Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 19:08, контрольная работа
Как понятие, радикализм (от лат. radix- корень) – крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский. Кризисные, переходные исторические периоды получали распространение радикализма.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Идеи декабристов
3
1.1 Конституция Никиты Муравьева
6
1.2 «Русская Правда» П. И. Пестеля
10
1.3 Восстание декабристов. Следствие и причины поражения
13
1.4 Политические идеи революционных демократов и революционных народников.
15
1.5 Идеи социализма
17
1.6 Герцен и Огарев
18
2. Политические партии. Понятие.
20
2.1 Функции политических партий
21
2.2 Происхождение партий
23
2.3 Виды партийных систем
25
Список литературы
В «Русской Правде» намечалось 10 глав:
первая глава - о границах государства; вторая - о различных племенах, Российское государство населяющих; третья - о сословиях государства; четвертая - «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая - «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая - об устройстве и образовании верховной власти; седьмая - об устройстве и образовании местной власти; восьмая - об «устройстве безопасности» в государстве; девятая - «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая - наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее «главнейшие определения и постановления, Русскою Правдою учиненные".
По свидетельству Пестеля, написаны и окончательно отделаны были лишь две первые главы и большая часть третьей, четвертая и пятая главы были написаны начерно, а последние пять глав вовсе написаны не были, материал к ним остался лишь в виде черновых подготовительных отрывков.
Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. В своем аграрном проекте он смело объединил два противоречивых принципа: с одной стороны, он признавал правильным, что «земля есть собственность всего рода человеческого», а не частных лиц и поэтому не может быть частной собственностью, ибо «человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать», следовательно, земля - общее достояние всего рода человеческого. Но, с другой стороны, он признавал, что «труды и работы суть источники собственности» и тот, кто землю удобрил и обработал, имеет право владеть землей на основе частной собственности, тем более что для процветания хлебопашества «нужно много издержек», и их согласится сделать только тот, который «в полной своей собственности землю иметь будет». Признав за правильные оба противоречивых положения. Постель положил в основу своего аграрного проекта требование разделения земель пополам и признания каждого из этих принципов лишь в одной из половин разделенной земли.
Для осуществления своего аграрного проекта Постель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной ее конфискации. Иначе его проект и не мог быть осуществлен: ведь в каждой волости надо было отдать во владение крестьян половину земли, эта земля отчуждалась от ее владельцев, в первую очередь от помещиков. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, имело место и безвозмездное отчуждение, конфискация. Таким образом, помещичье землевладение (при полном уничтожении крепостного права!) все же частично сохранялось. Беспощадно сметая устои феодально-крепостного общества, стремясь глубоко перестроить государство на буржуазный лад, Пестель, тем не менее, не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам.
Самодержавие в России по проекту Пестеля решительно уничтожалось. Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся весь царствующий дом: Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.
Пестель - сторонник идей революционной верховной власти народа: «Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства».
Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены и слиты «в единое сословие гражданское». Никакая группа населения не могла отличаться от другой какими-либо социальными привилегиями. Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными», т. е. «рожденными во благо». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип - священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. За содержание печатных произведений виновные отвечали только перед судом. Каждая вера могла свободно исповедоваться в государстве, но запрещались некоторые религиозные обычаи, например многоженство у мусульман. Сословный суд, разумеется, отменялся и вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан.
«Русская Правда»- революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами. «Русская Правда», представляя собой плод огромного личного труда Пестеля, в то же время является идейным памятником целой революционной организации, обсужденным и принятым единогласно. Это - крупнейший памятник революционного прошлого первой четверти XIX в.
1.3 Восстание декабристов. Следствие и причины поражения.
14 декабря 1825 года декабристы
были уже в казармах, чтобы
повести подчиненные им
Сенат и Государственный Совет принесли присягу новому императору Николаю I. Трубецкой, назначенный руководителем восстания, на площадь не явился. К вечеру лишь был избран новый руководитель - князь Оболенский.
Декабристы не предприняли наступательных действий: не захватили Зимний дворец, хотя имели такую возможность, не овладели артиллерией. Они побоялись привлечь к восстанию народ, который в большом количестве собрался на площади и энергично выражал сочувствие восставшим. По свидетельству современников, "чернь" просила восставших продержаться до вечера, обещая поддержку, бросала в правительственные войска камни, поленья. Тем временем Николай I стянул оставшиеся верными ему войска, которые окружили Сенатскую площадь. Несколько раз гвардейская кавалерия атаковала повстанцев, но те отбивали атаки ружейным огнем. К вечеру Николай I приказал расстреливать восставших артиллерией.
Несколько артиллерийских залпов в самую гущу восставших поколебали их ряды и рассеяли солдат. М. А. Бестужев попытался построить солдат на льду Невы, чтобы захватить Петропавловскую крепость. Но ему это не удалось. Ядра разбивали лед, солдаты проваливались в реку и тонули. К ночи восстание было окончательно разгромлено.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами: пятеро из них были повешены - Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский. В 1825 году Россия впервые увидела открытое восстание, открытое революционное движение против царизма.
Революционное движение отличалось от стихийных крестьянских восстаний своей политической программой, организованностью. Но оно было ограниченным, так как декабристы были далеки от народа. Однако их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. На дальнейшее развитие общественно-политической мысли России особую роль оказывали идеи и деятельность декабристов - участников декабрьского восстания на Сенатской площади в 1825 году.
Николай I, стремясь исказить истинные цели и задачи декабристов, прилагал большие усилия для распространения в России и за рубежом официальной версии восстания 14 декабря 1825 года. Восстание изображалось узким заговором, в котором якобы приняли участие 7-8 офицеров и несколько человек «гнусного вида во фраках», увлекавшие за собой солдат. Цель восстания была сведена к ниспровержению престола, законов и распространению безначалия.
1.4 Политические идеи революционных демократов и революционных народников.
Политические воззрения революционных демократов, последовательных и решительных противников крепостничества и самодержавия, были изложены, прежде всего, в работах А.И. Герцена, Н.П. Огарева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Для их мировоззрения характерны тесное переплетение идей утопического (крестьянского) социализма на русской почве и массового революционного движения в среде разночинной интеллигенции.
Во время пребывания в Московском университете Герцен и его друзья «проповедовали декабристов и французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию.
Политическая идеология революционных демократов исходила из решительного отрицания не только феодально-абсолютистских, но и других эксплуататорских, в том числе капиталистических, порядков. Они открыто и последовательно делали ставку в достижении своих демократических социально-политических идеалов на народную, крестьянскую революцию, остро критикуя либерализм и реформизм. Чернышевский, например, выступал в принципе за демократическую республику с выборностью, подконтрольностью и подотчетностью должностных лиц. Отмечая такие достоинства буржуазной демократии, как парламентаризм, избирательная система, гражданское равноправие, политические свободы, он в то же время указывал на ее слабые стороны, отмечая ее формальный характер.
Политические взгляды революционных демократов получили свое продолжение в политических теориях революционных народников. 1870-е гг. стали поистине периодом революционного народничества, поскольку основными действующими лицами в нем стали анархисты.
М.А. Бакунин (1814-1876) - основоположник русского анархизма - резко критиковал сторонников некритичного восприятия русской общины. Он не был согласен с Герценом в том, что будущее связано с преобразованием общины с помощью прививки результатов западной науки или положительного опыта западной цивилизации. Необходимо, по его мнению, использовать опыт бунта и раскольничий опыт русского крестьянства.
Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под воздействием характерного для анархизма негативистского восприятия любых форм государственной и политической власти и присущим им путей и средств социального регулирования. Все юридические законы, в отличие от законов природы и правил общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. В противопоставлении «человеческого права» и государственных законов Бакунин опирался на авторитет и традиции естественно-правовых идей.
Среди требований Бакунина - контроль над государственной властью, «эмансипация общества» от государства. Завоевание свободы он связывал с классовой борьбой, однако в будущем социалистическом обществе свобода и право предстают у него уже не атрибутами классового господства в интересах трудящихся, а лишь требованиями высокой нравственности, обращенными к индивидам, коллективам и социальным группам. Соотношение социализма и свободы он выразил в следующей формуле: «свобода без социализма - это привилегия, несправедливость; социализм без свободы - это рабство и скотство».
Последним из плеяды всемирно известных русских анархистов был П.А. Кропоткин. Он стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о природе и обществе и, в особенности, с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах.
Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Социально заинтересованными в такой организации стали, помимо землевладельцев, также жрецы, судьи, профессиональные воины. Все они были настроены на захват власти. Государственная организация властвования находится в тесной взаимосвязи с правосудием и правом. Кропоткин считал, что главная особенность государственно-властной организации - это «правительственная централизация», или «пирамидальная организация».
Сформулированный Кропоткиным «биосоциологический закон взаимной помощи» предполагал необходимость перехода к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения, и был возможен лишь через революционное разрушение всего того, что разъединяет людей: государственной власти и частной собственности.
1.5 Идеи социализма.
Вторая четверть XIX в. была временем широкого распространения в Европе социалистических идей. Разновидности социализма обрели силу во Франции, Англии и в германских землях, они находили выражение в сочинениях мыслителей, политиков и модных писателей. Труды Сен-Симона, Ламеннэ, Фурье, Консидерана, Дизраэли, Оуэна вошли в круг чтения просвещенной публики. Проникали они и в Россию.
В ее основе социалистической идеи лежали неприятие принципа частной собственности, критика буржуазных отношений и вера в возможность построения общества, где не будет эксплуатации человека человеком. Объективной основой интереса к социализму были глубокие противоречия, характерные для раннебуржуазного общества, где свободная конкуренция не имела социальных ограничений, что порождало глубочайший антагонизм между богатыми и бедными. Обладавший поразительной социальной зоркостью П. Я. Чаадаев утверждал: «Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».