Политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Тема моего реферата – «Роль политических парий в странах Западной Европы». Для раскрытия данной темы я исследовала 30 источников. Однако для написания я использовала 20 источников, из которых 12 учебников по политологии, 8 интернет-источников. Из них более подробно раскрывается данная тема в учебниках А. Ю. Мельвиля, С. И. Соловьева, М. А. Василика, В. П. Пугачева, Е. Н. Каменской, Е. Н. Суваловой, В. А. Мельника, также она хорошо освещена в интернет-журнале «Ломоносов». К сожалению, в исследованных мною научных журналах «Полис» и «Проблемы управления» за 2010 год данная тема не затрагивается, так как журнал «Полис» рассматривает политические аспекты жизни Российской Федерации, а журнал «Проблемы управления» - политические отношения в Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………….………..……………………………………3
1.Партии как политический институт……………………………….….….……4
1.1 Определение политической партии.…………………………..….……….....4
1.2 Функции политической партии……………………………...….…….……...5
1.3 Типологии политических партий……………………………..……….…....5
2. Политические партии в странах Западной Европы…………………………..8
2.1 Возникновение политических партий в Западной Европе…………………8
2.2 Политические партии Великобритании……………………………………11
2.3 Политические партии Германии……………………………………………15
2.4 Политические партии Франции…………………………………………….16
2.5 Тенденции развития политических партий в странах Западной Европы....................................................................................................................19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Политические партии.docx

— 77.19 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Политические партии Германии

Как партии Великобритании, политические партии Германии в учебниках  подробно не описываются. И поэтому для характеристики их я использовала следующие интернет-источники: Энциклопедия о Германии, Германия факты.

Германский партийный  ландшафт имеет четкие контуры. Из существовавшей долгие годы трехпартийной системы в результате прочного вхождения в политическую жизнь партии «Зеленых» в 80-е годы и Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) после воссоединения Германии в 1990 г. на сегодняшний день сложилась стабильная пятипартийная система. Как и у народных партий, таких как Христианско-демократический союз (ХДС), образующий в бундестаге блок с действующим только в Баварии Христианско-социальным союзом (ХСС), и .Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), проценты голосов избирателей, приобретенных «малыми» партиями на выборах в Бундестаг 2009 г., также измеряются двузначными цифрами. Выделяют следующие основные партии Германии [19]:

  • «Союзные партии», относящиеся к европейской семье христианских демократов, повсюду в Германии – за исключением Баварии – действуют как Христианско-демократический союз (ХДС). В федеральной земле Бавария ХДС не выступает, оставляя поле деятельности тесно связанному с ним Христианско-социальному союзу (ХСС). В Бундестаге депутаты обеих партий прочно образуют единую фракцию.
  • Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – вторая крупная сила в германском партийном ландшафте. Она относится к европейской семье социал-демократов и демократических социалистов. ХДС/ХСС и СДПГ в принципе позитивно относятся к социальному государству. ХДС/ХСС притягивают скорее тех, кто имеет собственное дело, занимается промыслом, и предпринимателей, СДПГ близка к профсоюзам.
  • Свободная демократическая партия (СвДП) относится к семье либеральных европейских партий. Ее политическое кредо – минимальное (насколько это возможно) вмешательство государства в дела рынка. СвДП поддерживают, прежде всего, лица со сравнительно высокими доходами и высоким уровнем образования.
  • «Зеленые» относятся к европейской семье экологических партий. Характерной чертой их программы является сочетание рыночной экономики с необходимостью охраны природы и окружающей среды под контролем государства. Их сторонниками также являются скорее хорошо зарабатывающие и образованные (уровень выше среднего) избиратели.
  • Левая партия – самая молодая в кругу более или менее значительных политических сил Германии. Особенно сильно она представлена в пяти землях, которые вошли в состав Федеративной Республики в процессе воссоединения Германии. Однако сегодня она представлена и в ландтагах других земель. Как партия, выступающая за социальную справедливость, она конкурирует прежде всего с СДПГ [15].

 

2.4 Политические партии Франции

 

Как и партии Великобритании и Германии, политические партии Франции  я анализировала по интернет-источникам таким как Франция в России и Википедия. В них описываются такие основные политические партии Франции как:

  • Социалистическая партия (СП) - одна из наиболее значительных политических партий Франции. Основана в своём нынешнем виде в 1969 г., на базе существовавшей с 1905 года социалистической партии, официально называвшейся Французской секцией Рабочего интернационала. Французская секция Второго Интернационала прекратила свое существование в ходе внутриполитического кризиса 1968 года. По идеологии близка социал-демократическим принципам. В 1981 г. под руководством Франсуа Миттерана добилась победы как на президентских выборах, так и на выборах в Национальную ассамблею. В 1993 году пережила внутрипартийный кризис, вызванный коррупционными скандалами. Последнего крупного успеха добивалась на парламентских выборах 1997. В 2002 году потерпела поражение как на президентских, так и парламентских выборах, то же произошло и на выборах 2007 года. Социалистическая партия Франции занимает доминирующие позиции среди левых партий Франции. Ключевыми особенностями партиями являются:
    • следование традиционным установкам левых
    • не играет большую роль среди профсоюзов

Современное состояние Социалистической партии многие рассматривают как  кризис идентичности. Проблема заключается в отсутствии лидеров, готовых повести за собой партию [20].

  • Французская коммунистическая партия (ФКП)  Возникла в 1920 году, на 2006 год - формально третья по численности политическая партия во Франции.  Политическая ориентация: независимая внешняя политика, поддержка национальных меньшинств, активная социальная политика, стимулирование развития регионов, демократизация управления в Евросоюзе. Наибольший успех на парламентских выборах достигла в 1946 г. - 28,2 %, на президентских в 1969 г.  -    21,3 % . На парламентских выборах 2007 года партия набрала 4,3 % голосов, пятое место и 15 мест из 577, а президентских выборах      2007 г. - 1,9 % голосов, седьмое место (кандидат Мари-Жорж Бюффе). 90-ые годы сопровождались политическими изменениями в партийной идеологии к новому коммунизму рабочего движения Франции. Фактически партия стала вынуждена лавировать на политической арене, отказываясь в том числе от своих установок (например, сохранение франка как национальной валюты, борьба с предпринимателями, несправедливо действующими в отношении работников). Причиной трансформации партии стала деятельность на посту Генерального Секретаря  Ю. Робера, связанная с отказом от политического прошлого партии и с принятием в партию различных общественных движений во Франции: феминистских, экологических, антирасистских, сексуальных меньшинств. С данными явлениями был связан переход ряда членов партии в ряды социалистов и падение уровня электората. Ряд исследователей считает, что кризис коммунистической партии, как и социалистической, является следствием кадрового кризиса [20].
  • Объединение в поддержку Республики основанное в 1976 г. Жаком Шираком. Объединение в поддержку Республики (ОПР) является наследником Союза демократов в защиту Республики (ЮДР). Оно провозглашает себя продолжателем голлистской традиции, которая начата Объединением французского народа (РПФ) - движением, основанным в 1947 г. генералом де Голлем. Для анализа деятельности партий приводится количество членов ОПР в Национальном собрании в 1988 - 1993 : 130 депутатов (из 577), в1993 - 1997 - 257 депутатов (из 577), в 1997 - 2002 гг. - 140 депутатов (из 577) [20].
  • Союз за французскую демократию (СФД), основан 1 февраля 1978 г. по инициативе Валери Жискар д’Эстена. Союз за французскую демократию представлял собой не единую партию, а конфедерацию партий до ноября 1998 г., когда его национальный совет принял решение преобразовать СФД в единую партию. Она объединила в своих рядах несколько организаций: Демократическую силу, Народную партию за французскую демократию, Партию радикалов, Республиканское независимое и либеральное объединение, а также тех, кто вступил непосредственно в Союз[14].
  • Национальный фронт (НФ) основан в 1972 г. Жан-Мари Ле Пеном. Фактически ее появление было связано с поиском альтернативного пути власти социалистов. Национальный фронт выступает с правых националистических и популистских позиций. В период с 1972 по     1982 г. он не добивался успеха на выборах, но с 1983 г. число его избирателей растет. Наибольших успехов добилась на выборах в Национальное Собрание в 1986 году (35 мест) и Европарламент в 1984 году (10 мест). В связи с разногласиями в руководстве часть членов НФ откололась и создала в 1999 г. свою организацию Национальный фронт - Национальное движение под руководством Брюно Мегрэ. Основные положения политической программы Национального фронта в общих чертах следующие:
    • Прекращение дальнейшей иммиграции из неевропейских стран и ужесточение требований при получение французского гражданства.
    • Возврат к традиционным ценностям: ограничение абортов, поощрение многодетных семей, сохранение французской культуры.
    • Проведение протекционистской политики, поддержка французских производителей, мелкого бизнеса.
    • Противодействие процессам евроинтеграции, большая степень независимости страны от Евросоюза и международных организаций [14].

 

2.5 Тенденции развития политических партий в странах Западной Европы

 

На современном этапе эволюция политических партий происходит под  воздействием таких реальностей  в мире, как развертывание НТР  и обострение глобальных проблем, изменение  социально-классовой структуры общества, усиление воздействия СМИ на общественное мнение, рост гражданской культуры общества. Проявились новые тенденции  в отношении партий и гражданского общества, партий и государства, во внутрипартийных и межпартийных отношениях.

В исследованных мною источниках приводится от пяти до семи тенденций развития. Наибольшее число из них приводит Сувалова, а наименьшее число приведено в интернет-журнале  «Ломоносов». Выделяют следующие тенденции развития политических партий Западной Европы:

  • В современном мире наблюдается тенденция роста количества партий, фрагментация партийной системы, что следует из сравнительной таблицы, приведенной Пугачёвым в справочнике студента по политологии (см. табл. 1). Однако имеет место многопартийная система с доминирующей партией [2].

Таблица 1

Количество партий, получивших свыше 2% голосов избирателей

Страна

1946

1960

1970

1980

1990

Бельгия

4

5

6

6

9

ФРГ

8

3

4

3

5

Дания

5

7

5

11

8

Финляндия

7

8

7

8

9

Франция

5

7

6

5

6

Великобритания

3

3

3

3

4

Ирландия 

6

5

3

3

6

Испания

4

4

5

5

6

Италия

6

7

7

8

9

Люксембург

4

4

5

5

6

Новая Зеландия

2

3

3

3

2

Нидерланды

6

6

10

8

6

Норвегия

6

7

6

7

6

Австрия

3

4

3

3

4

Швейцария

5

5

5

5

7

Швеция

7

7

9

8

9

Испания

-

-

-

6

5


 

  • Определенное сочетание социал-демократических, либеральных и консервативных элементов в программных документах политических партий.
  • Нарушение связи между партийными пристрастиями различных групп избирателей, их голосованием за определенные партии и социально-классовым положением людей [2].

В интернет-журнале «Ломоносов» говорится, что в настоящее время снижается доля рабочего класса в социалистических и социал-демократических партиях. Растущее число представителей низкодоходных слоев населения голосует за партии либеральной и консервативной ориентаций, а представители "среднего класса" - за социал-демократические и другие левые партии. В качестве примера можно выборов последних лет в ряде стран Западной Европы, где значительную часть электората консервативных партий составили представители профсоюзов. Приблизительно такая же ситуация сложилась и в результате парламентских выборов 1986, 1993 и 1997 годов во Франции, где за коммунистов и социалистов голосовали избиратели среднего достатка, а за консерваторов - малоимущие слои населения страны.

  • Превращение партий из социально-классовых организаций в «народные партии» или «партии для всех», которые претендуют на представительство всех слоев населения [18].

Например, Сувалова отмечает, что первыми с претензией на статус «народной» выступили христианско-демократические партии (например, Австрийская народная партия, Христианско-демократический союз (ХДС) в Германии и др.). В свое время канцлер ХДС Г. Коль сказал, что партия не связывает себя с каким-либо вероисповеданием, а народный характер ХДС подтверждается тем фактом, что в ней в органическом единстве объединились христианско-социальные, консервативные и либеральные силы страны.

Также «народными» провозгласили  себя многие социалистические и социал-демократические  партии. Например, Социал-демократическая  партия Германии (СДПГ), в которой  в настоящее время особенно силен  вес технической интеллигенции, представителей предпринимательских  кругов, молодежи [12].

В интернет-журнале « Ломоносов» как народные выделяются также Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ), партия Венстре (Норвегия), и Христианско-социальный союз (ХСС) в Германии и другие, для которых понятия "левых" и "правых" стали относительными.

  • Неопределенность и неустойчивость социальной базы партий  и, как следствие, непредсказуемость   итогов выборов.
  • Резкие переходы избирателей от одних партий к другим, рост числа независимых  избирателей, голосующих не за традиционно свою, а за конкурирующую партию.
  • Феномен «негативного голосования», т. е. голосования не за того, кому надо оказать поддержку, а против того, кто отвергается.

Одним из признаков такой  автономии стал неуклонный рост числа  избирателей, называющих себя независимыми, либо голосующих за кандидата не своей, а конкурирующей партии. Со второй половины 60-х -   70-х годов это положение стало меняться, что проявилось, в частности, в ослаблении партийной самостоятельности значительных контингентов избирателей. В странах Западной Европы подобные тенденции проявляются в оттоке избирателей, например, от социал-демократов к консервативным или альтернативным партиям и движениям и наоборот. По данным ряда исследований, и здесь ослабевает приверженность избирателей к крупным традиционным партиям. Сомнения в способности партий решать стоящие перед обществом проблемы порождает феномен негативного голосования, то есть голосование не за того, кому надо оказать поддержку, а против того, кто отвергается. В 80-х годах этот феномен особенно проявился в европейских странах, где правящие партии вынуждены были уступить место оппозиции зачастую не в силу изменения партийно-политических предпочтений, а в результате негативного отношения к партиям, стоящим у кормила власти.

  • Рост влияния новых социальных движений и экологических партий, которые в совокупности создают трудные проблемы для "укоренившихся" партий.

Например, многие интренет-источники называют такие партии и движения этого направления как, «Союз Зеленых» в Ирландии, Партия «зеленых» (фламандцы) и Партия «зеленых» (франкофоны) в Бельгии, Независимое экологическое движение во Франции, «Союз Зеленых» в Германии др.

  • Увеличение роли и влияния средств массовой информации на общественно-политические процессы в целом и партийную жизнь в частности.

Сохраняя важную роль в  рекрутировании политической элиты, партии во многом уступают СМИ свои позиции в области политической социализации, пропаганды, артикуляции интересов, политической интеграции и мобилизации   граждан.

  • Нарастание элементов манипулирования в партийных избирательных кампаниях, их превращение в тщательно организованные и дорогостоящие развлекательные шоу, затрудняющие рациональный выбор избирателя [18].

Однако значение этих тенденций  не следует преувеличивать. Анализ реальной ситуации показывает, что  политические партии сохраняют важное значение в качестве главных инструментов реализации политических функций, особенно в качестве центрального элемента избирательного процесса. Хотя их власть и влияние уменьшились, думается, что преждевременно делать вывод о развале партий, поскольку отток избирателей можно оценить как наметившуюся тенденцию. Следует учесть, что во второй половине 70-х - начале 80-х годов в некоторых странах в процессе перехода от авторитарных режимов к буржуазно-парламентским режимам именно партии стали одними из наиболее активных институтов, способствовавших утверждению новых политических систем.

Информация о работе Политические партии