Политические партии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Политические партии занимают особое место в ряду субъектов политической деятельности, выступая посредниками между гражданами и государством. Классическое определение партии принадлежит французскому политологу Роже Жерару Шварценбергу (р. 1943):
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Содержание работы

Понятие «политическая партия» и ее отличительные признаки. Функции партий в политической системе общества. Структура политической партии. Типология политических партий. Политические организации и движения…………………………....3
Сущность и типология партийных систем. Политические партии в современной России……………………………………9
Группы интересов как политический институт. Основное отличие групп интересов от политических партий. Типология групп интересов и их функции. Основные методы воздействия на власть. Специфика деятельности групп интересов в современной России………………………………………………………………...13
Список литературы……………………………………………..……. 20

Файлы: 1 файл

Пол-гия.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

Однако 4 апреля 2012 года вступил  в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О  внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации – теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.

Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру  регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие  деятельность политических партий.

В связи с этим число  новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших  в последних выборах в Государственную  Думу. Это число еще будет расти.

Перечислим некоторые  политические партии России:

Единая Россия; КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации; Патриоты России; Правое дело; Справедливая Россия; Российская объединенная демократическая партия Яблоко; РПР-ПАРНАС - Республиканская партия России "Партия народной свободы"; ДПР - Демократическая партия России; Народная партия "За женщин России" и др.

 

 

 

 
  1. Группы интересов как политический институт. Основное отличие групп интересов от политических партий. Типология групп интересов и их функции. Основные методы воздействия на власть. Специфика деятельности групп интересов в современной России.

Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического  рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.

В число  таких групп входят профсоюзы рабочих и служащих; фермерские (крестьянские) организации и союзы; профессиональные ассоциации предпринимателей; феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения; союзы ветеранов; философские клубы и общества и др.

   Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:

- широкого и специализированного профиля;

- представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;

- массовые и кадровые;

- частные и общественные.

   В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

Во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;

Во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.

При этом объектами этого  воздействия выступают все ветви  власти, но прежде всего законодательная  и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют.

Направления воздействия  групп давления на власть и ее окружение:

  1. Воздействие на саму власть.
  2. Воздействие на партии, контролирующие власть.
  3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.

Группы давления оказывают  обществу хорошую услугу, направляя  в соответствующие каналы его  чаяния, которые без этого часто  принимают неорганизованную и насильственную форму. Но группы давления могут приводить  и к дезорганизации общества.

Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий  деятельности групп давления:

- общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;

- управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;

- отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;

- изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.

В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы: выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; представления проектов законов и других нормативных актов; проведения пропагандистских кампаний в органах СМИ; организации демонстраций, маршей и т.д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся: взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок; шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.

В России пока доминирует так  называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как  политическая коррупция - крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме.


Типология групп  интересов:

1) С точки зрения происхождения  и степени организованности:

1. Аномические — объединения,  возникшие стихийным образом  как спонтанная реакция на  ту или иную ситуацию. Отсутствует  постоянная организация;

2. Институциональные —  формальные объединения с определенной  организационной структурой, устоявшимися  функциями и профессиональным  кадровым аппаратом.

2) По специализации деятельности:

1. Неассоциативные — неформальное  и недобровольное объединение  людей на родственной, религиозной,  социокультурной основе (студенческие  общества и т. д.). Деятельность  непостоянна;

2. Ассоциативные — добровольные  объединения, специализирующиеся  на представительстве интересов  и нацеленные на решение определенных  задач (профсоюзы).

3) По характеру деятельности:

1. Одноцелевые — стремятся  обеспечить принятие какого-либо  определенного законодательного  акта в парламенте, складываются  и существуют только в связи  с достижением данной цели. После  ее достижения распадаются;

2. Многоцелевые — многопрофильная  деятельность, не ограничена спецификой  задач того или иного рода.

4) По сферам управления  обществом, территориальным признакам,  уровню и масштабам деятельности:

1. организованные группы  в экономической сфере и в  сфере трудовых отношений (союзы  потребителей, профсоюзы и т.д.);

2. организованные группы  в социальной сфере (объединения  ветеранов, общества инвалидов,  благотворительные союзы);

3. организованные группы  в сфере религии, науки и  культуры (церкви, секты, научные  ассоциации, союзы художников и т.д.);

4. организованные группы  в политической сфере (движения  за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

Функции групп  интересов:

  1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;
  2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей.
  3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;
  4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Специфика деятельности групп интересов в современной  России

Образовавшиеся в последние  годы подлинно независимые, добровольные группы интересов из-за крайней ограниченности ресурсов, затрудненности доступа к СМИ, политической пассивности населения не имеют значительного влияния в обществе.

Этого нельзя сказать о  финансово-промышленных группах, которые  сконцентрировались вокруг крупных  банков и приобрели огромное влияние  на политическую жизнь страны. В  условиях крайней слабости партийной  системы финансово-промышленные группы оказывают большее влияние на политику, чем подавляющее большинство  партий. Этому способствует тесная связь таких групп с правящей элитой. Помимо огромных денежных ресурсов, они обладают таким первостепенным по своей значимости средством политического  воздействия, как СМИ. Так, например, возглавляемая президентом «Мостбанка»  В. Гусинским группа «Медиа-Мост»  в 1998 г. включала телевизионный канал  НТВ, радиостанцию «Эхо Москвы», ежедневную газету «Сегодня», журнал «Итоги», издательство «Семь дней», целый ряд других центральных и региональных СМИ.

Анализ развития групп интересов  в России показывает, что эти организации  играют своего рода компенсаторную функцию  в условиях "недоразвитой" системы  политического представительства, способствуя тем самым канализации  политических интересов и политической стабилизации.

Вместе с реформами российского  общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим  процессам, выступающие их характерным  признаком. Среди таких явлений  можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.

Размеры лоббизма в современной  России, как отмечают современные  исследователи, не имеют аналогов в  мире и в истории. В условиях неразвитой политико-правовой системы и несовершенства законодательной власти лоббизм становится основной формой представительства интересов, но при этом находится вне внимания государственных органов, прессы, общественности и закона. К сожалению, механизм взаимодействия общества и власти в процессе принятия политических решений сегодня не публичен, а зачастую коррумпирован и хаотичен; каналы влияния на органы государственной власти монополизированы сильнейшими группами давления, а целый ряд общественных движений и организаций не имеют возможности донести свои интересы до власти. Правовое регулирование лоббизма позволит существенно снизить уровень криминализации процесса взаимодействия представителей различных групп интересов с представителями власти, обеспечить гласность и открытость принятия важнейших государственных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Батурин В.К. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.К. Батурина. — 4-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012
    2. Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., ЮдинВ.В. Политология: Курс  лекций. — М.: Волтерс Клувер, 2010.
    3. Политология: Лексикон. — М.: РОССПЭН, 2010.
    4. Соловьев А.И. Политология: Лексикон / под ред. А.И. Соловьева. — М.: РОССПЭН, 2010.
    5. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ. — URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
    6. Политнаука: Политология в России и мире: [Сайт]. — URL: http://www.politnauka.org. Доступ свободный.
    7. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом “ИНФРА-М”» (доступ через интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ). — URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.

 

 


Информация о работе Политические партии