Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:07, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть состояние политической элиты современной России. Исходя из данной цели, мы поставили в работе следующие задачи:
Определить понятие «политической элиты»;
Рассмотреть основные функции политической элиты
Проанализировать тенденции развития современной правящей элиты России
Введение 3
Глава 1 Понятие политической элиты5
Глава 2 Правящая элита России
§ 1 Функции правящей элиты 11
§ 2 Характеристика политической элиты современной России 15
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21
Политическая элита, осуществляющая власть в обществе и управляющая государством, сосредотачивается, как правило, на следующих функциях – посреднической и функцией управления. Посредническая функция состоит в том, чтобы представить интерес ведущей группы в обществе, как всеобщей. С этой целью элита создает, если остальная часть общества позволяет, как это происходит в современной России, политико-демократический аппарат, обеспечивающий ее господство. В обществе, которое всегда разделено на классы, сословия, страты, религиозные конфессии и так далее возникают с неизбежностью конфликты, которые могут быть отрегулированы и разрешены лишь властью. Власть, какой бы она не была, не может не считаться с общественными интересами, действовать без оглядки на общество. Суть власти – возвышение над частичными интересами. И в конечном счете власть разрешает конфликты, возникающие в интересах социальных групп, объединений, классов, сословий, занимающих господствующее положение в обществе. В противном случае своего положения лишается политическая элита.
Таким образом, политическая
элита изначально обречена на роль
примирителя социальных конфликтов.
Она ищет модель компромисса. При
этом ее целью является предотвращение
нового столкновения противоборствующих
групп. Элита в этой связи вынуждена
в той или иной степени ограничивать
претензии разных слоев, предлагая
и навязывая решения для
Элита выполняет посредническую функцию также по отношению к конфликтам между различными представителями внутри господствующей группы. Эти конфликты могут сказаться для общества даже еще более опасными, чем их конфликт с другими классами или народными массами. Поэтому элита, беспокоящаяся о своем благополучии, стремится сохранить единство, используя экономические регуляторы, а в случае неудач и открытое принуждение.
Элита также ответственна
за решение межгосударственных конфликтов,
за организацию эмоциональной
Элита управляет через сформированную ею бюрократию. Как правило, хотя и не всегда, положение администратора, бюрократа более стабильно, чем политической элиты. При этом существует опасность, что бюрократия подогнет под себя элиту и заменит ее. Впоследствии все конфликты внутри элиты приведут к ее замене.
Соединение функций
Показателем безусловной
крепости положения политической элиты
служит и ее способность к манипулированию
общественным мнением, такому использованию
идеологических и иных духовных инструментов,
которые могут обеспечить требуемый уровень
легитимности власти, вызвать расположение
и поддержку ей со стороны общественного
мнения.
В то же время опыт продемонстрировал
и ряд факторов, препятствующих укреплению
положения элитарных группировок во власти.
Так, существенно подрывает позиции политических
элит нарастание информационной открытости
в работе институтов власти и управления,
критика общественностью всяческих злоупотреблений
должностных лиц. К таким же ограничителям
можно отнести и растущую способность
общества к контролю за деятельностью
власть предержащих, неразрывно связанную
с целенаправленной деятельностью общественных
объединений и СМИ, активизацией контрэлит.
Снижает возможности волюнтаризма в управлении
государством и дифференциация элит, ведущая
к росту внутриэлитной конкуренции, а
равно и профессионализация аппарата
управления государством (партией).
К главным функциям элиты в трансформационном процессе Т. Заславская относит выработку, легитимизацию и реализацию общей стратегии реформирования общества8. Другой автор, А. Малько, выделяет следующие наиболее существенные функции политической элиты:
Благодаря своим функциям, политическая элита является ведущим звеном, направляющим развитие общества. Все попытки принизить ее статус и возможности и даже, как это нередко случалось в российской истории, уничтожить, принизить ее общественный авторитет в конечном счете наносят ущерб самому обществу. Накопленный обществом опыт убеждает в том, что элитарные механизмы скорее всего навсегда останутся в структуре общества, сохранив свою лидирующую роль. С течением времени, очевидно, будет меняться лишь степень и характер их соотношения с механизмами самоорганизации общественной жизни. В то же время наиболее продуктивное поведение элитарных слоев, включение их в процесс демократизации общества возможно только при условии снятия всех искусственных границ на пути обновления ее рядов, предотвращения ее загнивания вследствие олигархизации и закостенелости.
Чтобы эффективно реализовывать эти функции, элита должна характеризоваться такими качествами, как современный менталитет, государственный тип мышления, готовность к защите общенациональных интересов.
Главная
особенность в процессе формирования
современной политической элиты России
заключается в том, что она приобрела черты
во многом аналогичные с политическими
элитами демократических государств.
Это обусловлено процессом становления
демократического государства и многопартийной
политической системы в России. Вместе
с тем основной удельный вес в политической
элите современной России продолжает
принадлежать административно-политической
элите — высшему персоналу государственно-
Анализируя состав трех крупных волн — когорт в смене правящей политической элиты: брежневской, горбачевской, ельцинской — исследователи института социологии Российской академии наук под руководством О. Крыштановской отметили, что последняя лишь на 10 % состоит из людей, пришедших к власти при Б.Н.Ельцине. 37 % ельцинской элиты стали относиться к политической элите еще при Брежневе, 39 % — при Горбачеве. Около 70 % глав администраций в регионах занимали руководящие посты в прежних поколениях политической элиты.
В составе новой политической элиты России произошли значительные изменения в образовательном, возрастном и профессиональном планах.
Так,
Правительство и элита в
Б. Ельцин приблизил к себе молодых ученых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. Доля сельских жителей в его окружении падает почти в 5 раз (с 58% до 12,5% против брежневской элиты). Даже среди региональных руководителей (самой близкой к селу группы) доля «сельчан» теперь меньше в 2 раза. В целом доля сельских выходцев в элитных слоях упала за последние 10 лет в 2,5 раза.
Элита всегда была одной из самых образованных групп общества. Даже в брежневские времена, когда элита происходила из низких слоев общества, доля тех, кто имел высшее образование, была близка к 100%. Резкий скачок образовательного ценза элиты произошел в современной России. Так, в состав ближайшего окружения Б.Ельцина входят известные ученые, общественные деятели. Президентская команда Б.Н.Ельцина на 2/3 состояла из докторов наук. Высок также процент имеющих ученую степень в Правительстве и среди лидеров партий. Можно сделать вывод, что власть в России стала более интеллектуальной.
Изменения затронули не только уровень образования элиты, но и характер образования. Брежневская элита была технократической. Подавляющее большинство руководителей партии и государства 80-х гг. имели инженерное, военное или сельскохозяйственное образование. Причем 2/3 брежневской когорты заканчивали провинциальные политехнические вузы. При М.Горбачеве процент технократов снизился, но не за счет прироста числа гуманитариев, а за счет роста доли партийных работников, получивших высшее партийное образование). И, наконец, резкое снижение удельного веса лиц, получивших техническое образование, мы видим при Б.Ельцине (почти в 1,5 раза). Причем это происходит на фоне все той же образовательной системы в России, где по-прежнему 70% вузов имеют технический профиль.
Наконец, важнейшим моментом является вопрос о преемственности между старой, номенклатурной элитой и новой политической элитой России. При Л. Брежневе практически невозможно было войти в элиту, минуя номенклатурную лестницу или перескакивая через ступени иерархии.
В постперестроечный период неноменклатурный путь наверх открылся практически для всех субэлитных групп. Половина всех лидеров партий, более половины новых бизнесменов, значительная часть депутатов, четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где в конце 1990-х гг. лишь около 20% оказались свободными от номенклатурного прошлого.
Этот
этап сближает современную российскую
элиту с
Соответственно фрагменты центральной элиты с различной ориентацией имеют в своих регионах социальную базу и поддержку региональных элит.
Структурно-функциональный срез в исследовании политико-административной элиты позволяет составить ее портрет, но он будет не полон и не вполне понятен, если его не дополнить генетическим срезом, из которого вытекает объяснение базовых деятелъностных характеристик современной российской элиты.
Поэтому важным аспектом изучения политико-административной элиты является генетический. Непосредственной предшественницей современной элиты была номенклатурная элита. Ей посвящены многочисленные работы 3.Бжезинского, Р.Такера, М.Джиласа, М.Восленского, А.Авторханова, А.Зиновьева, О.Крыштановской, С.Кислицына и др.
Рассмотрение этапов генезиса и эволюции советской партийно-номенклатурной системы показывает, что в социально-функциональном отношении она была связана с программно-целевым типом государственного управления. Вначале этот тип управления реализовался в процессе борьбы за завоевание государственной власти, а затем при использовании государственной власти — в решении социально-экономических и военно-политических задач. По мере изменения и усложнения этих задач трансформировалась и партийно-номенклатурная система.
Перестройка,
начатая элитной группой М.С.
Исторический анализ политических, социально-экономических и цивилизационных особенностей развития России показывает, что, в отличие от западных государств, для российской действительности программно-целевой метод политического управления являлся наиболее адекватным, позволяющим сохранять государственную целостность и идентичность. Что касается социально-представительского типа управления, то следует отметить, что на протяжении последних столетий, такая политическая практика практически отсутствовала.
Поэтому
воспроизведение современной
Продолжая структурно-функциональный срез, характеризующий современную российскую политико-административную элиту и сопоставляя ее общий структурный портрет с западной элитой, можно отметить наряду с существенными различиями по ряду основных параметров значительное сходство.
Информация о работе Политические процессы в современной России