать войны, ни заключать мира.
Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву (в отличие от Пестеля) федеративным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав (и областей) было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород-город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны.
Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей.
Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. От каждых 50 тыс. жителей мужского пола выбирался один представитель. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один - от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора).
В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.
Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Она развязала бы классовую борьбу в стране. Ликвидировать до конца остатки феодализма гораздо легче в конституционной, нежели в абсолютной, монархии. Таким образом, проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени.
1.2 «Русская Правда» П. И. Пестеля.
Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».
Особенно тщательно разработал Пестель мысль о Временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была оплотом от «ужасов безначалия» и «народных междуусобий», которых он хотел избежать. Декабристы называли этот период «роковым временем». Немедленное установление диктатуры Временного правительства после переворота и наличие готового «верного наказа» Временному верховному правлению - «Русской Правды» обеспечивало, по мнению Пестеля, нужный ход событий в самое опасное для революции время - с момента революционного военного выступления до момента установления республики и введения в действие новых революционных учреждений.