Политические портреты современных российских лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

Тема политического лидерства, а точнее – облика лидера, давно будоражит умы общественности. Эта тема порождает массу самых разнообразных и под час фантастических предположений, которые зачастую к реальности не имеют никакого отношения.

Содержание работы

Введение 3
1.Политический портрет лидера: вопросы типологии 5
2. Социальный портрет современного российского лидера 10
3. Политические портрет В.Путина и Д.Медведева 17
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Политические портреты современных российских лидеров.docx

— 193.79 Кб (Скачать файл)

Все это свидетельствует  о том, что и лидеры нового поколения  – поколения российских “яппи” все еще ориентированы в значительной мере на кратковременный успех.

Подтверждением тому является, в частности, то, что до сих пор  не вполне востребованной является выработка  долговременных стратегий развития бизнес-структур, глубоко проработанных ярких стратегических программных документов общественно-политических организаций, обозначившийся явный дефицит лидеров общероссийского масштаба.

Не менее важный вопрос, который пока зачастую остается в  тени, – это целенаправленная работа по формированию устойчивых, профессиональных команд, отстраиванию и поддержанию нормальных человеческих отношений в корпорации, стимулированию развития корпоративного духа. Это зависти от механизма политического лидерства.

 

Механизм политического  лидерства предполагает систему  правил, в соответствии с которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление им своих властных полномочий. Осуществляется персонификация власти посредством ее слияния с индивидуальными качествами лидера.

Одним из современных вариантов  интерпретаций политического лидерства, который согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями прошлого, может быть предложенный Ж.Блонделем: «По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз».5

Лидером можно стать либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.

Политический лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию».6

Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

Лидерство на уровне малой  группы, объединенной политическими интересами. Здесь происходит интеграция групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.

Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае. В этом отношении  лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части общества, поддерживающего данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания.

Лидерство на государственном  уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления  власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и общества, поэтому ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу.

В политических объединениях эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления и жесткости подчинения. На этом уровне, так же как и на государственном, становятся обязательными институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий.7

Лидерство в масштабах  государства предполагает определение  стратегического направления развития государства, политической системы общества, выбор средств осуществления основных задач общегосударственного значения, их важнейших принципов и путей достижения.

В экстремальных условиях функционирования общества возникает  необходимость в появлении политического лидера национального масштаба, обладающего качествами, которые помогут ему возглавить национальное движение.

Такими качествами могут быть:

- умение формулировать  цели, программы, идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры,  общество расколото, в нем царят  апатия и анархия;

- способность персонифицировать  фундаментальные национальные ценности  для конкретного исторического периода;

- готовность выходить  за рамки бюрократических процедур  при принятии решений в экстремальной ситуации;

- способность связать  базисные национальные интересы  с историей страны, традициями  современного и предшествующих  поколений;

- искусство создавать  принципиально новую модель поведения  и мышления, которая будет распространяться от элиты на все общество;

- умение внушить веру  и оптимизм нации, помочь ей  преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности.

Лидера, особенно на уровне малой группы, создает авторитет, он никем официально не назначается  и даже не утверждается. Из всех претендентов на лидерство выбирается тот, кто  выделяется большей активностью, заинтересованностью в общем деле, информированностью и эффективностью политической деятельности. Такая заданность связана с тем, что потребность в лидерах возникает тогда, когда объект ищет цели дальнейшего развития и пути их достижения или же определяет новые средства реализации ранее поставленной цели. Субъект, предлагая видение и того, и другого, сплачивает объект, обеспечивая солидарные действия. Таким образом, лидером становится не тот, кто хочет, чтобы за ним шли, а тот, за кем люди идут без принуждения. И чем в большей мере предложенная им цель совпадает с тенденцией прогресса нации, тем лидером более широких народных масс он выступает.

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.8

В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать политико-административной элите (высшему персоналу государственно-административных органов).

Политическое поведение  лидера является целенаправленным и  мотивированным. Исследователи отмечают множество различных личных потребностей, связанных с политической деятельностью, среди которых основными являются следующие:

- Потребность во власти, т.е. достижение высшей ценности, которой является власть (Г.Лассуэлл, А.Джордж);

- Потребность в контроле  над событиями и людьми –  это проявление в политической деятельности базовой человеческой потребности в контроле над внешними силами и событиями, влияющими на нашу жизнь;

- Потребность в достижении, которая проявляется в заботе  о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение успехов;

- Потребность в аффилиации, т.е. принадлежности к группе  и получении одобрения, которая проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими людьми.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политические  портрет В.Путина и Д.Медведева

 

 

Политический стиль Путина определить нелегко по ряду причин. Во-первых, и.о. президента еще только осваивается как публичный политик. Как признался он сам в интервью Михаилу Леонтьеву: «Я не могу сказать, что это меня тяготит, но удовольствия особого не доставляет».10

Во-вторых, Путин пока действует  и как премьер, и как de facto президент. Что может получиться – показал скандал в Думе. В интервью Николаю Сванидзе Путин объяснил, что как премьеру ему было бы выгодно в ходе распределения постов поддержать правых – правительство будет вносить в Думу пакет либеральных законов. Но как глава государства Путин видит свою задачу в том, чтобы соблюсти политический баланс и отдать коммунистам пост спикера и десяток комитетов. Левые, которым принадлежит треть политического спектра, должны своим представительством в Думе отражать структуру интересов в стране.

В-третьих, политическая стилистика консолидации, а не разделения («политическая  конфронтация исчерпала себя» –  из речи на съезде «Единства») предполагает некую неопределенность. Компромисс создается как минимум двумя партнерами, и заранее предсказать точные координаты результирующей политической линии невозможно.

И тем не менее почерк Путина-политика различим. Это политик  современного типа, а не «традиционный» или «харизматический» лидер. По Максу Веберу, такой политик осуществляет свое «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами». 11

Очевидно, что Путин не доверяет сочинениям в жанре «500 дней». Открытое письмо избирателям – программа, соответствующая его личностно-идеологической стилистике. Она исходит из консервативных ценностей – «моральные устои», «семья», «патриотизм» – и нацелена на превращение жизни россиян в «достойную». Сегодня эти ценности «проблематизированы», ибо нет государственной воли, нет общеобязательных правил, нет общепризнанного распределения собственности.

Перечень проблем задает алгоритм их решения: государство будет  действовать (в этом смысле его станет «больше» и оно станет «сильнее») через утверждение единообразных правил в экономической деятельности ясно определенных собственников (включая само государство).

Перечень приоритетов  столь же прост: борьба с бедностью, защита экономики от чиновничье-бандитского  рэкета (первое через второе), возрождение личного достоинства и внешняя политика национальных интересов (второе – через первое). Таким образом программа Путина в самом выборе того, «что делать?», содержит ответ на сакраментальный вопрос – «как?»12

42-летний юрист из Петербурга  Дмитрий Медведев долгое время  считался темной лошадкой российской политики. Как почти всякий действующий высокопоставленный чиновник, знаком с Путиным давно – но не так давно, как сослуживцы нынешнего президента по КГБ. Выпускник ленинградского юрфака, затем аспирант и преподаватель. В университете познакомился с Анатолием Собчаком, затем участвовал в его избирательной кампании. С Путиным работал вместе в комитете по внешним связям питерской мэрии – Медведев был юридическим экспертом этой структуры. Затем на несколько лет Медведев пропадает из политики. В 99-м выныривает вновь – и сразу на высокий пост замглавы аппарата правительства. Через месяц переходит на работу в администрацию. Во время выборов возглавляет предвыборный штаб Владимира Путина. В 2003-м, после отставки Александра Волошина, занимает пост главы кремлевской администрации. Через два года Медведев, неожиданно для многих, становится первым вице-премьером в правительстве Фрадкова, и тогда впервые о Дмитрии Медведеве начинают говорить как о преемнике. Ему поручают вести нацпроекты, а федеральные телеканалы ежедневно передают отчеты о поездках Медведева в регионы. Однако через полтора года появляется еще один первый вице – Сергей Иванов, и о Медведеве уже говорят в другом ключе – как о неудавшемся преемнике. Дмитрий Медведев в Кремле считается либералом – как один из немногих приближенных президента, не служивший в органах. Его называют мягким и не слишком амбициозным политиком, готовым поступиться высокими постами, если попросят. Медведев долгое время создавал себе имидж прогрессивного политика – признавался в любви к тяжелому року и вставлял в речь молодежный сленг.13

Некоторое время назад  политологи рассматривали его как  либеральную альтернативу более жесткому Сергею Иванову – Медведев даже вступил в заочную дискуссию со своим оппонентом, отметив, впрочем, что серьезных разногласий между либералами и силовиками и Кремле нет. Медведев не был замечен ни в принадлежности к какой-либо политической партии, ни в участии в стычках кремлевских силовиков. При этом его считают опытным аппаратчиком и мастером подковерной интриги. В Кремле, по некоторым данным, за глаза его называют «Визирь».

Информация о работе Политические портреты современных российских лидеров